Выделим образовательную область «Физическая культура» (направление - двигательная деятельность), целью которой является формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель и задачи решаются на комплексно-тематическом принципе, с учётом интеграции образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Музыка» и др.; в совместной деятельности взрослых и детей; в самостоятельной деятельности детей.
Обозначим задачи: развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями); формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Двигательная деятельность в ФГТ представлена в следующих формах: физкультминутки; игровая беседа с элементами движений; подвижные игры с правилами; подвижные дидактические игры; физические и игровые упражнения; соревнования, полоролевые игры, физическая культура. Однако, на основе теории и методики физического воспитания детей, двигательная деятельность (физкультурная) дошкольников реализуется в следующих формах: УГГ, физкультурное занятие, физкультурный досуг, физкультурный праздник, физкультурная минутка, пауза, самостоятельная двигательная деятельность детей, специально-организованная деятельность детей; - на основе ведущей игровой деятельности детей. В содержании представленных форм используются подвижные игры (с элементами спорта), физические упражнения, эстафеты как средства физического воспитания. Планируемые результаты в образовательной области «Физическая культура»: ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Обзор современной научной литературы, опрос практиков физической культуры ДОУ выявил затруднения в планировании образовательной области «Физическая культура».
Считаем важным, уточнить понятие «тематический принцип», «интеграция», «планирование», «физкультурная деятельность», необходимые нам для планирования подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников.
Тематический принцип - «событийный» принцип, позволяющий сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс – мотивированным, который выбран из 3 принципов построения образовательного процесса: учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический. Исследователями выявлены определённые недостатки и плюсы реализации комплексно-тематического принципа в образовательном процессе ДОУ:
- недостатки (тематическая узость;поглощение выбранной темой всего образовательного процесса, заслонение остальных значимых общественных явлений;эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения темы считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей);
- плюсы (появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления; возможность вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения; достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями).
Интеграция- состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
«Физкультурная деятельность» - это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности человека в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания.
Подвижные игры и игры-эстафеты планируемые в физкультурной деятельности старших дошкольников - это наиболее доступный и эффективный метод активизации двигательной деятельности детей. Игра отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Исследования проблемы изучения игры-эстафеты как средства физического воспитания старших дошкольников в отечественной педагогике, ведутся уже давно. Так данный вопрос отражен в исследованиях Л.В. Абдульмановой, Г.А. Василькова, В.Г. Василькова, В.Е. Гриженя, М.А. Дорониной, Э.Я. Степаненковой, Е.В. Шаровой и др.
Планирование образовательной области «Физическая культура» – обоснованное распределение на определенный отрезок времени достаточно конкретных задач, наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, а также материально-технического обеспечения занятия. Цель планирования - обеспечить ясную перспективу в работе, ее ритмичность, высокое качество и успешное завершение в требуемые сроки. Эффективность планирования зависит от своевременности и точности учета Учет -это процесс выявления, регистрации, осмысливания и оценки фактов, имеющих отношение к определенной деятельности в физическом воспитании: состояния здоровья занимающихся, уровня их знаний, умений и навыков, расчета объема и условий учебно-воспитательной работы, эффективности применяемых средств и методов.
Обозначим требования к планированию. Реальность плана - учет уровня подготовленности занимающихся, состояния спортивной базы, наличия инвентаря и оборудования, климатических и сезонных изменений. Конкретность плана - чёткая структура, конкретное содержание отдельных его частей, соподчинение учебных задач, определение последовательности изучения основных упражнений учебной программы с учетом их взаимовлияний Вариативность плана - учет возможности изменения некоторых частных задач обучения, предусматривается внесение в содержание плана соответствующих коррективов (изменение сроков, перераспределение содержания учебного материала). Преемственность и перспективность плана обеспечиваются определением последовательности обучения с учетом сходства структурных компонентов движений. Простота и наглядность внешнего оформления, компактности плана - использование графических средств изображения и условных изображений; краткость и четкость формулировок при достаточной емкости их содержания.
Комплексный принцип планирования подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников основан на содержания раздела «Физическое воспитание» программы «От рождения до школы»(рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса), представлен в следующих блоках: лёгкая атлетика (бег, прыжки, метания); школа мяча (элементы баскетбола, волейбола, футбола); гимнастика (строевые упражнения, перестроения, акробатические элементы); зимние забавы (ходьба на лыжах, катание на санках, коньках); подвижные игры.
Тематический принцип планирования подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников заключается в использовании конкретных тем. Например, темы на 1 полугодие (1 неделя – 1 тема):
Здравствуй детский сад;
Мой дом, мой город, моя страна, моя планета;
Урожай;
Краски осени;
Животный мир;
Я – человек;
Народная культура и традиции;
Наш быт;
Дружба;
Транспорт;
Здоровейки ;
Кто как готовится к зиме;
Здравствуй зимушка-зима;
Город мастеров;
Новогодний карнавал;
Мы представили перспективное планирование подвижных игр и эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников на комплексно-тематическом принципе в годовом плане-графике (см. табл. 1). Данный план-график педагогам ДОУ легко ориенироваться в очередности прохождения программного материала, использовать предложенные подвижные игры, эстафеты в комплексных занятиях, на прогулке, с распределением программного материала на учебный год (сентябрь-май).
