СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Алямкина К.А. 1, Баландина С.В. 2
1ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева"
2ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственно регулирования пространственных аспектов развития экономики и социальной сферы, применяемых в большинстве развитых стран. Его объектом являются все основные элементы пространственной структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценкой конечных потребностей, исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят также задачи непосредственного влияния на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций) и так далее.

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народно-хозяйственных проблем. Его сущность – в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства [3, с. 18].

По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана ГОЭЛРО. Отличительной особенностью данного метода является то, что он нацелен на решение не столько текущих, сколько стратегических задач реформирования социальной сферы и экономики, перестройки их структуры на базе осуществления инвестиционных процессов. Таким образом, по цели своего использования он направлен на коренное решение проблем, существующих в экономической и социальной сфере, не только преодолевая их негативные последствия, но и противодействуя группе факторов, их порождающих.

Основным понятием программно-целевого регулирования является понятие «целевая программа». Целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс опытно-конструкторских, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социально-экономических, производственных, и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение определенных задач и требуют поддержки со стороны государства [2, с.12].

Существуют различные виды целевых программ, однако в данной статье речь пойдет о региональном уровне системы программно-целевого регулирования. По данным Министерства экономики в настоящее время в Республике реализуется 18 федеральных целевых программ, в их числе: «Жилище» на 2011-2015 годы, «Социальное развитие села до 2012 года», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Развитие образования 2011-2015годы» и другие, а также государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы; 18 ведомственных целевых программ, среди них «Повышение эффективности управления бюджетными средствами на 2011-2014 годы», «Старшее поколение» на 2011-2013 годы, «Дети Мордовия» на 2011-2013 годы, «Развитие системы образования Республики Мордовия на 2010-2012 гг.», «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2009-2012 годы»; 46 Республиканских целевых программ, таких как «Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Мордовия», «Развитие мировой юстиции Республики Мордовия на 2009-2015 годы», «Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 2012-2014 годы» и д.р.; а также в каждом муниципальном образовании Мордовии составляют, утверждаются и реализуются муниципальные целевые программы. Однако, Федеральные целевые программы в отличие от Республиканских и Муниципальных, утверждаются не на региональном, а на федеральном уровне, поэтому хотелось бы остановиться на тех инструментах, которые полностью контролируются и координируются на региональном уровне [1].

Система программно-целевого регулирования Республики Мордовия на современном этапе своего развития основывается на положениях, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. То есть целевые программы представляют собой документы, положения которых конкретизируют нормы, содержащиеся в Стратегии социально-экономического развития. Поэтому очень важным при изучении института программно-целевого регулирования является анализ данной стратегии как основы принятия и реализации Республиканских целевых программ. В свою очередь, Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия составляется на основе Программы социально-экономического развития российской Федерации. Согласно п.3 ст1. федерального закона Российской федерации от 23 июня 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Программа социально-экономического развития России - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных средств и путей достижения указанных ориентиров [4, с. 51].

Тем самым, Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года является как бы «переходным звеном» в системе программно-целевого регулирования Российской Федерации и обеспечивает исполнение ориентиров развития страны на региональном уровне с учетом особенностей развития нашей Республики.

Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия утверждена Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З «О Стратегии социально- экономического развития Республики Мордовия до 2025 года».

Применяя метод группировок по принципу смежности исследуемых объектов, можно объединить основные положения Стратегии в следующие группы:

  1. Экономическая специализация республики Мордовия (приводится динамика основных показателей, указывающих на специализацию региона, указываются показатели развития специализации о обоснование дальнейшего развития региона).

  2. Тенденции, оказывающие благоприятное воздействие на развитие региона (обоснование высоких темпов экономического роста Мордовии, деятельность по привлечению инвестиций и инноваций в Мордовию, факторы и результаты развития транспортной инфраструктуры Мордовии, данные об обеспеченности населения Мордовии жильём).

