ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Вьюнова Н.А. 1, Козлова М.В. 1
1Пензенская государственная технологическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.

“Глобальный экологический кризис” заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы. Массовые загрязнения как радиоактивные, так или иного происхождения приводят к ухудшению здоровья и ухудшению качества жизни населения.

Общество, таким образом, особенно сейчас крайне обеспокоено ситуацией складывающейся в сфере охраны здоровья и улучшения качества населения, ибо по оценке международной комиссии, исследующей данную проблему, качество населения в Российской Федерации по пятибалльной шкале находится на уровне 1,3. Сейчас разрабатываются различные программы по выводу нашей системы здравоохранения из тупика, но это практически невозможно.

На наш взгляд, подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой.

В настоящее время экологическая парадигма приобретает все больше поклонников. Правильное питание, одежда из натуральных («экологически чистых») материалов, продовольственная безопасность, энергосбережение, энергосберегающие технологии, возобновляемая энергетика… Сегодня большинство людей в той или иной степени увлекаются хотя бы одной из вышеперечисленных тем. Однако при этом жизнь человека не меняется: по-прежнему мало кто выключает свет, выходя из комнаты, закрывает кран, когда чистит зубы, покупает продукты, проверяя срок годности и состав, приобретает бытовую технику, учитывая класс ее экономичности, и так далее. Почему так происходит?

На наш взгляд, это происходит потому, что у современного населения очень низок уровень экологической культуры. Возникает вопрос: кто и когда должен формировать у человека экологическую культуру? На наш взгляд, формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к своему здоровью и окружающей среде. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в Пензенской области и в стране в целом.

Формирование экологической культуры выступает как сложный педагогический процесс.

Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры школьников.

Предметом исследования – разработка программы по формированию экологической культуры школьников в процессе реализации проекта «Зеленые школы России».

Цель исследования: разработать образовательную программу в рамках проекта «Зеленые школы России», направленную на формирование экологической культуры школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие «экологическая культура» в научно-педагогической литературе;

- определить компоненты формирования экологической культуры;

- исследовать уровень сформированности экологической культуры учащихся средней школы;

- проанализировать учебную литературу учащихся 5, 7 классов на предмет формирования экологической культуры;

- на основе проведенного исследования и анализа учебной литературы для школьников среднего звена разработать образовательную программу, которая будет осуществляться в рамках действующего проекта «Зеленые школы России».

Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры у школьников среднего звена 1.1 Понятие «Экологическая культура»

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. [1, C.19]

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирования у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике". В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. [3, C.53]

А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы". Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации. [5, C.76]

Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия школьниками экологической культуры.

Сначала определим, что мы будем понимать под термином «экологическая культура».

По мнению Ерофеева Б.В., экологическая культура — это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. [4, C.22]

Экологическая культура, по мнению Лаврова С. Б. - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека. [2, C.11]

С.Н.Глазычев рассматривает экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности.[6, C.12]

И.Д.Зверев считает, что понятие экологическая культура состоит из следующих компонентов:

- понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;

- целостность знаний об окружающей среде;

- способность мыслить в границах экологической безопасности;

- следование законам, охраняющим природную среду;

- способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;

- готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды.[11, C.23]

Исходя из вышеперечисленных определений, в своей работе под экологической культурой мы будем понимать совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды, уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценку своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

1.2 Структура экологической культуры

Экологическая культура — высокий уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни. Активное участие в реализации программ по формированию экологической культуры молодежи является приоритетом работы структур гражданского общества, что предполагает целенаправленную деятельность по ряду направлений: обеспечение развития экологического компонента в общеобразовательной и высшей школе, развитие системы неформального образования, эколого-просветительской деятельности, поддержка экологических работ во всех направлениях молодежного движения как со стороны государства, бизнеса, так и со стороны общественных организаций.

Анализ научных трудов позволил среди прочих выделить следующие характеристики экологической культуры молодежи.

Экологическая культура — понятие системное.Из общенаучных подходов к осмыслению феномена экологической культуры особо следует назвать системный. Его сущность состоит в том, что экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования — как становление этой системы. В словосочетании «экологическая культура» и первая, и вторая составляющие — понятия системные: «экологическая», предполагающая наличие комплекса научных направлений, изучающих взаимодействия живых систем с окружающей средой; «культура» — подразумевающая целостную совокупность ценностей, традиций, верований, опыта и т.д. Следовательно, и само понятие «экологическая культура» — понятие системное. Системный подход дает возможность определить роль и значение отдельных элементов, формирующих экологическую культуру, их взаимосвязи, взаимозависимости. Согласно учению Л. Берталанфи, целесообразно «наши знания о самых разнообразных явлениях экономно организовать с помощью немногих системных концепций». Этот вывод ученого, как нельзя лучше подходит для нашего предмета изучения: все вещи и явления в природе и обществе существуют во взаимной связи между собой. Все компоненты педагогической системы (цели, содержание, технологии, оценка результата) также существуют в теснейших взаимосвязях и являются подсистемой образовательной среды. В.А. Ситаровым справедливо отмечается идея гомологичности понятий «окружающая среда» и «образовательная среда». [12, C.98]

