Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.) [2].
Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов (В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, Э. Ле Шан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.) [3].
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Поэтому выявление роли семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста является важной задачей социальной и общей психологии. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы преодоления детских страхов.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, воспитателю и принять меры по преодолению страхов у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
В отечественной психологии при рассмотрении особенностей детско-родительских отношений исходной идеей становится понятие совместной деятельности со взрослым как главной движущей силы психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.И. Лисина) [4].
Семья как ближайшее социальное окружение удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите, ребенка играет огромную роль в его развитии и становлении на протяжении всего периода детства. Тип взаимодействия и эмоционального отношения родителей является основным фактором, влияющим на психическое здоровье и эмоциональную сферу в целом.
Актуальным остается вопрос взаимосвязи особенностей детско-родительских отношений и механизма возникновения страхов у ребенка дошкольного возраста.
Исследователи выделяют стили поведения родителей, которые делятся на несколько категорий:
авторитарный стиль родительского поведения основан холодном отношении к ребенку и высоким уровнем контроля. Родители закрыты от детей; устанавливают жесткие требования и правила, не учитывают их мнение;
индифферентный стиль родительского поведения, отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты в отношениях.
либеральный стиль отличается теплыми отношениями с ребенком и низким уровнем контроля.
деспотичный стиль воспитания основан на безусловном подчинении, основан на указаниях, приказах, строгих наказаниях.
Если родители сами воспитаны в авторитарном духе, они достаточно строго обращаются со своими детьми. Доброта и доброжелательность, искренность в отношениях с детьми должны подтверждаться на практике. К примеру, положительные нравственные качества личности родителей создают в семье положительный нравственно-психологический климат.
Чем строже родители, тем меньше они стремятся к новаторству в своей методике воспитания. Консервативность здесь проявляется в стремлении национальные ценности и нормы трансформировать в способы воздействия на своих детей и жестко контролировать их; они, воздействуя на своих детей, требуют при этом большого послушания.
Родители, избравшие авторитарный метод воспитания, обычно сосредоточиваются не на потребностях детей, а на своих потребностях. Такие родители требуют безусловного подчинения, запрещают любое обсуждение своих воздействий, создают атмосферу безусловного подчинения. Связь между такими родителями и детьми обычно бывает односторонней, от родителей к детям.
В отличие от авторитарных родителей, свободомыслящие родители не регулируют все проявления деятельности своих детей. Однако и здесь есть определенные ограничения свободы. На самом деле эти родители внимательны к потребностям и желаниям своих детей. Контроль за ними гибкий, выборочный, не ограничивающий и не навязчивый.
Здесь не применяется сила, а если применяется, то объясняется причина этому. Здесь не спорят со своими детьми, а стараются учитывать их пожелания и стремления. Для родителей либерального типа, в отличие от других типов, характерно создание дома непринужденной обстановки, проявление уступок. В итоге получается, что дети стремятся максимально контролировать свое поведение. Таким образом, эти родители без особого принуждения могут оказывать воздействие на своих детей.
Отметим также, что подобные родители не столь требовательны в отношении домашней работы к своим детям. Дети, воспитанные в духе свободомыслия, обычно бывают достаточно самостоятельные, управляют собой, создают обстановку послушания и внимания. У деспотичных родителей дети обычно бывают недовольные и недоверчивые.
Индифферентный стиль воспитания предполагает предоставление детям полной свободы. Равнодушие к детям проявляется у родителей в том, что за детьми плохо смотрят, больше думают о своих потребностях. Безответственные родители не бывают в ответе за своих детей.
По мнению некоторых исследователей, подобный подход формирует у детей равнодушие к себе и другим, приводит к приобретению дурных наклонностей, хотя главной целью родителей должно быть воспитание социально ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Одним из факторов, влияющих на появление страхов у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские стили воспитания [2].
Так, К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) - к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении и навязчивым страхам [1].
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит также к неустойчивости и страхам детей [6].
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт злостно-забитый тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее - мягко-забитый тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием [7].
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение - причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность - причиной душевной слабости ребёнка, что также является фактором развития страхов [5].
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и страхов и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка - к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований - как этиологический фактор неврастении [8].
В.С. Мухина делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью, развитию страхов в более старшем возрасте; сверхопека, предохранение - к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями [9].
Обобщая сказанное, можно выделить следующие факторы, влияющие на появление страхов в дошкольном возрасте: недостаточное внимание и любовь в семье, грубость и плохое поведение родителей, напряженность в семье, ограничение самостоятельности детей, неполное удовлетворение базовых потребностей, излишняя строгость, множество ограничений и неудач, отвержение со стороны семьи, разврат в семье, неправильное воспитание в целом, давление на детей, жесткость в обращении, неустойчивость в обращении, когда перемежаются грубость и ласка, излишний консерватизм и даже трусость родителей, нравственный и духовный прессинг, постоянные укоры и упреки, ссоры и скандалы в семье, отсутствие естественного духовного общения и развития, излишняя осторожность, издевательства и порочные примеры, низкий уровень жизни, отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей и других членов семьи.
Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор, и наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные психологи также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как источнику угрозы и опасности, отсюда навязчивые страхи.
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.
Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническое чувство эмоциональной неудовлетворенности и беспокойства, особенно при нежелании или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще более незавидным.
Страхи у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают конструктивные взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, позволяют детям выражать свои чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание интересы ребенка.
Таким образом, можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.
Следовательно, коррекционная работа со страхами детей дошкольного возраста должна проводиться с участием родителей. Вне зависимости от того, чем вызвана и как проявляется боязнь, взрослые должны относиться к детским страхам серьезно.
Список используемой литературы:
Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг/ Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2009.- 298 с.
Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.С. Ежкова. - Москва: Владос, 2010. - Ч. 1. - 2010. - 127 с.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А.И. Захаров. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2007. - 448 с.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.ивысш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с.
Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей/ М.А. Куртышева. - СПб. : Питер, 2005. - 252 с.
Лесгафт, П.В. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.В. Лесгафт.- М.:Издательство:Либроком, 2010.- 218 с.
Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. -- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 408 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов/ В.С. Мухина. - 6-е изд. - М.: «Академия», 2000. - 456 с.