СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом возрастает потребность в нахождении эффективных средств обучения, которые помогут повысить качество представления учебного материала, заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к обучению, стимулировать мыслительную деятельность и развивать творческое начало. Еще несколько лет назад педагогам приходилось использовать лишь устные объяснения и наглядные пособия, но с развитием информационно-коммуникативных технологий появилась возможность с меньшими затратами времени и ресурсов создавать всевозможные обучающие программы, фильмы, презентации. Кроме того, появилось такое средство, как интерактивный плакат, применение которого призвано в наглядной и доступной форме представить изучаемый на уроках биологии материал.

Многие авторы по-разному раскрывают понятие "интерактивный плакат". Например, по Б.Д. Затынайченко, «интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса» [2]; по М.В. Тюменцевой и О.И. Чикуновой – «презентация, центральный, основной слайд которой содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения, другим слайдам и возвращаться обратно по желанию пользователя» [3].

Под интерактивным плакатом будем понимать новое средство представления информации, позволяющее педагогу повысить эффективность учебного процесса, вызвать интерес учащихся к изучению той или иной темы. Интерактивный плакат, в отличие от обычной презентации, включает в себя текстовый, мультимедиа-контент и активные элементы управления содержимым.

Необходимость использования подобных интерактивных средств вызвана тем, что зачастую стандартная презентация не может отразить всех взаимосвязей между изучаемыми и представляемыми на ней биологическими процессами и объектами, а только лишь в общих чертах описывает их, не позволяет активно взаимодействовать с элементами предыдущих и последующих слайдов, т.к. имеет линейную структуру. Более того, учителя не всегда достаточно компетентны в создании презентаций, поэтому в них могут быть включены нежелательные мультимедиа элементы (картинки из клипартов, звуковые и анимационные эффекты) отвлекающие учащихся от изучаемого материала. Использование статичных рисунков и фотографий не всегда оправдано, так как их эффективность по сравнению с интерактивными средствами ниже. Так же при изучении биологии не всегда является рациональным использование программного обеспечения, работа с которым занимает большое количество времени и его использование при объяснении каких-либо тем на уроках практически всегда неоправданно. Для работы с ним можно выделять отдельные часы, использовать его во внеклассной работе. Применение интерактивных плакатов на уроках биологии практически всегда предпочтительнее.

Использование мультимедиа-средств, а в данном случае интерактивных плакатов, крайне важно при изучении биологии, так как они обеспечивают наиболее полное восприятие получаемой ими информации. Плакат обладает нелинейной структурой и позволяет отразить имеющиеся взаимосвязи между изучаемыми объектами и процессами, сравнить и сопоставить их, а также содержит в себе пояснения, уточнения, поэтому его использование является результативным.

Очевидно, что интерактивный плакат как средство обучения биологии должен отвечать определенным критериям:

  1. Тема плаката должна соответствовать теме урока и учебному плану в целом, и кроме того, типу урока.

  2. Небольшое количество слайдов, первый из которых освещает тему плаката, содержит в себе интерактивные инструменты, элементы управления и ключевые понятия.

  3. Возможности плаката должны быть обусловлены поставленными педагогическими целями и задачами [1].

Интерактивный плакат в процессе использования должен реализовывать такие возможности, как:

  1. Неоднократное использование, наличие основного блока информации, работа с которым будет проходит на протяжении изучения той или иной темы.

  2. Наличие дополнительной наглядности в виде разворачивающихся блоков, анимированных вставок.

  3. Наличие интерактивных инструментов, позволяющих выделять определенные части плаката, например, ручки, маркеры и т.п.

  4. Наличие активных областей, реагирующих на наведение курсора или щелчок мыши.

  5. Присутствие элементов для автоматизации действий с плакатом.

Кроме того, плакат должен иметь четкую структуру. В ней должна сохраняться последовательность и ясность, иначе плакат перестанет выполнять отведенную ему функцию.

В качестве элементов интерактивного плаката могут выступать:

  • опорные конспекты;

  • многоуровневые задачники;

  • иллюстрации и видеофрагменты;

  • справочники;

  • конструкторы [3].

Важно, чтобы все составляющие плакат элементы были объединены в единое целое.

Многие российские компании, например, «Новый диск», «Кирилл и Мефодий» и др., занимающиеся разработкой программного обеспечения для реализации образовательных программ, предлагают свои продукты: электронные учебники, тренажеры, виртуальные лаборатории и т.д., но не каждое образовательное учреждение имеет возможность приобрести данное программное обеспечение, кроме того, материал, который в нем представлен, не всегда будет соответствовать той или иной учебной программе, поэтому у педагогов возникает необходимость своими силами создавать различные мультимедиа-средства обучения, в том числе, интерактивные плакаты.