Экологическая культура — понятие информационное.Информатизация практически все сфер жизнедеятельности молодого человека и человечества в целом — одно из проявлений процесса глобализации. Как отмечает Н.М. Мамедов «современный этап глобального напряжения характеризуется новым явлением-развитием информационного дисбаланса в биосфере», заключающегося, с одной стороны в том, что сегодня, не столько стремительно истощаются информационные ресурсы дивой живой природы (ее генофонд, биоразнообразие), сколько утрачивается ценнейший глубинный этнокультурный опыт взаимодействия с окружающей средой, пресекается его передача молодому поколению. [10, C.65] Перспективным выходом из данной сложной ситуации является эволюционная трансформация экологической культуры в культуру информационно-экологическую. С нашей точки зрения, это новое качество экологической культуры, которое достигается за счет расширения всех составляющих экологической культуры:

• когнитивной (содержательной, знаниевой) — за счет интеграции экологических, экономических и социальных знаний и осмысление целостного феномена — устойчивого развития общества;

• аксиологической (ценностно-смысловой) — за счет смещение шкалы ценностей в направлении экологических ценностей, ценностей эколого-образовательного, эколого-информационного, открытого, гражданского общества;

• деятельностной (практикориентированной, поведенческой) — за счет интеграции различных видов экологической (натуралистической, природоохранной, исследовательской и др.) и учебной (познавательной, организационной, проектной, аналитической и др.) деятельности, активное внедрение информационных технологий поиска, хранения, переработки и обобщения информации.

Экологическая культура — понятие деятельностное, поведенческое. Экологическое поведение — это совокупность конкретных действий и поступков молодых людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение молодого человека определяется особенностями социально унаследованного экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования, характерного для современного ему общества. С.Н. Артановский, опираясь на деятельностный подход, считает, что «экологическая культура молодежи — это побуждение вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, потребность в ответственном отношении к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности молодого человека, основанный на желании привнести деятельный компонент в творческое преобразование биосферы; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития культуры человека, которая характеризуется общим осознанием важности экологическим проблем в жизни будущих поколений». [7, C.37]

Нужно отметить, что поведенческий уровень экологической культуры молодежи определяет не только экологический статус страны (можно говорить о высоком уровне экологической культуры молодежи в Финляндии или Германии, принимающей активное участие в экологических акциях по сохранению окружающей среды) но и является мощным инструментом социализации подрастающего поколения (через молодежные экологические движения, акции и др.). Социальный смысл экологической культуры состоит в создании условий для перехода к социально-культурной парадигме экологического воспитания.

Экологическая культура — понятие социально-культурное. Ряд социальных явлений представляет особый интерес с точки зрения формирования экологической культуры и трансформации ее в новую социально-культурную парадигму. Речь идет о социальном партнерстве в области деятетельностного решения проблем сохранения и творческого преобразования окружающей среды, использование социально-культурного подхода для преодоления последствий глобализации, социокультурной зрелости как критерия поступательного освоения человечеством окружающего мира и др., социализации подрастающего поколения через знакомство с этнотрадициями взаимодействия с природой.

Социализация чаще всего рассматривается как процесс усвоения и освоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социальное осуществление как целенаправленное воздействие на личность проявляется как через систему образования, так и через стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Опыт экологической деятельности молодежи позволяет говорить о новом качестве ее социализации. В этом отношении интересен опыт интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи. М.А. Ариарский определяет три модели возможной интеграции: модель копирования (репродукции), модель взаимообогащения (взаимодополнения) и модель творческого (креативного) развития. Промежуточным между первой и второй моделями является адаптационный вариант интеграции. [8, C.51]

Специалисты-исследователи (С.Н. Артановский, А.В. Гагарин, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Ю.А. Стрельцов и др.) отмечают высокую эффективность социализации молодежи через ее участие в различных видах и формах социально-культурной деятельности по изучению, сохранению и творческому преобразованию природной среды средствами научно исследовательской, природоохранной деятельности и экологического дизайна. Участие молодежи в международных, всероссийских и региональных научных и эколого-образовательных исследовательских проектах по мониторингу состояния окружающей среды (эколого-исследовательский подход), социально значимых акциях в поддержку охраны заповедников и памятников природы (природоохранный подход), озеленению городов, населенных пунктов, улучшения экологической среды жилых и рабочих помещений за (экологический дизайн окружающей среды) — вот краткий перечень мероприятий, позволяющих молодым людям осваивать, отстаивать и защищать принятые в обществе ценности, нормы, традиции и инновации средствами социально-культурной деятельности. [12, C.73]

Таким образом, социально-культурный подход является интегрирующим компонентом экологической культуры молодежи. Социально-культурный уровень выполняя чрезвычайно важные социальные функции, являются стабилизатором и неотъемлемой частью развития современной цивилизации, незаменимым условием ее устойчивости. Следовательно, социально-культурная деятельность по сохранению, изучению и творческому преобразованию окружающей среды в современных условиях становится одним из характерных индикаторов экологической культуры.

Проанализировав уровни экологической культуры, считаем важным рассмотреть, в связи с этим, особенности разработки новой парадигмы экологического воспитания молодежи. Можно выделить три возможных алгоритма ее формирования:

1. Согласно первому алгоритму (от общего к частному), необходимо определиться в системообразующих идеях, принципах и ключевых понятиях нового подхода к экологическому воспитанию, разработать основные критерии, показатели и методики из измерения социально-образовательных результатов.

