СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ГРУППЫ РИСКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ГРУППЫ РИСКА

Михайлова А.С. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного педагогического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем. В обществе усилились такие негативные тенденции как: имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

Актуальность данной темы становится возможность выявления факторов риска конкретного ребёнка в жизненной ситуации и причин его неблагополучия.

Объект – социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска.

Предмет – эффективные условия социально-педагогического сопровождения ребенка группы риска

Цель – создать социально-педагогические условия для успешной социализации ребенка.

Задачи:

1. Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;

2. Оказание психологической поддержки ребенку;

3. Повышение мотивации и успеваемости в учебной деятельности;

4. Применить организационные социально-педагогические методы в сопровождении ребенка «группы риска».

Данная работа будет организована в СОШ №1 г. Наволоки Ивановской области Кинешемского района. Программа рассчитана на один год.

Характеристика на ребенка группы риска

Вова С. 10 лет из малообеспеченной семьи. Воспитывался без отца. Мама постоянно на работе и мало времени уделяет Вове. Он предоставлен сам себе. Его внешний вид неопрятно одет, грязные руки. Характерными чертами поведения является скрытность, лживость, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков.

Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием нецензурной речи. Речь несвязанна и состоит из коротких фраз. В школе заметно отстает от сверстников. Вова замкнут, недоверчив, агрессивен.

Он живет сегодняшним днем: его навыки планирования ограничиваются несколькими часами, очень отстает в развитии эмоционально-волевой сфере. Вова инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.

По данной характеристике у ребенка были обнаружены следующие проблемы:

  1. Малообеспеченная семья;

  2. Мама много работает, не уделяет время ребенку;

  3. Воспитывался без отца;

  4. Проблемы с речью;

  5. В общении с окружающими характеризуется бедным словарным и использование нецензурной речи;

  6. Характерные черты агрессивность, лживость, замкнутость, инфантильность;

  7. Имеет задержку интеллектуального и психического развития;

  8. В школе заметно отстает от сверстников. На решение данных проблем и направлен наш проект, разработанный по методике социально-педагогического проектирования С.М.Машевской [1].

Этапы проекта: Первый этап – диагностический; Второй этап: работа с ребенком и работа с семьей.

Программа диагностики с ребенком группы риска

  1. Семья

Проведение методики «Кинетический рисунок семьи» С. Кауфман, Р. Бернс. Мы сможем узнать информацию о субъективной семейной ситуации. Она поможет выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации своего места в семье, а также его отношение к членам семьи.

Посещение семьи поможет оценить домашнюю обстановку ребенка, в каких условиях он проживает.

Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку.

Проведение методики Е.Шеффера, Р. Белла (предназначена для матерей) позволит узнать отношение матери к своей семейной роли, отношение к ребенку, наличие или отсутствие чрезмерной отеки.

  1. Учебная деятельность

Изучение документов (журнала или дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах

Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.

Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.

Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.

  1. Личностные качества

Проведение опросника Басса-Дарки поможет определить агрессивность и враждебные реакции.

Проведение опросника «Узнай себя» И.П. Подласый выявляет представление об агрессивных наклонностях детей в общении.

Цветовой тест отношений по Н.Я. Семаго для определения экспертной оценки уровня актуального развития психоэмоционального состояния.

Программа социально-педагогического сопровождения

Работа с семьей

1.Индивидуальные консультации матери: Семейное воспитание. Выявление проблем семейного воспитания, и помощь в решении их, создание положительной мотивации у матери в воспитании ребенка (педагог-психолог).

2.Организация совместной деятельности матери и ребенка:

- внеклассное мероприятие. Взаимосвязь матери и детей «Как интересно и весело нам всем вместе»

- участие в спортивном мероприятии «Всей семьёй на спортплощадку».

- участие в организации школьных праздников.

Способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания мамы и ребенка (классный руководитель, социальный педагог).

Работа с педагогическим коллективом

1. Проведение консультации с педагогами на тему: «Индивидуальный подход к детям группы риска». Дать рекомендации о помощи ребенку в учебной деятельности (социальный педагог, педагог-психолог).

2. Беседа с педагогами предметниками о заинтересованности ребенка их предметом и как он ведет себя на уроках. Оценить уровень заинтересованности учебными предметами (социальный педагог, педагог-психолог).

Работа с классом

1.Проведение психологической игры «Созвездие» создать условия для сплочения коллектива; дать возможность общаться больше друг с другом; взаимоподдержки; научить анализировать характер других; воспитывать доброжелательность в детях (социальный педагог, педагог-психолог).

Социо-культурное направление

1.Организация досуговой деятельности в зависимости от интересов ребенка (спортивные секции плаванье и восточные единоборства). Обеспечить занятость ребенка в свободное время (социальный педагог).

2. Проведение мероприятия библиотечный урок-путешествие "Удивительные книжные тайны". Расширить читательский интерес к книге и библиотеке (социальный педагог).

Работа с ребенком

1.Психологическое консультирование ребенка. Помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить (педагог-психолог).

2.Организовать обучение ребенка культуре общения (игра «Кто больше скажет?»). Научить правильно и красиво говорить. Пополнить словарный запас вежливыми словами, научить их употреблять в повседневной жизни (социальный педагог).

3.Индивидуальная работа с ребенком повышение интеллектуального и психического развития. Повышение интеллектуального и психического развития (педагог-психолог).

4.Устройство в секцию восточные единоборства и в секцию плаванье («Фок» г. Наволоки). Решение коммуникативных проблем, снижение агрессивности, развитие пространственного мышления (тренер секции).

В организации программы мы постарались учесть проблемы, с которыми столкнулся ребенок, как в семье, так и в школе. В программу были включены мероприятия, которые способствуют улучшению взаимоотношений матери и ребенка, с учителями и сверстниками, рекомендации педагогическому коллективу должны помочь правильно подойти к личности ребенка, принимая во внимание способности и умения. Организация досуговой деятельности поможет ему проявить себя и он меньше времени будет предоставлен самому себе.

Прогнозируемый результат

В результате реализации проекта мы планируем получить следующее:

- мама больше времени и внимания будет уделять ребенку;

- повысится уровень мотивации и успеваемость к учебе;

- повыситься уровень интеллектуального и психического развития;

- улучшение речи;

- ребенок с удовольствием будет посещать кружки и секции, которые ему по душе.

Список литературы:

  1. Машевская С.М. Социально-педагогическое проектирование. Учебное пособие для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». – 63с.

  2. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.

  3. Практикум по психологии / ред. Г.С.Никифоров, СПб, 2002

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил

  5. http://www.psylist.net/praktikum/00080.htm

  6. http://testoteka.narod.ru/ms/1/15.html

  7. http://rudocs.exdat.com/docs/index-419017.html

  8. http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00105.htm

Просмотров работы: 10431