КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР, ЭСТАФЕТ В ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР, ЭСТАФЕТ В ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аберясева А.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которой представлены образовательные области, реализация которых предусмотрена с учётом интегративного единства, развивающего образования, на комплексно-тематическом принципе. Выделяют четыре ведущих направления, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Выделим образовательную область «Физическая культура» (направление - двигательная деятельность), целью которой является формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель и задачи решаются на комплексно-тематическом принципе, с учётом интеграции образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Музыка» и др.; в совместной деятельности взрослых и детей; в самостоятельной деятельности детей.

Обозначим задачи: развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями); формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Двигательная деятельность в ФГТ представлена в следующих формах: физкультминутки; игровая беседа с элементами движений; подвижные игры с правилами; подвижные дидактические игры; физические и игровые упражнения; соревнования, полоролевые игры, физическая культура. Однако, на основе теории и методики физического воспитания детей, двигательная деятельность (физкультурная) дошкольников реализуется в следующих формах: УГГ, физкультурное занятие, физкультурный досуг, физкультурный праздник, физкультурная минутка, пауза, самостоятельная двигательная деятельность детей, специально-организованная деятельность детей; - на основе ведущей игровой деятельности детей. В содержании представленных форм используются подвижные игры (с элементами спорта), физические упражнения, эстафеты как средства физического воспитания. Планируемые результаты в образовательной области «Физическая культура»: ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Обзор современной научной литературы, опрос практиков физической культуры ДОУ выявил затруднения в планировании образовательной области «Физическая культура».

Считаем важным, уточнить понятие «тематический принцип», «интеграция», «планирование», «физкультурная деятельность», необходимые нам для планирования подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников.

Тематический принцип - «событийный» принцип, позволяющий сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс – мотивированным, который выбран из 3 принципов построения образовательного процесса: учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический. Исследователями выявлены определённые недостатки и плюсы реализации комплексно-тематического принципа в образовательном процессе ДОУ:

- недостатки (тематическая узость;поглощение выбранной темой всего образовательного процесса, заслонение остальных значимых общественных явлений;эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения темы считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей);

- плюсы (появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления; возможность вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения; достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями).

Интеграция- состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

«Физкультурная деятельность» - это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности человека в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания.

Подвижные игры и игры-эстафеты планируемые в физкультурной деятельности старших дошкольников - это наиболее доступный и эффективный метод активизации двигательной деятельности детей. Игра отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Исследования проблемы изучения игры-эстафеты как средства физического воспитания старших дошкольников в отечественной педагогике, ведутся уже давно. Так данный вопрос отражен в исследованиях Л.В. Абдульмановой, Г.А. Василькова, В.Г. Василькова, В.Е. Гриженя, М.А. Дорониной, Э.Я. Степаненковой, Е.В. Шаровой и др.

Планирование образовательной области «Физическая культура» – обоснованное распределение на определенный отрезок времени достаточно конкретных задач, наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, а также материально-технического обеспечения занятия. Цель планирования - обеспечить ясную перспективу в работе, ее ритмичность, высокое качество и успешное завершение в требуемые сроки. Эффективность планирования зависит от своевременности и точности учета Учет -это процесс выявления, регистрации, осмысливания и оценки фактов, имеющих отношение к определенной деятельности в физическом воспитании: состояния здоровья занимающихся, уровня их знаний, умений и навыков, расчета объема и условий учебно-воспитательной работы, эффективности применяемых средств и методов.

Обозначим требования к планированию. Реальность плана - учет уровня подготовленности занимающихся, состояния спортивной базы, наличия инвентаря и оборудования, климатических и сезонных изменений. Конкретность плана - чёткая структура, конкретное содержание отдельных его частей, соподчинение учебных задач, определение последовательности изучения основных упражнений учебной программы с учетом их взаимовлияний Вариативность плана - учет возможности изменения некоторых частных задач обучения, предусматривается внесение в содержание плана соответствующих коррективов (изменение сроков, перераспределение содержания учебного материала). Преемственность и перспективность плана обеспечиваются определением последовательности обучения с учетом сходства структурных компонентов движений. Простота и наглядность внешнего оформления, компактности плана - использование графических средств изображения и условных изображений; краткость и четкость формулировок при достаточной емкости их содержания.

Комплексный принцип планирования подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников основан на содержания раздела «Физическое воспитание» программы «От рождения до школы»(рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса), представлен в следующих блоках: лёгкая атлетика (бег, прыжки, метания); школа мяча (элементы баскетбола, волейбола, футбола); гимнастика (строевые упражнения, перестроения, акробатические элементы); зимние забавы (ходьба на лыжах, катание на санках, коньках); подвижные игры.

Тематический принцип планирования подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников заключается в использовании конкретных тем. Например, темы на 1 полугодие (1 неделя – 1 тема):

  • Здравствуй детский сад;

  • Мой дом, мой город, моя страна, моя планета;

  • Урожай;

  • Краски осени;

  • Животный мир;

  • Я – человек;

  • Народная культура и традиции;

  • Наш быт;

  • Дружба;

  • Транспорт;

  • Здоровейки ;

  • Кто как готовится к зиме;

  • Здравствуй зимушка-зима;

  • Город мастеров;

  • Новогодний карнавал;

Мы представили перспективное планирование подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников на комплексно-тематическом принципе в годовом плане-графике (см. табл. 1). Данный план-график педагогам ДОУ легко ориенироваться в очередности прохождения программного материала, использовать предложенные подвижные игры, эстафеты в комплексных занятиях, на прогулке, с распределением программного материала на учебный год (сентябрь-май).