2. Согласно второму сценарию (от частного к общему), при несомненно большом количестве позитивных моментов, в первую очередь, связанных с повышением активности молодежи и творчества педагогов, диверсификацией форм, методов и технологий социально-культурной деятельности с учебной деятельностью, можно констатировать ряд рисков и проблем, связанных с методологической и концептуальной несогласованностью как на уровне системообразующих идей, принципов и ключевых понятий, который требует специального исследования.

3. Согласно третьему сценарию (интеграция общего и частного), предполагается обогащение общих основополагающих идей экологического воспитания за счет теории и практики социально-культурной деятельности, выявленными тенденциями их практической реализации в условиях досуга. Среди возможных моделей перспективного развития экологического воспитания можно выделить следующие:

• От экологического образования — к социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию (социально-культурный аспект), через развитие социально-культурного аспекта экологии. Экологическое образование и просвещение предыдущих лет (70-90 годы) создали предпосылки для системного осмысления экологических проблем в их единстве с социокультурными проблемами. Среди ключевых понятий этого нового и достаточно перспективного направления должны быть понятия, с которыми молодежь соприкасается ежедневно в различных ситуациях и которые определяют в будущем благополучие общества: жизнь, качество жизни, здоровье, образ жизни, стиль жизни, уровень жизни, здоровый образ жизни и др.

• К экологической культуре — через культуротворческий компонент. Экологическое образование и просвещение — явление полиаспектное и многоуровневое. Традиционно становление экологической культуры осуществляется через знания и умения в области естественных наук. Однако сегодня еще не до конца осмыслен значительный культурологический потенциал знания об окружающем мире и человеке как части этого мира.

Содержание (сущность) экологической культуры определяют: системный, информационный, деятельностный или поведенческий и социально-культурный. Социально-культурный уровень, выполняя чрезвычайно важные социальные функции, являются стабилизатором и неотъемлемой частью экономического развития системы экологического воспитания молодежи, концептуальным основанием формирующейся культуротворческой парадигмы экологического воспитания.

В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).

И.П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических знаний, экологического сознания и экологической деятельности. [10, C.39]

В содержании экологических знаний выделяют два структурных элемента - социально-экологические знания, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материально-производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа.

Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды.

Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практической и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды.

Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная область человеческой деятельности, а с другой - та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека. Совершенно ясно, что человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле. Она последовательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической культуры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.

Мы солидарны с мнением И.П. Сафронова и считаем, что одной из составляющих экокультуры являются собственно экологические и связанные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности.

Все вышеназванные составляющие образуют единое содержание процесса становления нового экологического мышления. В настоящее время уровень экологического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в массовом сознании экологический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежденность: «Природа знает лучше».

Итак, экологическая культура школьников может быть сформирована только в том случае, когда их знания, ценности и действия ориентированы экологически позитивно. Только после формирования этих 3 компонентов мы можем говорить о том, что у школьников начала формироваться экологическая культура.

Глава 2. Практические основы формирования экологической культуры школьников среднего звена 2.1. Исследование уровня знаний экологии, экологических действий, ценностных ориентаций школьников 5-х и 7-х классов

Одной из ключевых задач нашего исследования является определение уровня знаний экологии у школьников 5 и 7 классов. Для решения данной задачи нами были разработаны анкеты (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1-2), содержащие тестовые задания. В анкетировании участвовали 115 учеников 7 класса и 104 ученика 5 класса из МБОУ СОШ №35, МБОУ СОШ №60, МБОУ СОШ №51, МБОУ СОШ №59 (г. Пенза), а также из средней школы с. Константиновка Пензенской области и МБОУ СОШ №8 (г. Кузнецк). Результаты тестирования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Результаты тестирования (знания)

 

5 класс

7 класс

Количество человек

115 человек

104 человека

Область знаний

Правильные ответы

Неправильные ответы

Правильные ответы

Неправильные ответы

Кол-во ответов

Кол-во человек

Кол-во ответов

Кол-во человек

Кол-во ответов

Кол-во человек

Кол-во ответов

Кол-во человек

Биология

0

0

0

0

0

4

0

4

1

65

1

30

1

44

1

4

2

20

2

20

2

48

2

48

3

30

3

65

3

4

3

44

4

0

4

0

4

4

4

4

Экология

0

5

0

0

0

0

0

0

1

10

1

0

1

48

1

0

2

85

2

0

2

52

2

48

3

15

3

15

3

42

3

42

4

0

4

85

4

12

4

52

5

0

5

10

5

0

5

12

6

0

6

5

6

0

6

0

Таблица 2.

Общий результат

Биология (количество правильных ответов)

   

Экология (количество правильных ответов)

   

При подсчете результатов мы сознательно разделяем все вопросы наших анкет на два цикла – «Экологию» и «Биологию». Это сделано потому, что в некоторых школах предмет «Экология» отсутствует как таковой, он включен в предмет «Биология».

