ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ СТУДЕНТА) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ СТУДЕНТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый день мы находимся в непрерывном потоке информации огромных масштабов, и чтобы этой информацией управлять, необходимо освоить эффективные способы обработки информации. ХХI век называют веком информации. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без информации высокого качества. Так, один из основателей фирмы Delphi Consulting, Карл Фраппаоло, говорит о том, что при подготовке к работе на глобальном рынке XXI века будет очень важен высокоуровневый поиск знаний – способность искать самую точную и актуальную информацию в огромном числе источников различных типов.

Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Умение работать с информацией – важное умение для человека, который стремится к успешности в современном обществе.

Это особо должно рассматриваться в сфере образования, так как именно в учебных заведениях мы осваиваем информацию и методы работы с ней, получаем умение самостоятельного поиска и анализа нужных нам знаний.

Освоение технологий обработки информации и работы с ней необходимо в учебном процессе. Это помогает сделать обучение более легким, эффективным и быстрым. В студенческую пору, когда нужно в сжатые сроки освоить огромный объем информации, умения работать с этой информацией становятся особенно актуальными.

Технологияпри переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессомследует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов [3].

Современным образовательным технологиям также, как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики [2]:

Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.

Эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.

Умения и навыки восприятия информациизаключаются вработе с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

Для эффективного обучения и профессиональной деятельности необходима соответствующая «насыщенная» информационная среда, а также технология работы с информацией, как инструмент достижения запланированного и ожидаемого результата в кратчайшие сроки. Технология работы с информацией включает в себе несколько ступеней-этапов [4].

Назовем эти этапы:

  1. Исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужных данных и информации;

  2. Анализ данных и информации;

  3. Систематизация данных и информации;

  4. Кодификация данных;

  5. Превращение данных и информации в голове человека в знания и запись этих знаний в виде осмысленных материалов на каком-либо носителе информации;

  6. Создание системы управления данными, информацией.

  7. Оценка знаний.

  8. Превращение (материализация) материалов знания в интеллектуальный продукт, представляющий коммерческую ценность.

Работа с информацией связана с преобразованиями и всегда подтверждает её материальную природу.

Для того чтобы информация могла передаваться от одного объекта другому как к приемнику, необходимо, чтобы был какой-то промежуточный материальный носитель, взаимодействующий с источником. Перенос информации источника на структуру носителя называется кодированием. При этом происходит преобразование кода источника в код носителя. Носитель с перенесенным на него кодом источника в виде кода носителя называется сигналом [4].

Приемник сигнала имеет свой набор возможных состояний, который называется кодом приемника. Сигнал, взаимодействуя с объектом-приемником, изменяет его состояния. Процесс преобразования кода сигнала в код приёмника называется декодированием.

Из этого мы можем подчеркнуть то, что информация существует независимо от познающего, является самостоятельной материальной единицей.

С информацией мы можем производить множество различных операций: хранить, передавать, обрабатывать. Рассмотрим их подробнее.

Хранение информации

Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители. Носители подразделяются на бумажные и электронные.

Бумажные носители – традиционные – включают книги, газеты, журналы, брошюры, справочники, энциклопедии и т.п. Электронные носители – компьютерные – в сфере образования самыми применяемыми являются электронные учебники, блоги учителей и учеников, электронные почты, базы данных.

В данной статье остановим свое внимание на традиционных бумажных источниках, так как в эпоху компьютеризации мы часто забываем о привычных методах [4] работы с книгой, с привычным бумажным материалом.

Передача информации

Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). Речь является способом передачи, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) – ею мы пользуемся и сейчас. Для передачи информации на большие расстояния необходимо использовать значительно более сложные информационные процессы.

Для осуществления такого процесса информация должна быть некоторым образом оформлена (представлена). Для представления информации используются различные знаковые системы – наборы заранее оговоренных смысловых символов: слов естественного языка. Представленная с их помощью информация о каком-либо объекте, явлении или процессе называется сообщением.

Устройства, реализующие процесс передачи данных, образуют системы связи. В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет.

Обработка информации

Поскольку информация нематериальна, её обработка заключается в различных преобразованиях. К процессам обработки можно отнести любые переносы информации с носителя на другой носитель. Информация, предназначенная для обработки, называется данными.

Основным видом обработки первичной информации, полученной различными приборами, является преобразование в форму, обеспечивающую её восприятие органами чувств человека

Важнейшим видом обработки информации является определение смысла (содержания), заключающегося в некотором сообщении. Содержащийся в сообщении смысл описывается на искусственном языке, отражающем смысловые связи между словами исходного текста.

