Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем. В обществе усилились такие негативные тенденции как: имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.
Актуальность данной темы становится возможность выявления факторов риска конкретного ребёнка в жизненной ситуации и причин его неблагополучия.
Объект – социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска.
Предмет – эффективные условия социально-педагогического сопровождения ребенка группы риска
Цель – создать социально-педагогические условия для успешной социализации ребенка.
Задачи:
1. Проведение диагностического исследования ребенка и его родителей;
2. Оказание психологической поддержки ребенку;
3. Повышение мотивации и успеваемости в учебной деятельности;
4. Применить организационные социально-педагогические методы в сопровождении ребенка «группы риска».
Данная работа будет организована в СОШ №1 г. Наволоки Ивановской области Кинешемского района. Программа рассчитана на один год.
Характеристика на ребенка группы риска
Вова С. 10 лет из малообеспеченной семьи. Воспитывался без отца. Мама постоянно на работе и мало времени уделяет Вове. Он предоставлен сам себе. Его внешний вид неопрятно одет, грязные руки. Характерными чертами поведения является скрытность, лживость, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков.
Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием нецензурной речи. Речь несвязанна и состоит из коротких фраз. В школе заметно отстает от сверстников. Вова замкнут, недоверчив, агрессивен.
Он живет сегодняшним днем: его навыки планирования ограничиваются несколькими часами, очень отстает в развитии эмоционально-волевой сфере. Вова инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.
По данной характеристике у ребенка были обнаружены следующие проблемы:
Малообеспеченная семья;
Мама много работает, не уделяет время ребенку;
Воспитывался без отца;
Проблемы с речью;
В общении с окружающими характеризуется бедным словарным и использование нецензурной речи;
Характерные черты агрессивность, лживость, замкнутость, инфантильность;
Имеет задержку интеллектуального и психического развития;
В школе заметно отстает от сверстников. На решение данных проблем и направлен наш проект, разработанный по методике социально-педагогического проектирования С.М.Машевской [1].
Этапы проекта: Первый этап – диагностический; Второй этап: работа с ребенком и работа с семьей.
Программа диагностики с ребенком группы риска
Семья
Проведение методики «Кинетический рисунок семьи» С. Кауфман, Р. Бернс. Мы сможем узнать информацию о субъективной семейной ситуации. Она поможет выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации своего места в семье, а также его отношение к членам семьи.
Посещение семьи поможет оценить домашнюю обстановку ребенка, в каких условиях он проживает.
Беседа с родителями поможет выявить отношение к ребенку.
Проведение методики Е.Шеффера, Р. Белла (предназначена для матерей) позволит узнать отношение матери к своей семейной роли, отношение к ребенку, наличие или отсутствие чрезмерной отеки.
Учебная деятельность
Изучение документов (журнала или дневника) поможет узнать об успеваемости на тех или иных предметах
Беседа с учителями-предметниками поможет оценить поведение ребенка на уроках, как он усваивает материал, беседа с классным руководителем может дать общую характеристику о ребенке.
Проведение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой поможет выявить предпочитаемые учебные предметы, отношения к ним, выявление того почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные), положительное или отрицательное отношение к отдельным предметам и к учению в целом.
Проведение социометрии поможет дать информацию о реальной роли ребенка в классе, определить межличностные отношения.
Личностные качества
Проведение опросника Басса-Дарки поможет определить агрессивность и враждебные реакции.
Проведение опросника «Узнай себя» И.П. Подласый выявляет представление об агрессивных наклонностях детей в общении.
Цветовой тест отношений по Н.Я. Семаго для определения экспертной оценки уровня актуального развития психоэмоционального состояния.
Программа социально-педагогического сопровождения
Работа с семьей
1.Индивидуальные консультации матери: Семейное воспитание. Выявление проблем семейного воспитания, и помощь в решении их, создание положительной мотивации у матери в воспитании ребенка (педагог-психолог).
2.Организация совместной деятельности матери и ребенка:
- внеклассное мероприятие. Взаимосвязь матери и детей «Как интересно и весело нам всем вместе»
- участие в спортивном мероприятии «Всей семьёй на спортплощадку».
- участие в организации школьных праздников.
Способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания мамы и ребенка (классный руководитель, социальный педагог).
Работа с педагогическим коллективом
1. Проведение консультации с педагогами на тему: «Индивидуальный подход к детям группы риска». Дать рекомендации о помощи ребенку в учебной деятельности (социальный педагог, педагог-психолог).
2. Беседа с педагогами предметниками о заинтересованности ребенка их предметом и как он ведет себя на уроках. Оценить уровень заинтересованности учебными предметами (социальный педагог, педагог-психолог).
Работа с классом
1.Проведение психологической игры «Созвездие» создать условия для сплочения коллектива; дать возможность общаться больше друг с другом; взаимоподдержки; научить анализировать характер других; воспитывать доброжелательность в детях (социальный педагог, педагог-психолог).
Социо-культурное направление
1.Организация досуговой деятельности в зависимости от интересов ребенка (спортивные секции плаванье и восточные единоборства). Обеспечить занятость ребенка в свободное время (социальный педагог).
2. Проведение мероприятия библиотечный урок-путешествие "Удивительные книжные тайны". Расширить читательский интерес к книге и библиотеке (социальный педагог).
Работа с ребенком
1.Психологическое консультирование ребенка. Помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить (педагог-психолог).
2.Организовать обучение ребенка культуре общения (игра «Кто больше скажет?»). Научить правильно и красиво говорить. Пополнить словарный запас вежливыми словами, научить их употреблять в повседневной жизни (социальный педагог).
3.Индивидуальная работа с ребенком повышение интеллектуального и психического развития. Повышение интеллектуального и психического развития (педагог-психолог).
4.Устройство в секцию восточные единоборства и в секцию плаванье («Фок» г. Наволоки). Решение коммуникативных проблем, снижение агрессивности, развитие пространственного мышления (тренер секции).
В организации программы мы постарались учесть проблемы, с которыми столкнулся ребенок, как в семье, так и в школе. В программу были включены мероприятия, которые способствуют улучшению взаимоотношений матери и ребенка, с учителями и сверстниками, рекомендации педагогическому коллективу должны помочь правильно подойти к личности ребенка, принимая во внимание способности и умения. Организация досуговой деятельности поможет ему проявить себя и он меньше времени будет предоставлен самому себе.
Прогнозируемый результат
В результате реализации проекта мы планируем получить следующее:
- мама больше времени и внимания будет уделять ребенку;
- повысится уровень мотивации и успеваемость к учебе;
- повыситься уровень интеллектуального и психического развития;
- улучшение речи;
- ребенок с удовольствием будет посещать кружки и секции, которые ему по душе.
Список литературы:
Машевская С.М. Социально-педагогическое проектирование. Учебное пособие для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». – 63с.
Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.
Практикум по психологии / ред. Г.С.Никифоров, СПб, 2002
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил
http://www.psylist.net/praktikum/00080.htm
http://testoteka.narod.ru/ms/1/15.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-419017.html
http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00105.htm