ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внеклассное мероприятие по теме «Земноводные и пресмыкающиеся»

Цель: обобщить и проверить знания по темам: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

  1. Образовательная: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности пресмыкающихся различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.

  2. Развивающая: закрепить и проверить умение узнавать изученных пресмыкающихся, обосновывать их принадлежность к той или иной группе; применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения приобретать знания самостоятельно.

  3. Воспитательная: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, формирование научного мировоззрения, экологическое, нравственное (меры охраны), половое (изучение размножения ящериц ), гигиеническое, эстетическое (красота животных ), патриотическое, формировать умения работать в коллективе.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение пресмыкающихся», «Строение кожи чешуйчатых пресмыкающихся», « Внешнее строение пресмыкающихся », «Внутреннее строение земноводных», « Внешнее строение земноводных».

Ход урока:

Организационный момент (3 минуты)

  • приветствие

  • фиксирование присутствующих

  • знакомство с целями и формой проведения урока

Игра проводится после изучения тем «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Время, отводящееся на игру – два урока (или 90 минут). Класс делится на три команды. Каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана.

Задание 1: «Умники»

Каждая команда должна ответить на 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Итак, решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение.

1 команда:

  1. Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания;

  2. Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона;

  3. У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце;

  4. Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды;

  5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше;

  6. У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение;

  7. В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг;

  8. В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь;

  9. У живородящих ящериц не образуется яиц.

Ответы:1 ,2, 3, 5,6, 8.

2 команда:

  1. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.

  2. Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.

  3. Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.

  4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.

  5. На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы.

  6. В шейном отделе рептилий один позвонок.

  7. У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка.

  8. В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора.

  9. Рептилии дышат легкими и кожей.

Ответы:1, 2, 4, 7, 8.

3 команда:

  1. Земноводные ведут исключительно наземный образ жизни.

  2. Земноводные произошли от рыбообразных предков.

  3. Позвоночник амфибий состоит из четырех отделов.

  4. Тазовый пояс состоит из трех парных костей.

  5. На всех этапах своего развития земноводные имеют орган боковой линии.

  6. Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

  7. Большинство взрослых земноводных дышат легкими и кожей.

  8. Сердце земноводных двухкамерное.

  9. Оплодотворение у земноводных наружное.

Ответы: 2, 3, 4, 7. 10.

Задание 2: «Кто они такие?»

Каждой команде дается карточка с заданием, на 5 минут.

(За 1-6 правильных ответов – 3 балла, за 6 – 9 правильных ответов – 4 балла, за 9 – 13 правильных ответов – 5 баллов)

  1. кожа покрыта роговой чешуей

  2. кожа голая

  3. развиваются на суше

  4. яйцо покрыто плотной оболочкой

  5. развитие происходит с метаморфозом

  6. два круга кровообращения

  7. в сердце смешанная кровь

  8. дыхание только легочное

  9. дыхание кожно-легочное

  10. пятипалые конечности

  11. холоднокровные

  12. два шейных позвонка

  13. один шейный позвонок

1 команда:

Выберите признаки, характерные только для земноводных:

2 команда:

Выберите признаки, характерные только для пресмыкающихся:

3 команда:

Выберите общие признаки, характерные и для земноводных и для пресмыкающихся:

Ответы:

1 – 2, 5, 9, 13.

2 – 1, 3, 4, 8, 12.

3 – 6, 7, 9, 10, 11.

Задание 3: «Гонка за лидером»

Каждой команде в непечатном виде раздается по две задачи. За каждую решенную задачу, команда получает по 2 балла.

1 команда:

  1. Почему ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить на суше, вдали от водоемов?

Ответ.

  • эти животные уже не зависят от воды так, как лягушки.

  • тело их защищено от потери влаги чешуйчатой кожей;

  • дышат они легкими;

  • более совершенный механизм дыхания обеспечивается грудной клеткой; размножение не зависит от воды;

  • имеют внутреннее оплодотворение

  • зародыши защищены оболочками;

  • у них происходит увеличение относительных размеров головного мозга и появление зачатков коры больших полушарий, а значит, у пресмыкающихся усложняются рефлексы;

  • большая подвижность головы обеспечивает более полное использование органов чувств.

  1. Почему прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду она менее активна?

Ответ.

Потому что, это холоднокровные, зависящие от температуры воздуха, животные

2 команда:

  1. При попытке поймать ящерицу у охотника часто остается только часть хвоста. Почему же это происходит, ведь хвост мертвой ящерицы может выдержать вес превышающий вес животного в несколько раз?

Ответ.

Это защитный рефлекс. Оторванный хвост продолжает извиваться и отвлекает внимание врага от ящерицы, которая убегает. Хвост, отросший вторично не может быть использован, потому что отрастание его требует немалых сил и часто истощает ящерицу. Вообще потеря хвоста для животного - драма, в нем находится большое количество питательных веществ, нередко в нем содержится более 50 % всего накопленного жира.

