Регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе является важной составной частью деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Необходимое условие эффективной деятельности руководителя при разрешении или предупреждении конфликтов в педагогическом коллективе - это определённый уровень его социально-психологической (конфликтологической) компетентности.
Конфликтологическую компетентность руководителя ученые (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, В.П. Хасан, А.И. Шипилов) рассматривают как профессионально-личностную характеристику, отражающую готовность и способность руководителя эффективно осуществлять управление конфликтами в коллективе. Конфликтологическая компетентность руководителя включает: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации; владение навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Базисным компонентом конфликтологической компетентности выступает операционный компонент, отражающий степень владения руководителем методами управления конфликтами.
Конфликтологической наукой (А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, С.М. Емельянов, А.Я. Кибанов и др.) предложены достаточно разнообразные методы управления конфликтами: административные, экономические, информационные, тактические.
Административные методы - это способы непосредственного воздействия органов управления на деятельность педагогов и их поведение путем принуждения - предписаний, невыполнение которых влечет за собой административную или дисциплинарную ответственность.
Экономические методы - это способы воздействия на управляемые объекты с помощью экономических рычагов, таких как заработная плата, премии, надбавки, субсидии, распределение нагрузки и др.
Информационные методы - это способы получения информации о состоянии дел в педагогическом коллективе, степени социальной напряженности, характере социального конфликта. К ним относятся методы наблюдения, опроса, интервьюирования, анализа, синтеза, обобщения и т.д.
К группе тактических методов (Е.Е. Тонков) относят: метод соперничества (конкуренции, конфронтации, борьбы), метод избегания (ухода, игнорирования), метод уступки (приспособления), метод сотрудничества (кооперации, интеграции) и метод компромисса.
Несмотря на кажущееся разнообразие выделенных методов, исследователи подчеркивают функциональную ограниченность применяемых в конфликтологии методов и приемов (Н.П. Максимов). Решение этой проблемы ученые связывают с внедрением в конфликтологическую науку и практику педагогических методов, которые отличаются следующими особенностями: они являются методами ненасильственного воздействия на участников конфликта; их основная функция - воспитательная. Следовательно, целенаправленно используя педагогические методы в управлении социальными конфликтами можно добиться позитивного изменения отношений участников конфликтного взаимодействия, создать условия для формирования у них опыта договорных отношений [2].
Адаптируя педагогические или воспитательные методы к решению конфликтных ситуаций, ученые рекомендуют разделить их на две группы:
методы формирования общественного мнения;
методы формирования опыта договорных отношений.
Основное назначение первой группы методов заключается в ликвидации дефицита информации, исключении из информационного поля ложной, искаженной информации, устранении слухов и т.п. К данной группе методов следует отнести методы формирования сознания: внушение, убеждение, разъяснение, комментарии, беседа, дискуссия, интервью и др. Это методы профилактики социального конфликта.
Во вторую группу включают методы межличностных контактов, методы контакта с группой и методы межгрупповых контактов.
К методам межличностных контактов относят: метод анализа конфликтной ситуации, метод социальной дистанции, метод сглаживания, метод «исключаемой социальной демонстрации», метод следования «правилу разнообразия», метод рефлексии, метод «переговоры с конкурентом», метод соучастия, метод эмпатии, метод «провоцирование на добро», метод взаимовыгодных вариантов.
Методы контакта с группой включают в себя: метод индивидуального взрыва, метод группового взрыва, метод «выделения в лучшую сторону».
В группу методов межгрупповых контактов входят: метод групповой открытости, метод межгрупповой референтности, метод перекрестных предложений, метод устранения источника конфликта, метод соучастия, метод ограничения свободы действий противника, метод мозговой атаки.
Ценность педагогических методов заключается в том, что они, представляя собой целостную систему, выполняют стратегическую и тактическую функции в управлении социальными конфликтами. Исследователи отмечают: проникновение педагогических методов в конфликтологию не только обогащает конфликтологическое знание, но делает его более действенным и продуктивным в решении вопросов управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Литература
Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Эксмо, 2009. - 512с.
Бабосов, Е.М. Социология управления: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов - Минск: Тетра Системс, 2001. - 288 с.