Важно отметить, что в оперативном планировании (план-конспект), мы представляем только название подвижной игры, эстафеты, т.к. нами разработаны карточки-задания (см. приложение 1) с названием, подготовкой, ходом и правилами игры, которые используются не только специалистом физической культуры, но и педагогами ДОУ в разных режимных моментах.

Таким образом, нами рассмотрен комплексно-тематический принцип планирования подвижных игр, эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников, который направлен на развитие физических качеств старших дошкольников; накопление и обогащение их двигательного опыта; формирование потребности в самостоятельной двигательной активности.

Таблица 1

Планирование подвижных игр, эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников (5-7 лет)

Блок

Месяц

Неделя

Тема

Физкультурное занятие

Подвижные игры

Специальная организованная деятельность на прогулке

(3 физкультурное занятие)

1

2

Подвижные игры

эстафеты

Диагностика

Сентябрь

1

Здравствуй детский сад

Найди своё место (шеренга, колонна, круг)

Гуси-гуси

Хитрая лиса

_

2

Мой дом, мой город, моя страна, моя планета

Охотники и утки

Космонавты

(Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий)

Чьё звено быстрее соберётся

(север, юг, запад, восток)

Назови город (страну) (передача мяча в колонне, шеренге, круге)

-

Легкая атлетика

3

Урожай

Метание картошки

Собери урожай

Точно в цель

(попади в корзину)

Съедобное-несъедобное

Назови фрукты, овощи (передача мяча в колонне, шеренге, круге)

1.Бег до фишки (дорога в сад)

2.Зайцы с капустой (прыжки с мячом, зажатым между колен)

3. Зайцы в огороде (прыжок в длину - отметка, каждый участник выполняет по 1 прыжку)

4.Тачка (и.п.-упор сидя сзади, мяч между колен)

5. Прицеп (к первому бегуну, присоединяется последующий игрок команды)

4

Краски осени

Вызов номеров (ОРУ в подвижной игре)

Бег шеренгами

Вызов номеров (ОРУ в подвижной игре)

Краски

 

Октябрь

5

Животный мир

Кошки-мышки (ОРУ в подвижной игре)

Хвосты

Кошки-мышки (ОРУ в подвижной игре)

Коршун и наседка

Волк во рву

6

Я- человек

Третий лишний

Бег с передачей эстафетной палочки

 

Юный олимпиец

Школа мяча

7

Народная культура и традиции

Юрта

     

8

Наш быт

 

-

   

1.Подвижная игра «Охотники и утки»

Инвентарь: волейбольный мяч

Цель: развитие ловкости, координации, глазомера

Подготовка

Ход игры

Правила

Играющие, соединив руки, образуют круг. Рассчитываясь на первый-второй, они делятся на две команды. Одна команда – «охотники», другая – «утки». «Утки» находятся произвольно к кругу. «Охотники2 остаются на своих местах или отступают на 2-3 шага назад. У ног «охотников» чертится линия, назначается судья. У одного «охотника» в руках волейбольный мяч.

По сигналу воспитателя. «Охотники», перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются запятнать «уток». «Утки» бегают в пределах круга, увёртываясь от мяча. «Утка», которая коснулась мяча, выходит из игры. Играющие меняются ролями, и игра продолжается. Побеждает команда, которая за более короткое время «выбила» всех «уток».

1. При бросании мяча в «уток» «охотникам» не разрешается переступать линию круга. Если «охотник» запятнал «утку», нарушив это правило, она запятнанной не считается. 2. «Охотники» могут перебрасывать мяч друг другу. Тот кому удобнее бросает мяч в «уток». 3.Запятнанными «утки» считаются только тогда, когда мяч непосредственно коснулся тела. Если мяч попал в игрока после отскока от пола или другого игрока, он запятнанным не считается. 4. Если «утка», увёртываясь от мяча, выбежала за круг, она считается запятнанной.

Приложение 1 Карточки-задания с подвижными играми

2.Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Инвентарь: 4 гимнастические скамейки

Цель: развитие ловкости, координации, глазомера

Подготовка

Ход игры

Правила

Площадку ограничивают с четырёх сторон гимнастическими скамейками, образуя «курятник». Выбирают водящего – «лиса». Игроки изображают «кур», которые находятся в «курятнике». «Лиса» вне «курятника».

По указанию воспитателя начинают игру. «Лиса» старается проникнуть в «курятник» и поймать, запятнать «курицу». Чтобы спастись от лисы, «куры прыгают на насесты (гимнастические скамейки). Как только «лиса» удаляется, «куры» спрыгивают с них. «Лиса» в удобный момент пытается запятнать играющих. Запятнанный игрок меняется с «лисой» местами. Игра продолжается.

1.Нельзя долго стоять на скамейке: как только «лиса» удаляется, надо с неё спрыгнуть.

2.Спасаться от «лисы» можно только прыжками на скамейку.

Просмотров работы: 8442