Как мы видим, школьники показали средние знания. Лишь 4 ученика 7 класса из 104 опрошенных по циклу «Биология» ответили правильно на все вопросы. Около 3,84% дали 3-4 правильных ответа. Чуть меньше половины (46,15%) правильно ответили на два вопроса. Лишь один правильный ответ дали 42,3% школьников. По циклу «Экология» ни один из учеников 7 класса не ответил на максимальное количество баллов. 5 правильных ответов дали 11,5% опрошенных, 3 правильных ответа – 40,38%, 2 и 1 правильный ответ дали соответственно 50% и 46,15%. В пятых классах ситуация несколько иная. Ни один пятиклассник из 115 опрошенных не справился с заданием на максимальное количество баллов. По биологии 2-3 правильных ответа дали 18,35% учеников. Больше половины (56,5%) ответили правильно на один вопрос. По экологии лишь 5 человек не справились с заданием. 10 человек из 115 дали один правильный ответ. Основная часть (73,9%) ответили правильно на 2 вопроса. 3 правильных ответа дали 13,04%. Таблица 2 отражает общие результаты тестирования, из которых следует, что ученики 5-х и 7-х классов примерно одинаково справились с заданием. Также, исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что школьники обладают достаточным уровнем знаний по экологии для «общего развития», но не слишком высоким для полноценного формирования экологической культуры.

Далее мы определяем ценностные ориентации школьников. Для этого в анкетах мы перечислили ценности, такие как семья, деньги, учеба и т.д., и предложили расставить их в порядке значимости (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Результаты анкетирования 7-х классов представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты анкетирования 7 класс (ценностные ориентации)

Количество человек

92

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Друзья

0

40

32

12

0

8

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Компьютер-ные игры

0

0

0

40

4

4

0

0

4

0

8

32

0

0

0

0

0

0

0

0

Семья

92

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Здоровье

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

32

12

40

0

8

0

0

0

0

Учеба

0

0

8

0

44

20

8

12

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Красота

0

0

16

0

12

0

16

8

4

24

0

0

12

0

0

0

0

0

0

0

Здоровый образ жизни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

56

12

0

12

0

12

Полезная еда

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

84

0

0

0

Вкусная еда

0

0

0

0

0

0

0

0

4

0

0

0

8

12

4

4

4

12

36

8

Мое хобби

0

0

0

0

8

0

0

0

0

0

8

0

0

4

12

60

0

0

0

0

Природа вокруг меня

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

28

40

12

Безопасность моей жизни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

24

28

0

0

0

24

0

16

Общение в социальных сетях

0

0

0

0

0

0

0

0

20

36

16

0

12

0

0

0

0

0

4

4

Честность

0

0

16

0

0

0

4

40

4

0

20

8

0

0

0

0

0

0

0

0

Доброта

0

0

0

0

0

0

20

0

48

0

0

12

0

8

4

0

0

0

0

0

Отзывчивость

0

0

0

0

0

0

0

0

0

32

40

8

12

0

0

0

0

0

0

0

Дорогая одежда

0

0

0

0

0

32

12

28

0

0

0

0

0

0

8

8

4

0

0

0

Деньги

0

0

12

28

24

16

8

0

4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Любовь

0

52

8

12

0

0

16

4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Домашние животные

0

0

0

0

0

12

8

0

4

0

0

0

0

0

0

0

0

16

12

40

Для наглядности на основе данных таблицы 3 мы построили график, в котором отразили частоту выбора таких экологических ценностей, как домашние животные, безопасность жизни, природа, полезная еда, здоровый образ жизни и здоровье.

На графике ясно видно, что экологические ценности не пользуются популярностью у семиклассников, так как основная их дислокация – между 11 и 20 местом их 20 предложенных. Хотя, 13,04% опрошенных поставили ценность «Домашние животные» на шестое место, 8,69% - на 7 место и 4,34% - на 9 место. Ценность «Безопасность моей жизни» появляется только на 17 месте, «Природа вокруг меня», «Полезная еда» - на 12 месте, «Здоровый образ жизни» - на 17 месте, «Здоровье» - на 14. На последнее место были выведены следующие ценности: «Домашние животные» (43,47%), «Безопасность моей жизни» (17,39%), «Здоровый образ жизни» (13,02%), «Природа вокруг меня» (13,04%).

Также мы разработали аналогичные анкеты для пятиклассников (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Результаты анкетирования 5-х классов представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты анкетирования 5 класс (ценностные ориентации)

