ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ СЕРВИСОВ WEB 2. 0. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ СЕРВИСОВ WEB 2. 0.

Шарова И.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых приходится работать учителю в современной школе. Сегодня основной задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Поэтому проблема поддержания познавательного интереса учащихся к предметам школьного курса не теряет своей актуальности.

Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, весьма специфичной и разнообразной. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Чтобы сохранить интерес к математике и сделать уроки максимально привлекательным для школьников учителя активно используют различные способы формирования познавательных интересов.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.

Первое направление основывается на использовании самого содержания учебных предметов. Предметом познавательного интереса для школьников выступают новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства научных знаний, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед, находится в состоянии ожидания чего-то нового. Занимательный материал также способствует формированию интереса учащихся. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Однако далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Поэтому второе направление основывается на выборе пути организации познавательной деятельности учащихся. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Ученик в самом процессе познавательной деятельности должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к развитию познавательного интереса лежит через организацию разнообразной самостоятельной работы учащихся.

Чтобы сохранить интерес к математике и сделать уроки максимально привлекательным для школьников учителя активно используют информационные технологии. Реализовать основные направления формирования познавательных интересов учащихся на уроке математики позволяют сервисы Web 2.0.

Технологии Интернета второго поколения (Web 2.0.) представляют собой особую платформу, поддерживающую взаимодействие с пользователем.В Web 2.0. определяющим фактором является человек и его личные предпочтения. Сервисы Web 2.0. выступают посредниками между пользователями в процессе их социального взаимодействия. Благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения стало возможным перенести акцент с компьютерных и мультимедийных технологий на общение и сотрудничество. Главными особенностями Web 2.0 сервисов является простота их использования, доступность, надёжность, а также широкие возможности создания собственных материалов, как в рамках индивидуальной работы, так и коллективно.

Особенностью учебного процесса с применением сервисов Web 2.0 является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. А у учеников, в свою очередь, повышается интерес к предмету, желание учиться и получать знания.

С помощью сервисов Web 2.0 можно создавать различные дидактические материалы, которые можно использовать для формирования познавательных интересов учащихся.

С помощью сервиса ZooBurst была создана 3-D книжка «Хитрые проценты»(http://www.zooburst.com/zb_booksviewer.php?book=zb01_508c058047967).

Для создания книги использовалась сказка из книги «Сказки по математике», автор Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Созданную 3-D книжку можно использовать на уроке математики в 5 классе, при изучении темы «Проценты». Книга привлечет внимание школьников к изучаемой теме своим необычным содержанием и формой показа, поможет лучше понять смысл темы.

Как средство формирования познавательного интереса ZooBurst предоставляет школьникам большие возможности: создавать сообщения, собственные трехмерные книги, выражать свои идеи. При просмотре книгу можно поворачивать в трёхмерном пространстве, что создаёт дополнительный эффект и привлекательность, особенно для младших школьников.

В сервисе Toondoo создан комикс «Ленивая принцесса» (http://www.toondoo.com//ViewBook.toon?bookid=418508)

Комикс можно использовать на уроке математики в 5 классе при изучении темы «Деление» или предложить посмотреть комикс детям дома. Если у детей нет возможности выйти в Интернет и посетить данный сервис, комикс можно распечатать.

Данный Web 2.0 сервис для создания комиксов можно использовать при организации самостоятельной творческой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. Можно также предложить ученикам самим придумать сказку по теме и создать комикс. Дети могут потом посмотреть комиксы друг у друга, прокомментировать их. Придумывая своих персонажей и обстоятельства, в которые те попадают, ученики не просто сочиняют и фантазируют, а моделируют и проигрывают разные жизненные ситуации, ведь персонажи комиксов могут "разговаривать" и "самовыражаться". Формат комикса предполагает не просто коллекцию статических картинок, а динамичное сценарное развитие. В любом случае, этот вид задания может рассматриваться как творческая и продуктивная работа учеников, способствующая поддержанию познавательного интереса.

Современная ситуация требует от учителя-предметника освоения новых технологий, создания новых методов и приемов работы. И если использование презентаций, интерактивных досок уже становится довольно привычной практикой, то сервисы Web 2.0 дают возможность учителю-предметнику перейти на новый уровень взаимоотношений с учениками. Прежде всего, это оптимизация деятельности учителя, которая позволяет сосредоточиться на содержании. Кроме того, использование сервисов Web 2.0 – это и экономия времени на уроке, и глубина погружения в материал (ученик – не только пассивный слушатель, но и исследователь, что дает возможность формирования различных компетенций), и повышение мотивации обучения, интереса к изучаемому предмету, и возможность использовать различные виды деятельности (самостоятельная, групповая работа и т.д.). А главное – это возможность выхода за пределы классно-урочной системы.

При использовании сервисов Web 2.0 происходит активное вовлечение в процесс обучения, формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках.

Разработанные с помощью сервисов Web 2.0 методические и дидактические материалы могут стать благоприятным условием для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, способствовать формированию сенсорных, эмоциональных, ценностных составляющих развития, развивают творческое самовыражение и способность к непрерывному самообразованию.

Сервисы Web 2.0 позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повышают мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Использование созданных материалов позволяет эффективно поддерживать познавательный интерес школьников, благодаря наглядности, необычной форме представления. Сервисы просты в использовании, поэтому и сами школьники могут принять участие в создании какого-либо проекта. Работать можно, объединяясь в группы. Учитель может свободно контролировать весь ход деятельности учащихся.

Таким образом, сервисы Web 2.0 должны занять достойное место в работе учителя математики.

Просмотров работы: 2960