КОНСПЕКТ УРОКА «ВНУТРЕНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНСПЕКТ УРОКА «ВНУТРЕНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель урока: изучить особенности строения внутренней среды организма, ее функции.

Задачи урока:

1.Образовательные: сформировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; познакомить учащихся с функциями крови, тканевой жидкости и лимфы, изучить роль внутренней среды и значение постоянства ее состава.

2.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, гигиенического воспитание.

3.Развивающие: сформировать умения самостоятельно работать с текстом; логически мыслить, сравнивать и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развитие понятий «ткань», «кровь».

Тип урока: комбинированный.

Методы:Словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация изобразительных объектов, использование анимации), игровые технологии.

Оборудование: Бинты, доска, косынка, лёд, ножницы, жгут, эластичный бинт; презентация.

Ход урока.

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление

  5. Домашнее задание

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания

Ролевая игра «Окажи первую помощь»

Материал и оборудование: Бинты, доска, косынка, лёд, ножницы, жгут, эластичный бинт.

Действующие лица: «врачи» (3 ученика из класса), «больные» (3 ученика из класса), «эксперты» (весь класс).

К доске вызываются 3 учащихся. Это «врачи». На доске прикреплено 3 рисунка (ушиб, закрытый перелом, растяжение связок). Каждый выбирает себе помощника-«больного» которому будет оказана первая медицинская помощь.

После оказания первой помощи, «врач» рассказывает о «диагнозе», а остальные учащиеся-«эксперты» проверят, не допустили ли они ошибку.

Учитель наблюдает за действием учащихся, оценивает ответы. Если «врачи» ошибаются в ответе, на помощь приходят «эксперты». Каждый ответ оценивается.

3.Изучение нового материала

Сегодня мы переходим к изучению новой главы! Она называется внутренняя среда организма. Вы узнаете, что такое кровь, из чего она состоит, про переливание крови и много чего интересного. Тема сегодняшнего урока – ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА.

Учитель проводит беседу:

Учитель: Как вы думаете, что собой представляет внутренняя среда?

Ученик: Это жидкость.

Учитель: А где она может находиться?

Ученик: Во всём организме.

Учитель: Из чего она может состоять?

Ученик: Кровь, лимфа

Учитель: К какому виду ткани относиться кровь?

Ученик: К соединительной.

Учитель: Верно, а какие ещё виды тканей входят в её состав?

Ученик: Хрящевая, жидкая, эластичная рыхлая соединительная ткань, жировая и плотная соединительная ткань.

Учитель: Так что же такое ткань?

Ученик: Ткань это группа клеток и межклеточное вещество, имеющее сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции.

Цель сегодняшнего урока: изучить особенности строения внутренней среды организма, ее функции.

Что вы должны узнать на уроке?

  • Состав внутренней среды организма;

  • роль внутренней среды и значение постоянства ее состава;

  • состав и функции крови, тканевой жидкости и лимфы.

А на уроке вы научитесь:определять компоненты внутренней среды организма;

  • распознавать на наглядных пособиях клетки крови, лимфы;

  • сравнивать химический состав крови, лимфы, тканевой жидкости.

Так что же такое внутренняя среда?Давайте запишем определение в тетрадь.

Внутренней средой организма называют совокупность биологических жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), омывающих клетки и структуры тканей и принимающих участие в процессах обмена веществ.

Запишем схему в тетрадь

Внутренняя среда

кровь лимфа тканевая жидкость

учитель демонстрирует рисунок «Состав и объем жидкостей». Посмотрите как много жидкости у нас в организме! А если сложить, то сколько получится литров? Верно 19-20. Это среднее значение.

Работа с текстом и с учебником. (Биология. 8 класс. Учебник. Человек. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н./ Под ред Пасечника В. В.)

Ребята обратите внимание на раздаточный материал.

Алгоритм работы будет таков.

Первый ряд будет заполнять в таблице колонку «Кровь», второй ряд – «Тканевая жидкость», третий – «Лимфа». Пользуясь полученным текстом и учебником на странице 82-87,заполните таблицу, работая в парах. Время работы 10 минут.

После этого представители от каждого ряда выходят рассказывать у доски, что у них получилось, а остальные дополняют пропуски в таблице.

Таблица «Внутренняя среда организма

Признаки

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Кровь

Тканевая жидкость

Лимфа

Состав

     

Место нахождения

     

Функции

     

Таблица заполненная. Выводится для проверки полученных данных.

Признаки

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Кровь

Тканевая жидкость

Лимфа

Состав

Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты

95 % воды, 0,9 % минеральных солей, 1,5% белков, кислород и углекислый газ

Вода с растворенными в нейпродуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты

Место нахождения

Сердце и кровеносные сосуды

Промежутки между клетками всех тканей

Лимфатическая система

Функции

Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегулятор-ная, защитная, гуморальная регуляция.

Дыхание клеток;

питание клеток;

очищение от продуктов распада клеток.

Защита организма от болезнетвор-ныхмикроорганиз-мов

Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма.

С клетками граничит тканевая жидкость. По составу она сходна с плазмой крови, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. Тканевая жидкость составляет 26,5 % от массы тела. Через нее осуществляется контакт с цитоплазмой клетки и для них служит средой существования. Из крови выходит тканевая жидкость, и она поступает в крошечные лимфатические сосуды. В лимфе увеличивается количество жиров и белков. Лимфа по лимфатическим сосудам переносится в кровеносное русло.

ГОМЕОСТАЗ – (от греч. «гомеос» - подобный, «стазис»- состояние)- постоянство внутренней среды организма.

1929 год ввел данное понятие американский физиолог У.Кеннон.

Достигается постоянство внутренней среды благодаря нервной и эндокринной систем, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены. При изменении концентрации какого-либо вещества, происходит, путем нервно-гуморальной регуляции, восстановление постоянства внутренней среды. Например, при потере большого количества жидкости путем потоотделения, срабатывают рецепторы кровеносных сосудов и мозга, отвечающие за сохранение постоянства осмотического давления плазмы. Возникает чувство жажды, выделяется повышенное количество антидиуретического гормона, почки уменьшают выделение воды с мочой.

Закрепление

Работает весь класс.

Вопросы

Варианты

ответов

 

1.Что их перечисленного относится к внутренней среде организма?

А. Гомеостаз

1-Б,В,Г,

2.Какие клетки содержатся в составе крови?

Б. Лимфа

2-Д,Е,З

3.Что останется, если из крови удалить клетки?

В.Кровь.

3-Ж

4.Из чего образуется лимфа?

Г.Тканевая жидкость.

4-Г

5.Как называется жидкая часть крови?

Д.Лейкоциты

5-Г

6.Транспортируют кислород?

Е.Эритроциты.

6-Е

7. Постоянство состава вещества клеток?

Ж.Плазма.

7-А

8.Из чего образуется лимфа?

З.Тромбоциты.

8-Г

 

И.Кислород.

 

Домашнее задание: Параграф 17 читать, выучить определения.

Список литературы:

  1. «Сферы» | Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс [2009]

  2. Биология. 8 класс. Учебник. Человек. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. под ред Пасечника В. В. Дрофа , 2002 г.

  3. А. М. Цузмер и др. Биология. Человек и его здоровье. Изд. :М. «Просвещение»,1997

Просмотров работы: 9342