Количество человек

100

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Друзья

4

87

3

6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Семья

94

6

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Здоровье

0

0

6

4

8

0

12

16

20

0

34

0

0

0

0

0

0

0

Компьютерные игры

0

0

0

0

36

44

0

0

0

0

0

0

12

0

8

0

0

0

Здоровый образ жизни

0

0

0

0

0

0

0

3

5

15

0

0

0

0

0

77

0

0

Красота

0

0

13

20

30

0

0

0

0

0

0

23

2

0

12

0

0

0

Мое хобби

0

0

0

10

0

0

49

2

0

9

0

0

23

1

0

0

0

0

Учеба

0

0

0

0

0

0

0

0

4

0

16

0

1

9

30

0

40

0

Общение в социальных сетях

0

0

0

0

0

7

0

0

5

20

0

38

37

0

0

0

0

0

Вкусная еда

0

0

0

0

0

0

0

29

3

35

0

30

0

10

0

0

0

0

Отзывчивость

0

0

17

0

0

0

0

10

43

30

0

0

0

0

0

0

0

0

Безопасность моей жизни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9

10

13

20

9

17

22

Доброта

0

2

34

0

0

38

21

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

Деньги

0

0

15

17

0

0

0

0

0

0

20

0

0

45

3

0

10

0

Дорогая одежда

0

0

0

0

1

11

18

34

0

0

13

0

0

0

7

0

0

0

Честность

2

5

15

53

25

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Природа вокруг меня

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

6

14

0

78

Полезная еда

0

0

0

0

0

0

0

6

0

0

17

0

15

15

14

0

33

0

Для наглядности на основе данных таблицы 4 мы построили график, в котором отразили частоту выбора таких экологических ценностей, как безопасность жизни, природа, полезная еда, здоровый образ жизни и здоровье.

Судя по графику, экологические ценности не пользуются популярностью у учеников пятых классов, так как основная их дислокация – между 7 и 18 местом их 18 предложенных. Хотя, 6% опрошенных поставили ценность «Здоровье» на третье место, 4% - на 4 место и 8% - на 5 место. Ценность «Безопасность моей жизни» появляется только на 13 месте, «Природа вокруг меня», «Полезная еда» - на 14 и на 8 месте соответственно, «Здоровый образ жизни» - на 8 месте. На последнее место были выведены следующие ценности: «Безопасность моей жизни» (22%), «Природа вокруг меня» (78%).

В целом график похож на предыдущий. Такие результаты позволяют нам судить о практически полном отсутствии экологических ценностей у школьников 5-х и 7-х классов. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточного уровня знаний, отсутствия экологической пропаганды в школе, воспитания и т.д.

Для того, чтобы оценить конкретные экологические действия школьников среднего звена, мы разработали анкеты для учеников 5-х, 7-х классов, где им предлагается из перечня выбрать те, действия, которые они действительно совершают. Также мы предусмотрели анкеты для родителей, где они отслеживают действия своего ребенка (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Результаты анкетирования представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты анкетирования (действия)

Класс

5 класс

7 класс

Количество человек

102

99

Опрашиваемые

Ученики

Родители

Ученики

Родители

Количество выбранных пунктов перечня

0

36

35

44

41

1

15

22

17

20

2

14

15

13

11

3

12

10

10

18

4

7

12

6

9

5

7

4

4

0

6

5

3

5

0

7

2

1

0

0

8

6

0

0

0

9

3

0

0

0

10

0

0

0

0

11

0

0

0

0

12

0

0

0

0

13

0

0

0

0

14

0

0

0

0

15

0

0

0

0

Для наглядности на основе данных таблицы 5 мы построили график, в котором отразили выбор учеников и их родителей. На графике 1 мы можем наблюдать динамику выборов пятиклассников и их родителей. На графике 2 – семиклассников и их родителей. Графики в целом очень похожи. Как мы видим, выборы школьников и родителей, в основном, совпадают, но родители склонны приписывать своим детям те действия, которые сами ученики у себя не отметили. Поэтому при подсчете мы будет ориентироваться, в основном, на цифры, указанные учениками.

График 1.

График 2.

Следует отметить, что максимальное количество выборов у пятиклассников – 9 действий (3,14%), у семиклассников – 6 действий (4,92%). Основная масса выборов дислоцируется у пятых классов между 0 и 3 выборами, у седьмых – между 0 и 4. Большее количество учеников отметили, что они вообще ничего не делают из предложенного перечня (36,3% - 5 класс, 43,82% - 7 класс).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельностный компонент экологической культуры школьников, к сожалению, слишком низок.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами было выявлено, что у школьников среднего звена удовлетворительный уровень знаний в области экологии, низкий уровень ценностного компонента экологической культуры и крайне низкий уровень деятельностного компонента.

Данное исследование поставило перед нами задачу - определить причину низкого уровня ценностного и деятельностного уровней экологической культуры школьников. Мы считаем, что одной из основных причин является содержание образования. Поэтому возникла необходимость в анализе учебников для учащихся средней школы.

2.2. Анализ учебной литературы

Анализ учебной литературы является чрезвычайно важным этапом нашей работы, поскольку именно здесь мы оцениваем процесс формирования экологической культуры. Мы взяли два наиболее распространенных среди школ, участвующих в исследовании, учебника по экологии: Экология: Учебник для 5-6 классов общеобразовательной школы - Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. и Экология: Учебник. 7-9 классы - А.Т. Зверев, Е.А. Зверева (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Оба учебника содержат основные разделы современной экологии: биологическую, сельскохозяйственную, лесохозяйственную и водохозяйственную, промышленную и социальную экологию, а также экологию человека. Проведя анализ данных учебников, изучив школьные программы и проведя наблюдение за работой учителей-предметников мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 6.

Таблица 6.

Класс

5 класс

7 класс

Название учебника

Экология: Учебник для 5-6 классов общеобразовательной школы

Экология: Учебник. 7-9 классы

Автор учебника

Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л.

