ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ КРЕАТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ КРЕАТИВНОСТИ

Валиева А.Т. 1, Макарова О.А. 2
1Казанский федеральный университет (г. Елабуга)
2Казанский федеральный университет (г.Елабуга)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству. Творческое мышление изучали такие психологи, как Дж. Гилфорд, Е.Торренс, Б.Н. Никитин, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, О.С. Анисимов, Б.М. Теплов и др. Большинство работ посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а более старшим возрастам уделяется гораздо меньшее внимание.

В нашем исследовании приняли участие обучающиеся школы №2 г. Елабуги в количестве 44 человека. Целью исследования стало изучение развития творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте на примере проявления их креативности. С помощью методики «Диагностика невербальной креативности (Е.Торренс)» было выявлено, что в юношеском возрасте невербальная креативность проявляется на уровне ниже нормы у 9 испытуемых (40,9%) , а у подростков - у 4 человек (18,1%). По методике «Диагностика креативных способностей и творческого мышления Гилфорда» было выявлено, что в юношеском возрасте креативные способности и творческое мышление проявляются в основном выше нормы – 13 испытуемых (59%) , а у подростков лишь у 4 человек (18,1%). В результате корреляционного анализа (критерий t-Стьюдента) было выявлено, что по показателям креативности (гибкости, беглость, оригинальности, разработанности, точности) наблюдаются различия в подростковом и юношеском возрасте. Показатели развития творческих способностей в подростковом в среднем на 20,7 % выше, чем в юношеском возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте творческие способности преобладают в большей степени, чем в юношеском. При помощи математических методов была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в проявлении творческих способностей между подростками и юношами.

Просмотров работы: 2439