3. Тенденции, оказывающие негативное воздействие на развитие региона (раздел содержит анализ снижения численности населения Республики, низкого уровня жизни населения Мордовии, недостаточности собственной электрогенерации, а также дотационности Мордовии) [5, с. 132].

4. Основные макроэкономические тенденции, определяющие развитие Республики Мордовия на долгосрочную перспективу (в данный раздел входят следующие подразделы: рост российской экономики, повышение открытости России, корпоративное развитие, изменение структуры рынков региона, изменения в госуправлении, организация ПФО, возможности и риски Мордовии, связанные с внешними тенденциями).

5. Сценарии социально-экономического развития Республики Мордовия (описывается 3 сценария развития нашей Республики: «Капитализация активов и рыночная реструктуризация», «Локальное технологическое лидерство», «Смена специализации»; обосновывается необходимость следования 2 сценарию развития) [5, с. 135].

6. Приоритетные направления развития Республики Мордовия (к приоритетным направлениям развития региона относятся развития электротехнического, светотехнического кластера Мордовии, развитие агропромышленного кластера, развитие индустрии строительных материалов, развитие железнодорожного машиностроения, повышение инвестиционной привлекательности территории Мордовии, реформирование рынка труда Республики Мордовия).

7. Развитие пространственной организации региона (данный раздел содержит описание развития городской среды г. Саранск, системы расселения, развития туризма в республике Мордовия, демографической политики, механизмов реализации стратегии развития Мордовии, этапов, ожидаемых результатов реализации стратегии).

Согласно положениям данной Стратегии, к настоящему моменту в регионе сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа. К базовым секторам экономики региона, задающим эту специализацию, относятся электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов, агропромышленный комплекс. Закрепление экономической специализации индустриально-аграрного типа выражается в следующих тенденциях: преобладание доли обрабатывающих производств и сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта, а также в структуре инвестиций в основной капитал. В структуре ВРП: 25% составляют обрабатывающие производства; 18% — сельское хозяйство; 12% — строительство; 12% — торговля; 7% — транспорт и связь [1].

Специализация региона определяет приоритетные сферы развития и финансирования. Именно поэтому в общем объеме ведомственных целевых программ преобладающей долей являются программы, направленные на развитие сельского хозяйства (13 из 18 действующих программ). Они реализуются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. По данным Министерства экономики Республики Мордовия реализация, в том числе ведомственных целевых программ, способствует развитию агропромышленного комплекса, данный факт подтверждается следующими статистическими данными: объем валовой продукции сельского хозяйства за январь-август 2012 года составил 24,4 млрд. рублей или 94,9% к аналогичному периоду 2011 года; в ходе уборки урожая по состоянию на 1 сентября 2012 года сельскохозяйственными организациями республики обмолочено 279,9 тыс. га зерновых и зернобобовых культур, что составляет 76,4% площади посева; зерна намолочено 575,5 тыс. тонн в первоначально - оприходованном весе, в том числе пшеницы – 172,9 тыс. тонн, в среднем с 1 гектара получено 20,6 центнера зерновых (25,5 центнера в прошлом году). В животноводстве продолжается планомерное наращивание производства скота и молока. В хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 85,4 тыс. тонн (107,5% к уровню 2011 года), молока – 336,9 тыс. тонн (100,2%), яиц – 892,4 млн. штук (104,2%) [1].

Как было отмечено ранее, в Стратегии также указаны и проанализированы тенденции, оказывающие негативное воздействие на развитие региона. Приостановить, а затем и нейтрализовать данные тенденции представляется возможным посредством реализации Республиканских целевых программ. К примеру, возьмем показатель численности населения региона. Абсолютная убыль численности населения Мордовии с 2005 по 2011 годы составила 31,3 тыс. человек. В течение рассматриваемого периода времени показатель численности населения постоянно уменьшался за исключением показателя 2010 года, когда темп роста численности населения составил 1%, что вызвано абсолютным приростом численности населения, равным 8,3 тыс. человек. Однако в 2011 году численность населения вновь уменьшилась на 9,3 тыс. человек, что на одну тысячу человек меньше показателя численности населения 2009 года, предшествующего периоду роста данного показателя.

