Цель моей работы – разработать экспресс - метод оценки качества предоставляемых услуг туристскими агентствами.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить основные критерии оценки качества работы туристских агентств.
Разработать оценочную шкалу
Предложить методику оценки качества предоставляемых услуг туристскими агентствами
Согласно ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» при оценке качества туристских услуг используют следующие основные показатели:
Назначение
Безопасность
Надежность
Профессиональный уровень персонала
Более подробная классификация показателей качества туристских услуг представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация показателей качества туристских услуг
На основании представленных показателей качества туристских услуг и основываясь на ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» выделим, на наш взгляд, пять основных показателей, влияющих на качество предоставляемых услуг туристскими агентствами.
Уровень сервисного обслуживания
Профессиональная подготовка и квалификация сотрудников
Скорость обслуживания
Надежность туристской фирмы (сколько лет работает на рынке)
Отзывы пользователей (положительные и отрицательные)
Важным условием в выборе данных показателей являлось то, что бы их (показатели) в большинстве случаев можно определить непосредственно в процессе общения с менеджерами турагентства.
Оценку этих показателей будем проводить с помощью экспертных оценок (по трехбалльной шкале), которые будут получены при работе «тайного покупателя». Критерии присуждения той или иной оценки представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии присуждения оценки
№ |
Показатели качества |
Оценка |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Уровень сервисного обслуживания |
«удовлетворительно» |
«хорошо» |
«отлично» |
2 |
Профессиональная подготовка и квалификация сотрудников |
«удовлетворительно» |
«хорошо» |
«отлично» |
3 |
Скорость обслуживания |
«удовлетворительно» |
«хорошо» |
«отлично» |
4 |
Надежность туристской фирмы |
До 5 лет |
От 5 до 10 лет |
Более 10 лет |
5 |
Отзывы пользователей* |
Больше отрицательных отзывов |
Отрицательных и положительных отзывов примерно одинаково |
Больше положительных отзывов |
* - информацию можно получить со специализированных форумов
Сравнительную оценку качества услуг, предоставляемых туристскими агентствами целесообразно проводить с применением метода оптимизации параметров. Оптимизация заключается в выборе туристского агентства с параметрами, при которых достигается максимальное качество услуг.
Математическая модель оптимизации состоит из целевой функции и ограничений. Она решается с применением нескольких критериев оценки качества предоставляемых услуг. При m критериях оценки интегральная целевая функция имеет следующий вид:
, (1)
где ki - весовой коэффициент;
Цij – цель оптимизации;
i – порядковый номер критерия оценки;
j – порядковый номер конкурирующего туристского агентства
Для решения составляется матрица оптимизации, позволяющая дать анализ n конкурирующих агентств. Критериями оценки являются наиболее существенные показатели, удельные значения которых определяют назначенные весовые коэффициенты ki.
Вычисленные процедуры по данным матрицы ведут в условной форме. Значения целевых функций Цij, полученных в результате экспертной оценки, выражают в баллах от 1 до 3. Вероятность нахождения оптимума будет тем выше, чем правильнее найдена значимость величин ki и Цij. Баллы целевой функции записывают в левом углу матрицы, а произведения ki Цij – в правом углу. Значения интегральных целевых функций Цj, полученных для каждого варианта решений указывают в итоговой нижней строке (таблица 2).
Предложенная методика была опробована на пяти туристских агентствах города Москвы. Полученные результаты представлены в таблице 3, из которой видно, что туристское агентство под номером два предоставляет наиболее качественное обслуживание клиентов.
Предложенный экспресс - метод оценки качества услуг довольно прост и позволяет относительно объективно оценить туристские агентства по качеству предоставляемых услуг.
Таблица 2 –Матрица оптимизации принятия решений
Критерий оценки |
Весовой коэффициент |
Вариант решений |
|||
1 |
2 |
… |
|||
A1 |
k1 |
Ц11 k1Ц11 |
Ц11 k1Ц11 |
… … |
Ц1n k1Ц1n |
A2 |
k2 |
Ц21 k2Ц21 |
Ц22 k2Ц22 |
… … |
Ц2n k2Ц2n |
………………………………………………………………………………………………………… |
|||||
Am |
km |
Цm1 kmЦm1 |
Цm2 kmЦm2 |
… … |
Цmn kmЦmn |
Итого |
Ц1 |
Ц2 |
… |
Цn |
Таблица 3 – Пример заполненной формы матрицы оптимизации принятия решений
Критерий оценки |
Весовой коэффициент |
Вариант решений |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Уровень сервисного обслуживания |
0,3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0,6 |
0,9 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
||
Профессиональная подготовка и квалификация сотрудников |
0,2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
||
Скорость обслуживания |
0,1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
||
Надежность туристской фирмы |
0,3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
0,9 |
0,3 |
||
Отзывы пользователей |
0,1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
||
Итого |
2 |
2,3 |
1,9 |
2,1 |
1,7 |
5