  1. Существует некоторая закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Объясните это явление.

Ответ.

Яд - это видоизмененная слюна. Ядовитые железы - это не что иное, как околоушные слюнные железы. Чем голоднее змея, тем больше яда.

3 команда:

  1. Последние десятилетия особое внимание уделяется ядовитым змеям и вместо уничтожения их охраняют, а многие даже внесены в Красную книгу. Почему?

Ответ.

Змеи уничтожают грызунов, яд - ценное сырьё для фармацевтической промышленности.

  1. Известно, что змеи видят и слышат очень плохо, но, несмотря на это, они хорошо ночью обнаруживаю добычу. Предложите объяснение этого явления.

Ответ.

Змеи хорошо воспринимают инфракрасные лучи, благодаря наличию специальных ямок, чувствительных к инфракрасному излучению.

Задание 4: «Белый конверт»

Команда выбирает конверт, в конверте по 3 вопроса. За каждый правильный ответ, команда получает по 2 балла.

1 конверт:

  • Существует ли черепаха без панциря?

  • Могут ли ящерицы летать?

  • Какие змеи обитают в пределах нашей страны?

2 конверт:

  • Как температура окружающей среды влияет на состояние и поведение пресмыкающихся?

  • Какие змеи обитают в пределах нашей страны?

  • Почему крокодилы не тонут и могут часами лежать на дне реки?

3 конверт:

  • Где можно увидеть танцы змей?

  • Какие змеи обитают в пределах нашей страны?

  • Почему крокодилы никогда не высовывают язык?

Ответы:

1 конверт.

  1. Да. В Уссурийском крае обитает мягкотелая черепаха, щитки её панциря мягкие и покрыты кожей. У нее нет зубов, но она сильно кусается веснами. Если эту черепаху положить на спину, она может переворачиваться и принимать нормальное положение.

  2. Ящерица летучий дракон живет на деревьях и, охотясь за летающими насекомыми, перелетает с дерева на дерево, планируя с помощью больших кожных выростов, расположенных по бокам тела.

  3. В нашей стране живут удавчик, уж, волкозуб, полоз, эфа, гадюка, кобра. Всего в пределах нашей страны обитает 52 вида змей.

2 конверт:

  1. Температура тела пресмыкающихся и их активность зависит от температуры окружающей среды. Они легко переносят жару в 40 градусов, но обитатели пустынь и скал в полуденный зной прячутся в тень или норы и щели. При температуре от +8 до -6 большинство пресмыкающихся перестает двигаться.

  2. В нашей стране живут удавчик, уж, волкозуб, полоз, эфа, гадюка, кобра. Всего в пределах нашей страны обитает 52 вида змей.

  3. При погружении крокодила в воду его ноздри замыкаются вздутыми краями, ушные отверстия герметически закрывает подвижная кожная складка, а кровообращение во всех органах, кроме мозга и сердечной мышцы, приостанавливается. Пи этом за первые 20 минут пребывания под водой расходуется половина запаса кислорода, а оставшийся кислород расходуется экономно, в течение 100 минут.

3 конверт:

  1. На улицах индийских городов факиры показывают танцы кобр. Как только музыка затихает, змеи начинают шипеть и бросаются на темные руки факиров. Танец длится 15 - 20 минут. Пока музыка играет, каждый может брать кобру в руки без боязни.

  2. В нашей стране живут удавчик, уж, волкозуб, полоз, эфа, гадюка, кобра. Всего в пределах нашей страны обитает 52 вида змей.

  3. Язык крокодила по всей длине приращен ко дну рта.

Задание 5: «Догонялки»

Найдите и исправьте ошибки в тексте. За этот конкурс команда, которая правильно выполнит задание, получает 3 балла.

  1. Земноводные обитают в водоемах и на суше, во влажных местообитаниях. Кожа сухая. Взрослые особи дышат легкими и жабрами. Сердце двухкамерное, имеется два крага кровообращения. Есть пояса конечностей и свободные конечности, представляющие собой систему рычагов, обеспечивающих передвижение по суше. Развитие происходит на суше. Амфибии – хищники, занимающие важное место в цепях питания. Они питаются насекомыми, моллюсками.

  2. Пресмыкающиеся – водные позвоночные животные. У них влажная кожа, три круга кровообращения, трехкамерное сердце. Головной мозг снабжается венозной и артериальной кровью. У рептилий нет коры головного мозга, благодаря чему они способны вырабатывать условные рефлексы. Дыхание исключительно легочное, рептилии преимущественно хищники, зубы у них конические служат для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие пресмыкающихся не связанно с водой. Рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, грызунов.