Важно отметить, что в оперативном планировании (план-конспект), мы представляем только название подвижной игры, эстафеты, т.к. нами разработаны карточки-задания (см. приложение 1) с названием, подготовкой, ходом и правилами игры, которые используются не только специалистом физической культуры, но и педагогами ДОУ в разных режимных моментах.
Таким образом, нами рассмотрен комплексно-тематический принцип планирования подвижных игр, эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников, который направлен на развитие физических качеств старших дошкольников; накопление и обогащение их двигательного опыта; формирование потребности в самостоятельной двигательной активности.
Таблица 1
Планирование подвижных игр, эстафет в физкультурной деятельности старших дошкольников (5-7 лет)
Блок |
Месяц |
Неделя |
Тема |
Физкультурное занятие Подвижные игры |
Специальная организованная деятельность на прогулке (3 физкультурное занятие) |
||
1 |
2 |
Подвижные игры |
эстафеты |
||||
Диагностика |
Сентябрь |
1 |
Здравствуй детский сад |
Найди своё место (шеренга, колонна, круг) |
Гуси-гуси |
Хитрая лиса |
_ |
2 |
Мой дом, мой город, моя страна, моя планета |
Охотники и утки |
Космонавты (Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий) |
Чьё звено быстрее соберётся (север, юг, запад, восток) Назови город (страну) (передача мяча в колонне, шеренге, круге) |
- |
||
Легкая атлетика |
3 |
Урожай |
Метание картошки Собери урожай |
Точно в цель (попади в корзину) Съедобное-несъедобное |
Назови фрукты, овощи (передача мяча в колонне, шеренге, круге) |
1.Бег до фишки (дорога в сад) 2.Зайцы с капустой (прыжки с мячом, зажатым между колен) 3. Зайцы в огороде (прыжок в длину - отметка, каждый участник выполняет по 1 прыжку) 4.Тачка (и.п.-упор сидя сзади, мяч между колен) 5. Прицеп (к первому бегуну, присоединяется последующий игрок команды) |
|
4 |
Краски осени |
Вызов номеров (ОРУ в подвижной игре) Бег шеренгами |
Вызов номеров (ОРУ в подвижной игре) |
Краски |
|||
Октябрь |
5 |
Животный мир |
Кошки-мышки (ОРУ в подвижной игре) Хвосты |
Кошки-мышки (ОРУ в подвижной игре) |
Коршун и наседка |
Волк во рву |
|
6 |
Я- человек |
Третий лишний |
Бег с передачей эстафетной палочки |
Юный олимпиец |
|||
Школа мяча |
7 |
Народная культура и традиции |
Юрта |
||||
8 |
Наш быт |
- |
1.Подвижная игра «Охотники и утки» Инвентарь: волейбольный мяч Цель: развитие ловкости, координации, глазомера |
||
Подготовка |
Ход игры |
Правила |
Играющие, соединив руки, образуют круг. Рассчитываясь на первый-второй, они делятся на две команды. Одна команда – «охотники», другая – «утки». «Утки» находятся произвольно к кругу. «Охотники2 остаются на своих местах или отступают на 2-3 шага назад. У ног «охотников» чертится линия, назначается судья. У одного «охотника» в руках волейбольный мяч. |
По сигналу воспитателя. «Охотники», перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются запятнать «уток». «Утки» бегают в пределах круга, увёртываясь от мяча. «Утка», которая коснулась мяча, выходит из игры. Играющие меняются ролями, и игра продолжается. Побеждает команда, которая за более короткое время «выбила» всех «уток». |
1. При бросании мяча в «уток» «охотникам» не разрешается переступать линию круга. Если «охотник» запятнал «утку», нарушив это правило, она запятнанной не считается. 2. «Охотники» могут перебрасывать мяч друг другу. Тот кому удобнее бросает мяч в «уток». 3.Запятнанными «утки» считаются только тогда, когда мяч непосредственно коснулся тела. Если мяч попал в игрока после отскока от пола или другого игрока, он запятнанным не считается. 4. Если «утка», увёртываясь от мяча, выбежала за круг, она считается запятнанной. |
2.Подвижная игра «Лиса в курятнике» Инвентарь: 4 гимнастические скамейки Цель: развитие ловкости, координации, глазомера |
||
Подготовка |
Ход игры |
Правила |
Площадку ограничивают с четырёх сторон гимнастическими скамейками, образуя «курятник». Выбирают водящего – «лиса». Игроки изображают «кур», которые находятся в «курятнике». «Лиса» вне «курятника». |
По указанию воспитателя начинают игру. «Лиса» старается проникнуть в «курятник» и поймать, запятнать «курицу». Чтобы спастись от лисы, «куры прыгают на насесты (гимнастические скамейки). Как только «лиса» удаляется, «куры» спрыгивают с них. «Лиса» в удобный момент пытается запятнать играющих. Запятнанный игрок меняется с «лисой» местами. Игра продолжается. |
1.Нельзя долго стоять на скамейке: как только «лиса» удаляется, надо с неё спрыгнуть. 2.Спасаться от «лисы» можно только прыжками на скамейку. |