Исследование психологического климата коллектива, как правило, преследует две цели:
Подтверждение взаимосвязи взаимоотношений между членами группы и закономерности протекания в них ряда процессов (т.е. предположения, что качество и уровень межличностных отношений влияет на продуктивность работы коллектива).
Разработка конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.
Для достижения первой цели достаточно периодически проводить диагностику состояния климата в коллективе, пользуясь различными методиками. Такие исследования могут быть полезны при изучении адаптации новых участников коллектива, отношения группы к труду и т.д. Для достижения второй цели в каждом случае требуется создание индивидуальной методики.
Я решила провести анализ межличностных отношений в группе 149 ННГАСУ, используя методику, разработанную О. С. Михалюком и А. Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.
По данной методике климат трудового коллектива понимается как социально обусловленная система отношений членов коллектива к коллективу как единому целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Критерием поведенческого компонента является привлекательность на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При измерении поведенческого компонента выдерживается критерий желания или его отсутствия трудиться в данном коллективе и проводить досуг в компании данной группы людей. Основным критерием когнитивного компонента является «знание – незнание особенностей представителей коллектива».
Итак, студентам 149 группы мной было предложено ответить на вопросы теста, выбрав в каждом вопросе один из вариантов ответа, наиболее соответствующих их личному мнению. Время, отведенное на прохождение теста, не превышало в среднем пяти минут. Тестовый материал был следующий:
Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:
Большинство членов Вашего коллектива-хорошие, симпатичные люди. |
|
В Вашем коллективе есть всякие люди. |
|
Большинство членов Вашего коллектива-люди малоприятные. |
Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно. |
|
Скорее нет, чем да. |
|
Не знаю, не задумывался об этом. |
|
Да, конечно. |
Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:
Да |
Пожалуй, да |
Не знаю, не думал об этом |
Пожалуй, нет |
Нет |
|
Деловых качеств большинства членов Вашего коллектива. |
|||||
Личных качеств большинства членов коллектива. |
Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку этой шкалы Вы поместите Ваш коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Если бы у Вас возникла возможность повести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило. |
|
Не знаю, не задумывался над этим. |
|
Это меня бы совершенно не устроило. |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы. |
|
Не могу сказать, не задумывался об этом. |
|
Да, мог бы. |
Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, - атмосфере взаимного уважения, взаимопомощи и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили свой коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Как Вы думаете, после окончания университета, будете ли Вы стремиться встречаться с членами Вашего коллектива?
Да, конечно. |
|
Скорее да, чем нет. |
|
Затрудняюсь ответить. |
|
Скорее нет, чем да. |
|
Нет, конечно. |
В процессе обработки результатов теста анализируются различные стороны отношения к коллективу каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, ответ на каждый из которых может принять одну из трех форм: +1, 0 или -1. Следовательно, полная характеристика компонента принимается как обобщенное сочетание ответов на эти вопросы каждого испытуемого. В опросном листе к эмоциональному компоненту относятся вопросы 1,4 и 7; к поведенческому – 2,5,8; к когнитивному – 6 и 3, включающий в себя два подвопроса. Полученные данные сводятся в таблицу:
Участники опроса |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
Студент 1 |
+ |
+ |
+ |
Студент 2 |
0 |
+ |
- |
Студент 3 |
0 |
+ |
0 |
Студент 4 |
0 |
+ |
- |
Студент 5 |
+ |
+ |
+ |
Студент 6 |
+ |
+ |
+ |
Студент 7 |
0 |
+ |
+ |
Студент 8 |
0 |
+ |
+ |
Студент 9 |
0 |
0 |
0 |
Студент 10 |
0 |
+ |
+ |
Студент 11 |
0 |
- |
+ |
Далее для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
Э=∑+-∑(-)n‚
где ∑(+) – количество положительных ответов,
∑(-) – количество отрицательных ответов,
n – число членов коллектива, принявших участие в опросе.
Значения компонентов могут принадлежать трем интервалам: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1. Средние оценки, попадающие в первый интервал, считаем отрицательными, во второй – неопределенными, в третий – положительными.
В моем исследовании Э=0,27, что соответствует противоречивой оценке, К=0,73, П=0,45, что соответствует положительным оценкам обоих компонентов. Из вычисленного сочетания значений компонентов получаем, что отношение коллектива можно трактовать как положительное.
Результатом моего исследования стал вывод о том, что психологический климат группы 149 можно считать весьма благоприятным.