Проблеме пространственного мышления в психологии уделяется значительное внимание. Ей посвящены работы А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова, А.Р. Лурия, А.А. Госпеева, В.М. Гордона, И.С. Якиманской, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.В. Рыжика, Л.М. Фридмана и другие. В них рассматриваются вопросы значения пространственного мышления человека для формирования понятий и для продуктивной деятельности, возрастные и индивидуальные особенности образного и пространственного мышления, возможности его при решении разнообразных проблем; приводятся феноменальные случаи образного, пространственного мышления, изучаются виды образов.
На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацко предлагает принять следующие умения:
1. Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности.
2. Распознавать объект среди изображений.
3. Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением изображением и объектом реальной действительности.
4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти).
5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели).
6. Создавать в воображении новые объекты (представление воображения).
7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
В соответствии с данными критериями выделим основные требования к задачам, позволяющим развивать пространственное воображение у учащихся в 10-11 классах физико-математического профиля на уроках математики.
Наиболее важным требованием является графическое представление данных (наличие изображения в задании либо учащиеся строят графическое изображение в процессе решения данной задачи).
Основными задачами, позволяющими развивать пространственное воображение у учащихся, являются геометрические задачи. В большинстве это задачи по стереометрии, задачи на развертки многогранников и задачи на узлы. Хорошо, если для решения задачи требуется рассмотреть разные конфигурации (внутреннее и внешнее касание окружностей, остроугольный и тупоугольный треугольники, выпуклый и невыпуклый многоугольники, пересечение прямой со сторонами треугольника или их продолжениями и пр.).
Особо следует отметить задачи по стереометрии. Очень непросто подобрать задачу по геометрии, особенно по стереометрии, так как в последние годы школьники в основной своей массе потеряли навыки решения этих задач. Обычно задачи по стереометрии требуют громоздких решений.
Желательно иметь задачи, допускающие решение стандартными для школьника методами, но весьма громоздкое и трудоемкое. С другой стороны, некоторый нестандартный шаг (замена переменной, необычное преобразование, использование неравенства, введение параметра, геометрическая интерпретация и пр.) должен позволить решить ее очень быстро, без сложных преобразований и вычислений.
В формулировках задач должны быть реалистичными расстояния, скорости и пр.
Пространственное воображение у учащихся развивается постепенно, по мере накопления определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые ребенок получает в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее опыт, тем выше потенциал воображения.