А.Т. Зверев, Е.А. Зверева

 

Предусмотрено учебником

Выполняется учителем

Предусмотрено учебником

Выполняется учителем

Объем теории

100%

78%

100%

72%

Практичес-кие задание

25%

9%

20%

12%

Теорети-ческие задания

75%

60%

80%

65%

В результате нашей работы можно сделать следующий вывод: в учебниках вышеперечисленных авторов предусмотрено мало практических заданий (25-20%), из бесед с педагогами установлено, что из них выполняется лишь 9-12%. Таким образом, современная школьная программа способствует формированию лишь одного из компонентов экологической культуры – знаниевого, в то время как ценностному и действенному компоненту не уделяется должного внимания.

2.3. Разработка образовательной программы в рамках проекта «Зеленые школы России»

Результаты исследования показали, что недостаток практических заданий ведет к отсутствию экологических ценностей и действий, и, как следствие, к отсутствию экологической культуры. Именно поэтому в рамках проекта «Зеленые школы России» при поддержке Пензенского регионального отделения Зеленого движения России «ЭКА» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7) мы разработали свою программу, состоящую из 10 циклов. Тематика каждого цикла отражена на рисунке 1. 4 составляющих каждого цикла:

  1. Учимся и исследуем;

  2. Делаем и практикуем;

  3. Творим;

  4. Оцениваем себя.

Содержание каждой составляющей показано на рисунке 2.

В программе более 90% уделено практическим заданиям, творческим мероприятиям. Также предусмотрено ежедневное оценивание учеником самого себя с помощью специальных листов. Образец представлен на рисунке 4. Здесь школьник может написать о тех действиях и мероприятиях, которые он совершил за день, записать интересные мысли на тему экологии, а также оценить себя с помощью своеобразной мишени. У мишени есть три крута и четыре квадранта. Заштриховывая сегмент первого, второго или третьего круга в каждом квадранте, ученик отмечает свои каждодневные достижения в различных областях его жизни. Эти области – экология (солнце), психология (сердце), лидерство (звезда) и целеполагание (молния). Область экологии предусматривает чистоту тела, одежды, комнаты, квартиры, экологическое поведение в течении дня. Область психологии включает в себя отказ от вредных слов и привычек, пустословия, экологическая пропаганда. Область лидерства - это умение повести за собой, убедить людей бороться за чистоту мыслей, природы, окружающего мира. Область целеполагания показывает, насколько ученик приблизился к своей цели – маленькой или большой.

Оценочные листы, отчеты по составляющим каждого цикла ученик складывает в специальную папку – зеленое портфолио (см. рисунок 3).

Следует отметить, что данная программа имеет динамический характер, позволяя наполнить ее содержанием, исходя из учебников, используемых преподавателем, возрастных и индивидуальных особенностей, способностей учеников, экологической ситуации в регионе.

Рисунок 1.

 

10 цикл

Цикл энергосбережения (утепляем здания, экономим энергию и деньги)

 

 

Цикл вторичной переработки и раздельного сбора отходов

 

 

Цикл акция «Птицы в городе». Фестиваль новогодних эко-подарков

 

 

Цикл эко-еды и безопасной упаковки

 

 

Цикл без пластика

 

 

Цикл водосбережения

 

 

Цикл действий для Земли и День земли. Посадки деревьев.

 

 

Цикл альтернативных видов транспорта и велокультуры

 

 

Цикл защиты леса от пожаров

 

 

Цикл очистки любимых мест отдыха

 

Р

Цикл

Делаем и практикуем

Участие школьников в Единых днях действий, организованных МЭОО «ЭКА» или любой другой экологической организации, участие в акция, мероприятиях, внедрение практических шагов дома, в школе. Отчеты в зеленое портфолио предоставляются в виде фото и видео материалов, пост-релизов, заметок в СМИ и т.д.

Творим

Каждый тематический цикл предусматривает выполнение учениками индивидуального, группового, парного или коллективного творческого задания. Это может быть проект, организо-ванная учеником акция, мероприятие и т.д. Отчеты в зеленое портфолио предос-тавляются в виде фотоотчета, описания проекта, отзывов, пресс-релизов и т.д.

Учимся и исследуем

Эта составляющая цикла включает в себя насыщенную образовательную программу с использованием современных интерактивных технологий и технологий развития критического мышления, видеороликов, творческих заданий. Также предусмотрено самостоятельное исследование учеников под руководством учителя. Отчеты в зеленое портфолио предоставляются в виде отзывов учителя, родителей, одноклассников, результатов исследовательской деятельности, грамот, дипломов и т.д.

Оцениваем себя

Ежедневное заполнение учеником оценочной «мишени»

исунок 2.

 

Р

Отчеты по каждому циклу

исунок 3.

 

 

Зеленое портфолио

 

 

Оценочные листы

 

 

Разное

 

Р

Оценочный лист

Число _ _ Месяц _ _ _ _ _ _ _ _ Год _ _ _ _

исунок 4.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников среднего звена не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка образовательной программы проекта «Экология. Первые шаги», позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников среднего звена.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1. Экологическое образование и воспитание школьников – приоритетное направление в общеобразовательных учреждениях, осуществляющееся с учетом возраста обучающихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

2. Теоретические основы формирования экологической культуры школьников среднего звена достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3. Несмотря на активные работы по формированию экологической культуры, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4. Структура экологической культуры включает в себя знаниевый, ценностный, деятельностный компоненты.

