ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Кожакова И.А. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Нижний Новгород, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Исследование психологического климата коллектива, как правило, преследует две цели:

  1. Подтверждение взаимосвязи взаимоотношений между членами группы и закономерности протекания в них ряда процессов (т.е. предположения, что качество и уровень межличностных отношений влияет на продуктивность работы коллектива).

  2. Разработка конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Для достижения первой цели достаточно периодически проводить диагностику состояния климата в коллективе, пользуясь различными методиками. Такие исследования могут быть полезны при изучении адаптации новых участников коллектива, отношения группы к труду и т.д. Для достижения второй цели в каждом случае требуется создание индивидуальной методики.

Я решила провести анализ межличностных отношений в группе 149 ННГАСУ, используя методику, разработанную О. С. Михалюком и А. Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

По данной методике климат трудового коллектива понимается как социально обусловленная система отношений членов коллектива к коллективу как единому целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Критерием поведенческого компонента является привлекательность на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При измерении поведенческого компонента выдерживается критерий желания или его отсутствия трудиться в данном коллективе и проводить досуг в компании данной группы людей. Основным критерием когнитивного компонента является «знание – незнание особенностей представителей коллектива».

Итак, студентам 149 группы мной было предложено ответить на вопросы теста, выбрав в каждом вопросе один из вариантов ответа, наиболее соответствующих их личному мнению. Время, отведенное на прохождение теста, не превышало в среднем пяти минут. Тестовый материал был следующий:

  1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:

Большинство членов Вашего коллектива-хорошие, симпатичные люди.

 

В Вашем коллективе есть всякие люди.

 

Большинство членов Вашего коллектива-люди малоприятные.

 
  1. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно.

 

Скорее нет, чем да.

 

Не знаю, не задумывался об этом.

 

Да, конечно.

 
  1. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

 

Да

Пожалуй, да

Не знаю, не думал об этом

Пожалуй, нет

Нет

Деловых качеств большинства членов Вашего коллектива.

         

Личных качеств большинства членов коллектива.

         
  1. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку этой шкалы Вы поместите Ваш коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 
  1. Если бы у Вас возникла возможность повести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило.

 

Не знаю, не задумывался над этим.

 

Это меня бы совершенно не устроило.

 
  1. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

    Нет, не мог бы.

     

    Не могу сказать, не задумывался об этом.

     

    Да, мог бы.

     
  2. Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, - атмосфере взаимного уважения, взаимопомощи и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили свой коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 
  1. Как Вы думаете, после окончания университета, будете ли Вы стремиться встречаться с членами Вашего коллектива?

Да, конечно.

 

Скорее да, чем нет.

 

Затрудняюсь ответить.

 

Скорее нет, чем да.

 

Нет, конечно.

 

В процессе обработки результатов теста анализируются различные стороны отношения к коллективу каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, ответ на каждый из которых может принять одну из трех форм: +1, 0 или -1. Следовательно, полная характеристика компонента принимается как обобщенное сочетание ответов на эти вопросы каждого испытуемого. В опросном листе к эмоциональному компоненту относятся вопросы 1,4 и 7; к поведенческому – 2,5,8; к когнитивному – 6 и 3, включающий в себя два подвопроса. Полученные данные сводятся в таблицу:

Участники опроса

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Студент 1

+

+

+

Студент 2

0

+

-

Студент 3

0

+

0

Студент 4

0

+

-

Студент 5

+

+

+

Студент 6

+

+

+

Студент 7

0

+

+

Студент 8

0

+

+

Студент 9

0

0

0

Студент 10

0

+

+

Студент 11

0

-

+

Далее для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

Э=∑+-∑(-)n‚

где ∑(+) – количество положительных ответов,

∑(-) – количество отрицательных ответов,

n – число членов коллектива, принявших участие в опросе.

Значения компонентов могут принадлежать трем интервалам: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1. Средние оценки, попадающие в первый интервал, считаем отрицательными, во второй – неопределенными, в третий – положительными.

В моем исследовании Э=0,27, что соответствует противоречивой оценке, К=0,73, П=0,45, что соответствует положительным оценкам обоих компонентов. Из вычисленного сочетания значений компонентов получаем, что отношение коллектива можно трактовать как положительное.

Результатом моего исследования стал вывод о том, что психологический климат группы 149 можно считать весьма благоприятным.

Просмотров работы: 4879