РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

Гуликова Е.Н. 1, Крыштоп В.А. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Неотъемлемой частью целостной системы биологической подготовки учащихся является использование на уроках: словесных, наглядных и практических методов обучения. Важную роль в школьном курсе биологии животных играют наглядные методы обучения, а особенно иллюстрационный материал, так как на занятиях не всегда возможно непосредственно проводить наблюдения, видеть явления в их естественном состоянии. В таких случаях необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью различных наглядных средств обучения (таблицы разного типа, педагогический рисунок, карты, раздаточный материал, фотографии, плакаты). На уроке необходимо правильно организовать работу учащихся с иллюстрационным материалом учебника с целью наилучшего понимания и усвоения учебного материала, что и является основной задачей учителя.

Изобразительные средства обучения служат реализацией требований принципа наглядности в учебно-воспитательном процессе по биологии, являются самыми доступными и мобильными и отражают биологические объекты, природные явления и процессы. При работе с изобразительными средствами обучения у учащихся формируются зрительные образы, которые во многом отражают свойства и признаки изучаемого объекта.

Мы, в своем исследовании, решили определить роль иллюстрационного материала в изучении биологии животных на всех этапах комбинированного урока.

В ходе теоретического исследования нами было установлено, что изображение, как способ обучающего взаимодействия, применяется учителем в целях создания в сознании учащихся точного, четкого и ясного образа изучаемого объекта. Главная функция изображения состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности учителя и учащихся.

Базой для нашего исследования стала средняя школа № 23 города Мурманска, эксперимент проходил с 10 сентября по 21 октября 2012 года в период стажёрской педагогической практики. Экспериментальная работа проводилась на уроках биологии животных в 7 классе. На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель - выявление исходного уровня знаний учащихся по биологии с помощью контрольного тестирования по изученной теме. На данном этапе использование иллюстрационного материала было сведено до минимума. Например, применялись тесты с выбором одного правильного ответа.

После проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: 45% учащихся справились с контрольными заданиями на оценку «3», 41% на оценку «4». На отлично с заданиями справились только 5% учащихся, не справились с заданиями 9 % учащихся.

В психологии, дидактике и частных методиках постоянно отмечается, что одной только наглядности для эффективного усвоения знаний ещё недостаточно. При работе с наглядными пособиями у учащихся возникают зрительные образы, которые, конечно, многое говорят об изучаемом предмете, но далеко не всё. Здесь ученики часто бывают только зрителями того, что показывает учитель. Поэтому к наглядности надо присоединить ещё активную деятельность самого ученика.

На втором этапе исследования на всех этапах уроках применялось максимальное количество иллюстрационного материала. Учащиеся выполняли задания разного типа: дидактические карточки с рисунками и схемами из учебника, ответы на вопросы по предложенным схемам, непосредственная работа с иллюстрациями учебника и т. п. В ходе выполнения такого рода заданий учащиеся получили следующие оценки: 45% учащихся справились с заданиями на оценку «5», 50% - на оценку «4» и только 5%- на оценку «3», неудовлетворительных оценок не было.

По полученным результатам отчётливо видно, что использование иллюстрационного материала на уроках биологии животных, значительно повышает качество знаний учащихся.

Таким образом, применение средств наглядности на уроках биологии животных в целях повышения уровня знаний положительно влияет на качество усвоения материала. Было отмечено, что при повторном эксперименте уже не было учащихся, которые не справились с заданиями. Ученики, получившие неудовлетворительные оценки при проведении констатирующего эксперимента получили удовлетворительные оценки при проведении контрольного этапа.

Кроме того, отмечено появление познавательного интереса у школьников к урокам биологии животных. Учащиеся часто задавали вопросы, по пройденной теме, сами предлагали подготовить сообщения на разные темы (особенно их заинтересовал процесс образования жемчуга). При проверке домашнего задания с использованием иллюстрационного материала, количество положительных оценок значительно возросло.

Использование изобразительных средств дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления.

Применение изобразительных средств обучения в системе позволяет конкретизировать биологические знания, устанавливать связи между морфологическими, анатомическими, физиологическими и экологическими понятиями, а также систематизировать и обобщать знания.

Таким образом, по результатам проведённых исследований были сформулированы следующие выводы:

  • использование иллюстрационного материала на уроках биологии животных, значительно повышает качество знаний учащихся;

  • иллюстрационный материал на уроках биологии животных может повлиять на экологическое воспитание школьников;

  • иллюстрационный материал влияет на познавательный интерес к биологии животных.

Список литературы

  1. Прохарчук, Е.Н. Иллюстративный материал учебника как источник знаний по биологии [Текст] Проблемы модернизации школьных учебников биологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 1 – 3 -февраля/ Е.Н. Прохарчук.- М.: 2005.- 211 с.

  2. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков .-М.: Учпедгиз, 1960.- 188 с.

  3. Трайтак, Д. И. проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международ, академии наук педагогического образования [Текст]/ Д.И. Трайтак. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.

Просмотров работы: 1372