Так, темпы снижения численности населения региона предполагается уменьшить за счет мероприятий, проводимых в рамках реализации Республиканской программы по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008 -2012 годы.

Еще одной проблемой, описанной в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года является низкий уровень жизни населения Республики. Регион имеет достаточно высокий уровень бедности — доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2006 г. была равна 28,3% (среднероссийский показатель — 15,3%), хотя в 2007 г. этот показатель снизился до 24,7%, что, безусловно, является позитивной тенденцией. В настоящее время значение данного показателя колеблется в пределах 18-23%. Низкий уровень жизни населения выражается также в низком уровне среднедушевого дохода населения. По данному показателю регион занимает 81 место среди регионов Российской Федерации и последнее место – среди регионов Поволжья. Решение этой проблемы проявляется, в том числе, в реализации Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Мордовия на 2012-2014 годы, Республиканской целевой программы развития образования Республики Мордовия на 2011-2015 годы, Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 – 2015 годы, Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2012 год, Республиканской целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Республике Мордовия» на 2011-2015 годы, Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на 2011-2012 годы, Республиканской социальной программы по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2012 году с участием субсидий, представляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Следует отметить, что меры, принимаемые в рамках исполнения данных программ, уже принесли положительные результаты: показатель ссреднегодовой численности занятых в экономике за период с 2005 по 2011 годы характеризуется переменной динамикой, так как в период с 2005 по 2009 годы наблюдается отрицательная динамика данного показателя, однако, в 2010 году абсолютный прирост среднегодовой численности занятых в экономике составил 73,7 тыс. человек, а аналогичный показатель в 2011 году равен 0,1 тыс. человек [1].

Сохранение высокого уровня дотационности регионального бюджета, также указанного в Стратегии в качестве негативной тенденции развития Мордовии, планируется нейтрализовать путем осуществления мероприятий Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года, а также Ведомственной программы «Повышение эффективности управления бюджетными средствами на 2011-2014 годы».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года является основой для разработки и реализации Республиканских целевых программ, так как целевые программы конкретизируют положения Стратегии развития. Тем самым обеспечивается соблюдение принципа соподчиненности программ различного уровня. На сегодняшний день в Мордовии реализуется 46 Республиканских целевых программ и 18 Ведомственных программ. Их цели и задачи соотносятся с целями Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Учитывая, что Стратегия является долгосрочной и рассчитана на реализацию стратегических целей, а программы в основном, имеют краткосрочные и среднесрочные цели, необходимо постоянное обновление не только совокупности программ, но также учет промежуточных итогов их реализации и процесс совершенствования всей системы программно-целевого регулирования.

Список использованных источников

Информация о социально-экономическом положении Республики Мордовия за I полугодие 2012 года [Электронный ресурс] : отчет сводно-аналитического отдела Министерства экономики Республики Мордовия. – Саранск, 2012. – режим доступа: http://mineco.emordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1011&Itemid=478 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации : Федер. закон Рос. Федерации : [принят Гос. Думой 23 июн. 1995 г.]. – М.: Риор, 2006. – 14 с. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов : Постановление Правительства Рос. Федерации : [принято Правительством Рос. Федерации 22 мая 2004 г.]. – М.: Риор, 2005. – 24 с. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу : программа Рос. Федерации : [утверждена Распоряж. Правительства 19 янв. 2006 г.]. – М.: Риор, 2009. – 71 с. Стратегия социально-экономического развития республики Мордовия до 2025 года: программа Респ. Мордовия : [Утверждена Законом Республики Мордовия 1 окт. 2008 г.].– Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009. – 148 с.

7

Просмотров работы: 3218