Для успешного создания учебных интерактивных плакатов учитель должен обладать определенными навыками работы с компьютерными программами и интернетом. Для создания плакатов могут быть использованы такие продукты, как MS Power Point, SMART Notebook, Adobe Flash и другие. Все они позволяют добавлять и видоизменять элементы плаката, наполнять его необходимым материалом. При создании интерактивных плакатов в большинстве случаев предпочтение отдается MS Power Point , так как данный продукт является наиболее доступной и знакомой педагогам и школьникам программной средой. Кроме указанных выше приложений, педагог может использовать различные онлайн-сервисы для создания презентаций и интерактивных плакатов. Например, Prezi, Projeqt, Linoit, SlideRocket и др. Они предоставляют не меньше, а зачастую и больше возможностей, чем программное обеспечение, удобнее в использовании, не требуют наличия определенных технических параметров компьютера, а только лишь подключения к сети интернет и браузера со встроенным flash-плагином. Единственный недостаток в том, что большинство из них – англоязычные, поэтому кроме умения грамотно использовать информационные ресурсы, современному педагогу необходим навык владения иностранными языками. Однако, все чаще появляются и русскоязычные руководства к данным сервисам, ведь множество педагогов уже оценили по достоинству такой способ создания интерактивных средств и готовы поделиться своим опытом с коллегами.

Интерактивные плакаты можно использовать при изучении разнообразных биологических объектов и явлений, так как они универсальны, помогают последовательно изложить учебный материал, раскрывая ключевые моменты в более удобной форме за счет различных элементов управления. Например, при наведении курсора на какое-либо неизвестное ученикам понятие, в отдельном всплывающем окне будет показано его определение, а к рисункам могут быть сделаны анимированные подписи.

Прежде чем приступать к созданию плаката, необходимо:

  1. Определить тему плаката;

  2. Поставить цель и задачи;

  3. Собрать необходимые мультимедиа-материалы;

  4. Продумать структуру будущего плаката, определить взаимосвязи элементов и расположение тех или иных мультимедиа-объектов.

Интерактивный плакат зачастую имеет многоуровневую структуру. При создании плаката следует придерживаться определенных правил.

Первый слайд, как правило, является основным. На нем размещается тема плаката, опорные понятия, графические элементы. Важно не перегружать основной слайд информацией, так как это усложняет ее восприятие и ученикам будет нелегко сориентироваться в представленном материале. На первом слайде также возможно размещение графических форм с поясняющим текстом, которые изначально не видны на плакате и появляются при совершении определенного действия, например, при наведении курсора на какой-либо объект или щелчке мышью. Естественно, нельзя забывать о том, что данные элементы должны сворачиваться, чтобы не перекрывать доступ к другим элементам основного слайда.

При необходимости создаются дополнительные слайды (второго уровня), переходы к которым будут осуществляться с первого слайда. На данных слайдах возможно добавление текстовых блоков, таблиц, поясняющих рисунков, видеофайлов, анимации и т.п. Таким образом, осуществляется более подробное раскрытие тех или иных понятий, которые можно увидеть на первом слайде. Для удобного перехода к основному слайду или переключению между слайдами второго уровня необходимо добавление управляющих элементов (кнопок).

При необходимости может быть создана еще одна серия слайдов (третьего уровня), но в таком случае необходимо тщательно продумать структуру плаката, чтобы избежать нелогичности и перегруженности материалом.

Не менее важен грамотный выбор цветовой гаммы. Она должна быть подобрана таким образом, чтобы все элементы плаката были различимы, то есть цвет фона не должен совпадать с цветом других элементов. Кроме того, нежелательно использование слишком ярких цветов, которые будут вызывать раздражение и ухудшать восприятие материала.

И в заключение можно отметить, что с помощью интерактивного плаката у учителя биологии появляется возможность представить материал в целостном виде, не обходя стороной главные вопросы и подробно раскрывая содержание изучаемой темы. Его использование поможет учащимся в увлекательной и доступной форме ознакомиться с новым материалом, усвоить ключевые понятия, общие биологические закономерности. Очевидно, что для создания плаката требуются определенные навыки работы с программным обеспечением, соблюдение правил его построения. Грамотно составленный интерактивный плакат может стать одним из самых эффективных средств обучения биологии.

Список источников:

  1. Жаренов, А.В. Применение интерактивных плакатов в предметной деятельности педагога [Текст] / А.В.Жаренов // X Масловские чтения: сборник научных статей. – Мурманск: МГГУ, 2012. – С. 237–239

  2. Затынайченко, Б.Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения [Электронный ресурс] / Б.Д.Затынайченко // http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_zat/oz1.html. Дата обращения: 8.01.2013.

  3. Тюменцева, М.В. О структуре интерактивного плаката [Электронный ресурс] / М.В.Тюменцева, О.И.Чикунова // http://www.rae.ru/forum2011/95/143. Дата обращения: 5.01.2013.

  4. Интерактивный плакат [Электронный ресурс] / http://wiki.iteach.ru/index.php/Интерактивный_плакат. Дата обращения: 8.01.2013.

Просмотров работы: 5716