5. Для систематизации работы по формированию экологической культуры необходима программа экологического образования и воспитания школьного среднего звена, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

Список литературы

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные отношения, 2008. - 136 с.

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2011. - 624 с.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 2008. - 72 с.

4. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 2010. - 72 с.

5. Лосев К.С. Вода. - Л.: Гидрометеоиздат, 2009.- 272 с.

6. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 2009. - № 3

7. Урсул А.Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности // Безопасность Евразии. 2008. № 4.

8. Stapp W.M. The Concept of Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 2009. № 1.

9. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 2009. -157 с.

10. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 2011. - С. 1 - 12.

11. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 2008.- 78с.

12. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Здравствуй, друг!

Ответь пожалуйста на вопросы, которые ты видишь перед собой.

1. Что относится к факторам среды обитания?

а)свет

б)влажность воздуха

в)температура

г)живые организмы

2. Живая клетка состоит из … % воды

а)90 %

б) 45 %

в)75 %

3. Какая деятельность человека в древние времена начала изменять облик планеты?

а). сельскохозяйственная

б). промышленная

4. Испарение воды – это...

а)химическое явление

б)физическое явление

5. Выбери объекты неживой природы:

а)горные породы

б)микроорганизмы

в)растения

г)животные

6. Выбери наименьшую частицу среди предложенных:

а)молекула

б)тело природы

в)атом

7.Какой признак не относится к телам неживой природы?

а) цвет

б) размер

в)рост

г)масса

8.В какой среде больше всего света?

а)в водной

б)в наземно-воздушной

в)в почвенной

в)в организменной

9. Сколько процентов площади Российской Федерации, по Вашему мнению, покрыто лесом?

а) Более 55%;

б) 45-55%;

в) 35-45%;

г) менее 35%.

10. Определите правильно составленную цепь питания:

а) плотва — цапля — окунь — водоросли;

б) цапля — водоросли — окунь — плотва;

в) водоросли — плотва — окунь — цапля;

г) водоросли — окунь — плотва — цапля.

Спасибо за участие!

Меня зовут:

Моя фамилия:

Я учусь:

Я готов изменить Мир к лучшему!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Здравствуй, друг!

Ответь пожалуйста на вопросы, которые ты видишь перед собой.

1. Кто из учёных предложил термин экология:

а) Аристотель;

б) Геккель;

в) Ч. Дарвин;

г) В. И. Вернадский.

2.Развитие теплокровности стало возможным только:

а)в водной среде;

б) в наземной среде;

в)в почве

г) при паразитическом образе жизни.

3. Состояние организма, чрезвычайно расширяющее возможности его выживания в самых суровых условий окружающей среды, называется:

а) ночным сном;

б) дневным сном;

в) анабиозом;

г) голоданием.

4. Приспособленность к среде обитания:

а)присуща живым организмам с момента их появления на свет;

б) возникает путём длительных тренировок организма;

в) является результатом длительного естественного отбора;

г)является результатом искусственного отбора.

5. Как называется законодательно выделенная территория для сохранения ее в качестве природного эталона, где полностью исключена хозяйственная деятельность?

а) заповедник

б) национальный парк

в) зеленая зона

г) заказник

6. Деревья с какими особенностями наиболее подвержены повреждениям огнем?

а) с тонкой корой

б) с толстой корой

в) с поверхностной корневой системой

г) с глубокой корневой системой

7.Можно ли вторично перерабатывать стекло?

а) Можно

б) Нельзя

8.Массовое посещение парков и лесов отрицательно сказывается на состояние древостоя. С чем это связано?

а) с сильным уплотнением почвы

б) с вытаптыванием травянистых растений

в) с уничтожением грибов-микоризообразователей

г) со снижением численности популяций многих насекомых

9. Сколько лет, по Вашему мнению, необходимо для того, чтобы пластиковый пакет окончательно разложился в органической среде?

а) Более 300 лет

б) 90-100 лет

в) 7 лет

г) 1 год

10. Бумагу невозможно вторично переработать-

а) верно

б) неверно

Спасибо за участие!

Меня зовут:

Моя фамилия:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Здравствуй, друг!

Ты видишь перед собой ценности. Посмотри на них внимательнее, и расставь их в порядке убывания, начиная с самой важной. Самое важное в твоей жизни должно оказаться на первом месте, а то, без чего можно обойтись, окажется на последнем месте. Удачи!

Друзья

 

Компьютерные игры

 

Семья

 

Здоровье

 

Учеба

 

Красота

 

Здоровый образ жизни

 

Полезная еда

 

Вкусная еда

 

Мое хобби

 

Природа вокруг меня

 

Безопасность моей жизни

 

Общение в социальных сетях

 

Честность

 

Доброта

 

Отзывчивость

 

Дорогая одежда

 

Деньги

 

Любовь

 

Домашние животные

Теперь расставь ценности по порядку:

 

То, что важно для меня:

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

Спасибо!

Меня зовут:

Моя фамилия:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Здравствуй, друг!

Ты видишь перед собой ценности. Посмотри на них внимательнее, и расставь их в порядке убывания, начиная с самой важной. Самое важное в твоей жизни должно оказаться на первом месте, а то, без чего можно обойтись, окажется на последнем месте. Удачи!

