ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧАМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ РАЗВИВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧАМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ РАЗВИВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема развития пространственного воображения у учащихся не нова, но по-прежнему актуальна. Требования к выпускникам школ становятся все выше, в то время когда школьные программы упрощают, и количество часов на основные предметы сокращают. В этих условиях возникает острая необходимость в новых методиках обучения.

Проблеме пространственного мышления в психологии уделяется значительное внимание. Ей посвящены работы А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова, А.Р. Лурия, А.А. Госпеева, В.М. Гордона, И.С. Якиманской, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.В. Рыжика, Л.М. Фридмана и другие. В них рассматриваются вопросы значения пространственного мышления человека для формирования понятий и для продуктивной деятельности, возрастные и индивидуальные особенности образного и пространственного мышления, возможности его при решении разнообразных проблем; приводятся феноменальные случаи образного, пространственного мышления, изучаются виды образов.

На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацко предлагает принять следующие умения:

1. Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности.

2. Распознавать объект среди изображений.

3. Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением изображением и объектом реальной действительности.

4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти).

5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели).

6. Создавать в воображении новые объекты (представление воображения).

7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)

В соответствии с данными критериями выделим основные требования к задачам, позволяющим развивать пространственное воображение у учащихся в 10-11 классах физико-математического профиля на уроках математики.

  1. Наиболее важным требованием является графическое представление данных (наличие изображения в задании либо учащиеся строят графическое изображение в процессе решения данной задачи).

Основными задачами, позволяющими развивать пространственное воображение у учащихся, являются геометрические задачи. В большинстве это задачи по стереометрии, задачи на развертки многогранников и задачи на узлы. Хорошо, если для решения задачи требуется рассмотреть разные конфигурации (внутреннее и внешнее касание окружностей, остроугольный и тупоугольный треугольники, выпуклый и невыпуклый многоугольники, пересечение прямой со сторонами треугольника или их продолжениями и пр.).

Особо следует отметить задачи по стереометрии. Очень непросто подобрать задачу по геометрии, особенно по стереометрии, так как в последние годы школьники в основной своей массе потеряли навыки решения этих задач. Обычно задачи по стереометрии требуют громоздких решений.

  1. Желательно иметь задачи, допускающие решение стандартными для школьника методами, но весьма громоздкое и трудоемкое. С другой стороны, некоторый нестандартный шаг (замена переменной, необычное преобразование, использование неравенства, введение параметра, геометрическая интерпретация и пр.) должен позволить решить ее очень быстро, без сложных преобразований и вычислений.

  2. В формулировках задач должны быть реалистичными расстояния, скорости и пр.

Пространственное воображение у учащихся развивается постепенно, по мере накопления определенного опыта. Все об­разы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впе­чатлениях, которые ребенок получает в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее опыт, тем выше потенциал воображения.

Просмотров работы: 1534