Обработка информации всегда производится с некоторой целью. Для её достижения должен быть известен порядок действий над информацией, приводящий к заданной цели. Такой порядок действий называется алгоритмом. Кроме самого алгоритма необходимо также некоторое устройство, реализующее этот алгоритм. В научных теориях такое устройство называется автоматом.

Для осуществления работы с информацией необходимо выстроить алгоритм информационной деятельности. Начинаем мы всегда с формулирования потребности (зачем нам это нужно?). Как только мы осознаем потребность, у нас возникает мотивация к удовлетворению данной потребности. Мы ставим четкую лаконичную цель, к которой будем стремиться в подборе информации. Чтобы найти необходимую нам информацию, мы выбираем подходящие источники информации. Для выполнения этого пункта нужны четко заданные параметры поиска. Мы анализируем тот объем информации который нашелся, что-то неподходящее отбрасываем, то, что нам подошло, мы берем в дальнейшую работу. Следующим этапом станет обработка подошедшей информации. Здесь мы проводим более глубокий анализ информации, дополняем её или наоборот убираем ненужное. В дальнейшем мы формируем результат нашего поиска в конкретный продукт, подводим итоги и оформляем работу в подходящей форме.

Выбрав источник, мы работаем с ним с помощью определенных приемов:

  • запись – формирование структуры информационных потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;

  • хранение – действие, осуществляющее стабильность информации и ее дальнейшую модуляцию;

  • чтение (изучение) – взаимодействие инструмента, преобразователя, с потоком информации.

Накапливая информацию, мозг создает на своей структуре связную информационную модель окружающего мира.

Г.Г. Гецов предлагает следующие способы работы с информацией [1], которые являются наиболее распространенными в период обучения в вузе:

1. Составление плана

План – схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда,для развития навыка четкого формулирования мысли.

По форме членения и формы записи планы могут быть подразделены на простые и сложные.Так же встречаются планы-записи.

План помогает активно работать с источником,быстро восстановить его содержание. Поэтому целесообразно его составлять уже при первом обращении к источнику

2. Набрасывание тезисов – составление положений, вбирающее в себя существо значительной части текста, то что доказывает или опровергает автор, вывод к которому он подходит. Тезисы всегда включает в себя доказательство с рассуждением. Тезис помогает глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его Умение правильно тезировать текст говорит об уровне подготовленности читетеля, понимание темы, овладением методами самостоятельной работы над книгой.

Тезисы подразделяют на:

1. Основные – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника.

2. Простые тезисы – главные мысли входящие в состав основных тезисов.

3. Сложные тезисы – записи включающие в себя вид основных и простых тезисов

3. Конспектирование – систематическая, логически связная, краткая запись, объединяющая основные мысли текста.

Конспекты можно условно подразделить на 4 типа:

  1. Плановые - получают из предварительно подготовленного плана произведения

  2. Текстуальные - составлен в основном из отрывков подлинника -цитат

  3. Свободные сочетают в себе выписки, цитаты, планы ,тезисы.

  4. Тематические -дают исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему.

4. Реферирование – краткая обогащенная запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках для защиты перед аудиторией. Эта более сложная техника для тех кто в полной мере освоил азбуку работы с книгой.

Педагогическая технология – это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров, это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и методов, оптимизирующих образовательный процесс. Владение технологиями работы с информацией – это необходимая часть сегодняшнего образовательного процесса, успешного современного выпускника, так как в современном мире поток знаний и информации огромен и противоречив и умение им эффективно пользоваться никогда не бывает лишним.

Литература

  1. Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы [Текст] / Г.Г.Гецов – М.: изд-во Книга,1984. – 120 с.

  2. Духин, А. А. Теория информации [Текст] / А.А.Духин. – М. : Издательство «Гелиос», 2007.

  3. Кукушкин, В.С. Педагогические технологии [Текст] : учебное пособие для студентов пед. специальностей / В.С. Кукушкин – М.: ИКЦ.МарТ, 2004. – 336 с.

  4. Проскурин, В. Что представляет собою технология работы с информацией? [Электронный ресурс] / http://www.pvpcenter.org/wpress/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/ Дата обращения: 10.01. 2013

  5. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. / Г. К. Селевко : М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 1. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  6. Юнина, Е.А. Современные образовательные технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Е.А. Юнина. – Пермь: ПРИПИТ, 2004. – 92 с.
  7. Урсул, А. Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе [Текст] / А. Д. Урсул // Открытое образование. – 2010. – № 6. – С. 89 – 97.

Просмотров работы: 8379