Задачи урока:
1.Образовательные: сформировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; познакомить учащихся с функциями крови, тканевой жидкости и лимфы, изучить роль внутренней среды и значение постоянства ее состава.
2.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, гигиенического воспитание.
3.Развивающие: сформировать умения самостоятельно работать с текстом; логически мыслить, сравнивать и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развитие понятий «ткань», «кровь».
Тип урока: комбинированный.
Методы:Словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация изобразительных объектов, использование анимации), игровые технологии.
Оборудование: Бинты, доска, косынка, лёд, ножницы, жгут, эластичный бинт; презентация.
Ход урока.
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Закрепление
Домашнее задание
1.Орг. момент
2.Проверка домашнего задания
Ролевая игра «Окажи первую помощь»
Материал и оборудование: Бинты, доска, косынка, лёд, ножницы, жгут, эластичный бинт.
Действующие лица: «врачи» (3 ученика из класса), «больные» (3 ученика из класса), «эксперты» (весь класс).
К доске вызываются 3 учащихся. Это «врачи». На доске прикреплено 3 рисунка (ушиб, закрытый перелом, растяжение связок). Каждый выбирает себе помощника-«больного» которому будет оказана первая медицинская помощь.
После оказания первой помощи, «врач» рассказывает о «диагнозе», а остальные учащиеся-«эксперты» проверят, не допустили ли они ошибку.
Учитель наблюдает за действием учащихся, оценивает ответы. Если «врачи» ошибаются в ответе, на помощь приходят «эксперты». Каждый ответ оценивается.
3.Изучение нового материала
Сегодня мы переходим к изучению новой главы! Она называется внутренняя среда организма. Вы узнаете, что такое кровь, из чего она состоит, про переливание крови и много чего интересного. Тема сегодняшнего урока – ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА.
Учитель проводит беседу:
Учитель: Как вы думаете, что собой представляет внутренняя среда?
Ученик: Это жидкость.
Учитель: А где она может находиться?
Ученик: Во всём организме.
Учитель: Из чего она может состоять?
Ученик: Кровь, лимфа
Учитель: К какому виду ткани относиться кровь?
Ученик: К соединительной.
Учитель: Верно, а какие ещё виды тканей входят в её состав?
Ученик: Хрящевая, жидкая, эластичная рыхлая соединительная ткань, жировая и плотная соединительная ткань.
Учитель: Так что же такое ткань?
Ученик: Ткань это группа клеток и межклеточное вещество, имеющее сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции.
Цель сегодняшнего урока: изучить особенности строения внутренней среды организма, ее функции.
Что вы должны узнать на уроке?
Состав внутренней среды организма;
роль внутренней среды и значение постоянства ее состава;
состав и функции крови, тканевой жидкости и лимфы.
А на уроке вы научитесь:определять компоненты внутренней среды организма;
распознавать на наглядных пособиях клетки крови, лимфы;
сравнивать химический состав крови, лимфы, тканевой жидкости.
Так что же такое внутренняя среда?Давайте запишем определение в тетрадь.
Внутренней средой организма называют совокупность биологических жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), омывающих клетки и структуры тканей и принимающих участие в процессах обмена веществ.
Запишем схему в тетрадь
Внутренняя среда
кровь лимфа тканевая жидкость
учитель демонстрирует рисунок «Состав и объем жидкостей». Посмотрите как много жидкости у нас в организме! А если сложить, то сколько получится литров? Верно 19-20. Это среднее значение.
Работа с текстом и с учебником. (Биология. 8 класс. Учебник. Человек. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н./ Под ред Пасечника В. В.)
Ребята обратите внимание на раздаточный материал.
Алгоритм работы будет таков.
Первый ряд будет заполнять в таблице колонку «Кровь», второй ряд – «Тканевая жидкость», третий – «Лимфа». Пользуясь полученным текстом и учебником на странице 82-87,заполните таблицу, работая в парах. Время работы 10 минут.
После этого представители от каждого ряда выходят рассказывать у доски, что у них получилось, а остальные дополняют пропуски в таблице.
Таблица «Внутренняя среда организма
Признаки |
КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА |
||
Кровь |
Тканевая жидкость |
Лимфа |
|
Состав |
|||
Место нахождения |
|||
Функции |
Таблица заполненная. Выводится для проверки полученных данных.
Признаки |
КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА |
||
Кровь |
Тканевая жидкость |
Лимфа |
|
Состав |
Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты |
95 % воды, 0,9 % минеральных солей, 1,5% белков, кислород и углекислый газ |
Вода с растворенными в нейпродуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты |
Место нахождения |
Сердце и кровеносные сосуды |
Промежутки между клетками всех тканей |
Лимфатическая система |
Функции |
Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегулятор-ная, защитная, гуморальная регуляция. |
Дыхание клеток; питание клеток; очищение от продуктов распада клеток. |
Защита организма от болезнетвор-ныхмикроорганиз-мов |
Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма.
С клетками граничит тканевая жидкость. По составу она сходна с плазмой крови, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. Тканевая жидкость составляет 26,5 % от массы тела. Через нее осуществляется контакт с цитоплазмой клетки и для них служит средой существования. Из крови выходит тканевая жидкость, и она поступает в крошечные лимфатические сосуды. В лимфе увеличивается количество жиров и белков. Лимфа по лимфатическим сосудам переносится в кровеносное русло.
ГОМЕОСТАЗ – (от греч. «гомеос» - подобный, «стазис»- состояние)- постоянство внутренней среды организма.
1929 год ввел данное понятие американский физиолог У.Кеннон.
Достигается постоянство внутренней среды благодаря нервной и эндокринной систем, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены. При изменении концентрации какого-либо вещества, происходит, путем нервно-гуморальной регуляции, восстановление постоянства внутренней среды. Например, при потере большого количества жидкости путем потоотделения, срабатывают рецепторы кровеносных сосудов и мозга, отвечающие за сохранение постоянства осмотического давления плазмы. Возникает чувство жажды, выделяется повышенное количество антидиуретического гормона, почки уменьшают выделение воды с мочой.
Закрепление
Работает весь класс.
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
1.Что их перечисленного относится к внутренней среде организма? |
А. Гомеостаз |
1-Б,В,Г, |
||
2.Какие клетки содержатся в составе крови? |
Б. Лимфа |
2-Д,Е,З |
||
3.Что останется, если из крови удалить клетки? |
В.Кровь. |
3-Ж |
||
4.Из чего образуется лимфа? |
Г.Тканевая жидкость. |
4-Г |
||
5.Как называется жидкая часть крови? |
Д.Лейкоциты |
5-Г |
||
6.Транспортируют кислород? |
Е.Эритроциты. |
6-Е |
||
7. Постоянство состава вещества клеток? |
Ж.Плазма. |
7-А |
||
8.Из чего образуется лимфа? |
З.Тромбоциты. |
8-Г |
||
И.Кислород. |
Домашнее задание: Параграф 17 читать, выучить определения.
Список литературы:
«Сферы» | Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс [2009]
Биология. 8 класс. Учебник. Человек. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. под ред Пасечника В. В. Дрофа , 2002 г.
А. М. Цузмер и др. Биология. Человек и его здоровье. Изд. :М. «Просвещение»,1997