СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Закирова Н.М. 1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тревога, беспокойство, страх - сегодня это проявления нашей психической жизни. Когда человек поддается этим проявлениям, то сам человек меняется: его отношение к окружающим его людям и т.д. Постоянный страх, постоянная тревога приводит к неуверенности личности, к стрессу, к депрессии.

В последнее время все чаще говорят о возрастании детской тревожности. Об этом свидетельствуют и экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %), т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше. И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами.

Многие личностные качества формируются в младшем школьном возрасте. От того, как они будут сформированы, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Многие психологи, такие как В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались проблемой тревожности. В своих работах Ю.Л. Ханин показывает, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием – тревожностью.

Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Проявления детской тревожности связаны либо с появлением затруднений детей в учебной деятельности, либо что-то связанное с семейными проблемами. Внешним маркером может быть и экстравагантное, необычное поведение ребенка, которое в итоге становится не столько симптомом дезадаптации, сколько формой приспособления (психологической защиты) к индивидуально неприемлемым условиям школьного обучения. Однако бывает, что признаки дезадаптации не столь очевидны.

В отечественной психолого–педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. По снижению тревожности и ее преодолению работали многие психологи.

Так что понимается под определением «социально-педагогическая поддержка»? В отечественной педагогике разработке системы индивидуальной помощи уделяется определённое внимание. Весьма развитая на Западе и зарождающаяся в России, социально-педагогическая поддержка детей прямо определяется как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, в целях восстановления или улучшения их способности к социальному функционированию.

Научная идея и научное понятие «социально - педагогической поддержки» как педагогической помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением, были рассмотрены и сформулированы такими педагогами и психологами как: О.C. Газман, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Социально - педагогическая поддержка подростков предполагает выявление причин деформации в развитии подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах подростка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации подростка.

Термин педагогическая поддержка используется широко и многозначно. Его в первую очередь связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во - вторых, под педагогической поддержкой О. С. Газман понимает систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным стремлением и направленных на их выявление и поддержку.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. Важно знать, что умения осуществлять психолого-педагогическую поддержку тревожных школьников, способствуют решению определенных задач, которые направлены на снижение высокого уровня тревожности у школьников, помогают ребёнку в становлении, приобретении уверенности и самостоятельности, обучению детей к взаимодействию с окружающим миром и приобретению навыков социально приемлемых способов поведения.

Просмотров работы: 2846