МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Жемчужникова К.А. 1
1Ивановский государственный университет (Шуйский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью работы является разработка методики использования межпредметных связей в школьном курсе физики и ее применение на уроках.

В процессе выполнения работы нами были поставлены следующие задачи исследования:

  • Раскрыть понятие «межпредметные связи»;

  • Рассмотреть классификацию межпредметных связей;

  • Проанализировать планирование и осуществление межпредметных связей при изучении школьного курса физики;

  • Разработать методику использования межпредметных связей в школьном курсе физики;

  • Разработать конспекты уроков физики с использованием межпредметных связей.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся.

Часто в литературемежпредметные связи понимают как условие и средство повышения научного уровня знаний учащихся, повышения роли обучения в формировании их научного мировоззрения, в развитии их мышления, творческих способностей, оптимизации процесса усвоения знаний и в конечном итоге – как условие и средство совершенствования всего учебного процесса.

В работе нами была описана методика использования межпредметных связей в школьном курсе физики. На основании данной методики были разработаны конспекты уроков физики с межпредметными связями: конспект, отражающий связь физики с информатикой и физики с математикой. Например, при изучении механических колебаний используются знания о функциях и умения строить графики.

В качестве примера приведем фрагмент урока, отражающий межпредметные связи физики с математикой:

Тема урока: "Гармонические колебания"

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепление знаний по теме «Механические колебания», математическое описание гармонических колебаний;

  • формирование умений устанавливать отношения между предметами;

  • применение полученных знаний на практике.

Фрагмент этапа изучения нового материала.

Учитель: Зная, как связаны между собой ускорение и координата колеблющегося тела, можно на основе математического анализа найти зависимость координаты от времени.

Какова же математическая интерпретация ускорения?

Предполагаемый ответ: ускорение – вторая производная координаты по времени.

Мгновенная скорость, как известно из курса математики, представляет собой производную координаты по времени. Ускорение это производная скорости по времени, или вторая производная координаты по времени. Поэтому уравнение ах= – kmx можно записать так:

x"= – kmx , (1)

где x′′ – вторая производная координаты по времени. Согласно уравнению (1) при свободных колебаниях координата х изменяется со временем так, что вторая производная координаты по времени прямо пропорциональна самой координате и противоположна ей по знаку.

Также был разработан конспект урока физики, отражающий связь физики с информатикой. В данном конспекте учащимся нужно было решить несколько физических задач в тетради. Для проверки правильности данных задач, им предлагается решить их на языке Turbo Pascal.

Делая выводы по данной работе, можно сказать, что осуществление межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, дает ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Межпредметные связи в средней школе являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Нужно отметить, что учебные предметы начинают помогать друг другу. Описанные в работе межпредметные связи физики с другими науками позволяют сделать шаг вперед, как процессу обучения этих наук, так и научно-техническому прогрессу в целом. Следовательно, между этими науками связь не просто нужна, а необходима.

Просмотров работы: 1789