  3. Голова ящерицы покрыта довольно крупными роговыми чешуями, все остальное тело — налегающими друг на друга роговыми щитками. Такой плотный покров значительно снижает потерю влаги. На переднем конце головы расположен рот, челюсти которого снабжены зубами. Время от времени ящерица высовывает изо рта короткий, тонкий, раздвоенный на конце язык — орган обоняния и вкуса. Выше рта расположена пара ноздрей, внутри них находятся осязательные органы. Глаза ящерицы защищены подвижными веками, но имеется еще третье веко - полупрозрачная мигательная перепонка, которая защищает глаза от высыхания. По бокам на задней части головы находятся слуховые отверстия, затянутые барабанными перепонками. Шея подвижно соединяет голову с туловищем, по бокам которого расположены длинные конечности.

Ответы:

  1. Земноводные обитают в водоемах и на суше, во влажных местообитаниях. Кожа влажная. Взрослые особи дышат легкими и кожей. Сердце трехкамерное, имеется два крага кровообращения. Есть пояса конечностей и свободные конечности, представляющие собой систему рычагов, обеспечивающих передвижение по суше. Развитие происходит в водной среде. Амфибии – хищники, занимающие важное место в цепях питания. Они питаются насекомыми, моллюсками.

  2. Пресмыкающиеся – наземные позвоночные животные. У них сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце. Головной мозг снабжается чисто артериальной кровью. У рептилий имеется кора головного мозга, благодаря чему они способны вырабатывать условные рефлексы. Дыхание исключительно легочное. рептилии преимущественно хищники, зубы у них конические служат для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие пресмыкающихся не связанно с водой. Рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, грызунов.

  3. Голова ящерицы покрыта довольно крупными роговыми щитками, все остальное тело — налегающими друг на друга роговыми чешуями. Такой плотный покров значительно снижает потерю влаги. На переднем конце головы расположен рот, челюсти которого снабжены зубами. Время от времени ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык — орган осязания и вкуса. Выше рта расположена пара ноздрей, внутри них находятся обонятельные органы. Глаза ящерицы защищены подвижными веками, но имеется еще третье веко - полупрозрачная мигательная перепонка, которая защищает глаза от высыхания. По бокам на задней части головы находятся слуховые отверстия, затянутые барабанными перепонками. Шея подвижно соединяет голову с туловищем, по бокам которого расположены относительно короткие конечности.

Задание 6: «Дружеская рука»

Ответьте на вопросы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу. Один человек из команды подходит к столу и выбирает вопрос и отвечает на него.

  1. Как называется смена рогового покрова у ящериц? (линька)

  2. Как называется процесс восстановления хвоста у ящерицы? (регенерация)

  3. Как называются особи, которые вынашивают детенышей в собственном теле? (живородящие)

  4. Как называется способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яиц? (яйцеживорождение)

  5. Что является органом слуха у лягушки? (внутреннее и среднее ухо)

  6. Как называются животные, у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды? (холоднокровные)

  7. Какая особенность задних конечностей позволяет лягушкам плавать? (плавательная перепонка)

  8. Какой орган дыхания есть у головастиков, но отсутствует у взрослых лягушек? (жабры)

  9. Какие части тела участвуют в газообмене у земноводных? (легкие и кожа)

Задание 7: Кроссворд – загадка про земноводных

Нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки.

Если правильно отгадаете, в выделенных клетках прочтете название земноводного.

Вопросы – загадки

  1. Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это?

  2. Я живу на дне морском, голова и восемь ног. Ну и кто я?

  3. По реке плывёт бревно, ох, и злющее оно.

  4. Морской самый вкусный рак.

  5. Мой хвост не отличается от головы, меня в земле найдёте вы.

  6. Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.

  7. Двухстворчатый моллюск, в обиходе называемый ракушкой.

  8. Хвостатые амфибии, которые мечут икру в воде, а потом выходят на сушу.

  9. Она, как змейка, в траве мелькает; хвост оборвёт – другой наживает.

  10. Зачем спешить мне по-пустому? Свой дом я на себе ношу и потому я дома.

Ответы

1. Лягушка. 2. Осьминог. 3.Крокодил. 4. Омар. 5. Червяк.

6. Черепаха. 7. Устрица. 8.Тритон. 9. Ящерица. 10. Улитка.

Подведение итогов:

По окончанию игры, подсчитываются очки и команде, которая набрала наибольшее количество баллов, выдается грамота. И ученикам выигрывавшей команды выставляется оценка «отлично».

Литература

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999. – 144с.

        2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо,2005. – 528с. – (Школьный урок).

        3. Нестеров В.В. Зоовикторина / Оформление А. Лурье – СПб.: Лань, 1997. – 160с.

  2. Резникова В.З. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные» /В.З. Резникова. – М.: интеллект-центр, 2004 – 152с.

  3. Суматохин С.В. Биология. Экология: Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2003. – 206с.

Просмотров работы: 10031