Друзья

 

Компьютерные игры

 

Семья

 

Здоровье

 

Учеба

 

Красота

 

Здоровый образ жизни

 

Полезная еда

 

Вкусная еда

 

Мое хобби

 

Природа вокруг меня

 

Безопасность моей жизни

 

Общение в социальных сетях

 

Честность

 

Доброта

 

Отзывчивость

 

Дорогая одежда

 

Деньги

 

Теперь расставь ценности по порядку:

 

То, что важно для меня:

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

Спасибо!

Меня зовут:

Моя фамилия:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Здравствуй, друг!

Прочитай внимательно эти предложения и выдели то, что ты делаешь регулярно!

  1. Я всегда слежу за своим внешним видом.

  2. По утрам я всегда чищу зубы и умываюсь.

  3. На завтрак я ем только кашу.

  4. В обед я всегда ем первое блюдо (суп, лапшу, щи).

  5. В школе я всегда переобуваюсь.

  6. Я знаю, где находятся контейнеры для сбора макулатуры.

  7. Прочитанные книги и журналы я всегда сдаю на вторичную переработку.

  8. Я стараюсь не покупать газированную воду в пластиковых бутылках.

  9. Я всегда сдаю на вторичную переработку все изделия из пластика.

  10. Дома я никогда не пью воду из- под крана.

  11. Моя семья покупает питьевую воду в магазине.

  12. Я всегда убираю за собой мусор, после того, как мы с родителями отдохнули на природе.

  13. Я никогда не выбрасываю мусор в водоем (реку, озеро).

  14. Дома моя семья использует энергосберегающие лампочки.

  15. Я забочусь о природе!

Уважаемые родители!

Выделите пожалуйста те действия, которые Ваш ребенок выполняет регулярно.

  1. Наш ребенок всегда следит за своим внешним видом.

  2. По утрам наш ребенок всегда чистит зубы и умывается.

  3. На завтрак наш ребенок ест только кашу.

  4. В обед наш ребенок всегда ест первое блюдо (суп, лапшу, щи).

  5. В школе наш ребенок всегда переобувается.

  6. Наш ребенок знает, где находятся контейнеры для сбора макулатуры.

  7. Прочитанные книги и журналы мы всегда сдаем на вторичную переработку.

  8. Мы стараемся не покупать газированную воду в пластиковых бутылках.

  9. Мы всегда сдаем на вторичную переработку все изделия из пластика.

  10. Дома наш ребенок никогда не пьет воду из- под крана.

  11. Наша семья покупает питьевую воду в магазине.

  12. Мы всегда убираем за собой мусор, после того, как отдохнули на природе.

  13. Наш ребенок никогда не выбрасывает мусор в водоем.

  14. Дома мы используем энергосберегающие лампочки.

  15. Наш ребенок заботится о природе!

Спасибо за Ваши ответы!

Фамилия, имя ученика:

Здравствуй, друг!

Прочитай внимательно эти предложения и выдели то, что ты делаешь регулярно!

  1. Я всегда слежу за своим внешним видом.

  2. По утрам я всегда чищу зубы и умываюсь.

  3. На завтрак я ем только кашу.

  4. В обед я всегда ем первое блюдо (суп, лапшу, щи).

  5. В школе я всегда переобуваюсь.

  6. Я знаю, где находятся контейнеры для сбора макулатуры.

  7. Прочитанные книги и журналы я всегда сдаю на вторичную переработку.

  8. Я стараюсь не покупать газированную воду в пластиковых бутылках.

  9. Я всегда сдаю на вторичную переработку все изделия из пластика.

  10. Дома я никогда не пью воду из- под крана.

  11. Моя семья покупает питьевую воду в магазине.

  12. Я всегда убираю за собой мусор, после того, как мы с родителями отдохнули на природе.

  13. Я никогда не выбрасываю мусор в водоем (реку, озеро).

  14. Дома моя семья использует энергосберегающие лампочки.

  15. Я забочусь о природе!

Уважаемые родители!

Выделите пожалуйста те действия, которые Ваш ребенок выполняет регулярно.

  1. Наш ребенок всегда следит за своим внешним видом.

  2. По утрам наш ребенок всегда чистит зубы и умывается.

  3. На завтрак наш ребенок ест только кашу.

  4. В обед наш ребенок всегда ест первое блюдо (суп, лапшу, щи).

  5. В школе наш ребенок всегда переобувается.

  6. Наш ребенок знает, где находятся контейнеры для сбора макулатуры.

  7. Прочитанные книги и журналы мы всегда сдаем на вторичную переработку.

  8. Мы стараемся не покупать газированную воду в пластиковых бутылках.

  9. Мы всегда сдаем на вторичную переработку все изделия из пластика.

  10. Дома наш ребенок никогда не пьет воду из- под крана.

  11. Наша семья покупает питьевую воду в магазине.

  12. Мы всегда убираем за собой мусор, после того, как отдохнули на природе.

  13. Наш ребенок никогда не выбрасывает мусор в водоем.

  14. Дома мы используем энергосберегающие лампочки.

  15. Наш ребенок заботится о природе!

Спасибо за Ваши ответы!

Фамилия, имя ученика:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

http://ecamir.ru/projects/

Просмотров работы: 15151