Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.
Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», потребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:
процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
новая идея, метод или устройство;
успешное использование новых идей;
изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
творческая идея, которая была осуществлена;
нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. Цель инновационных педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Реализация программы «Здоровье» в школе № 17 г. Тобольска является одним из основных направлений работы. В школе созданы условия для успешного обучения и воспитания учащихся. Учебный процесс осуществляется в одну смену, количество уроков в расписании не превышает 6, в субботу организуются мероприятия разного характера, в которых активное участие принимают дети, родители, учителя.
Для педагогов разработаны тренинга, проблемные семинары «Как сохранить здоровье учащихся», «Здоровье – основная ценность», гостиные «В гостях у Доктора ЗОЖ», также педагогам предлагаются услуги тренажёрного зала.
Уровень физического воспитания учащихся повышается через работу спортивных секций, участие учащихся в школьных, городских спортивных мероприятиях, спортивных праздниках, походах, Днях здоровья. Стали традиционными спортивные праздники «Мама, папа, я – дружная семья», День здоровья. Анализ спортивных мероприятий, дней здоровья представляется педагогическому коллективу, делаются выводы, даются рекомендации о качественном проведении, массовости мероприятий. Большое количество учащихся школы занимаются в спортивно- оздоровительных комплексах города.
Популяризация физкультуры и спорта ведется через стенд «Спортивные достижения», где руководители физического воспитания демонстрируют результаты школьных соревнований, дают информацию об участии в городских, областных соревнованиях.
Ежегодно учащиеся проходят диспансеризацию.
В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшается в несколько раз. Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
Проведение большинства уроков на свежем воздухе, применение в структуре уроков нетрадиционных неспецифических оздоровительных средств, таких как самомассаж, дыхательной гимнастики Стрельниковой дает большой оздоровительный эффект.
Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
В наше время использование компьютера в обучении имеет уникальную возможность сделать урок более интересным. Включение ИКТ в урок физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность. В настоящее время есть много направлений использования компьютера в учебном процессе.
Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.
Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.