К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Шихмагомедова А.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет, Факультет Информатики и информационных технологий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий занимают архитектура, машиностроение, образование, банковская структура и, конечно же, медицина, которая в нашей стране остается одной из наименее компьютеризированных сфер.

Актуальность данной темы вызвана тем, что здоровье во все века было главной ценностью человека, и в наш постиндустриальный век на его охрану привлекаются новые информационные технологии, применение которых позволит лечить и даже предотвращать появление каких-либо заболеваний.

В развитых государствах подобные технологии пошли далеко вперед, в России же здравоохранение демонстрирует более низкие показатели. Это связано с рядом нерешенных проблем, о которых далее пойдет речь.

Говоря об информатизации здравоохранения России и ее регионов, очевидна разница между показателями информатизации самой страны и показателями информатизации ее республик. В частности, в Республике Дагестан (РД) состояние лечебных учреждений и услуг, оказываемых населению со стороны этих учреждений, находятся в плачевном состоянии, не говоря уже о внедрении новых информационных технологий в эту сферу.

Работа состоит из ведения, 3 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

В первом параграфе данной работы раскрыты проблемы, которые сдерживают процесс информатизации здравоохранения России.

Во втором параграфе рассматриваются вопросы, связанные с решение проблем информатизации медицинских учреждений нашей страны.

В третьем – раскрыты проблемы развития медицинских учреждений Республики Дагестан и мероприятия, реализация которых приведет к решению ряда этих проблем.

§ 1. Современное состояние и проблемы информатизации здравоохранения России

Здравоохранение нашей страны до сих пор остается областью, где информационные технологии (ИТ) применяются слабо. Совершенствование здравоохранения и повышение качества медицинского обслуживания являются сегодня краеугольным камнем социальной политики. И информационные технологии могут внести существенный вклад в решение этой задачи.

По данным Минздравсоцразвития, в среднем по России на 10,6 работников государственных учреждений здравоохранения приходится один компьютер; выход в Интернет имеет лишь треть медучреждений; непосредственно в лечебных процессах задействована лишь пятая часть компьютеров, остальные используются в административно-хозяйственных целях. При этом только 7,7% лечебно-профилактических учреждений ведут электронные истории болезни, менее 3% оснащены средствами телемедицины. По данным Frost & Sullivan, в 2010 г. объем российского рынка информационных технологий в здравоохранении составил порядка $240 млн. (для сравнения: в США этот показатель составляет $40 млрд.).

Почему же, несмотря на разговоры о необходимости модернизации российского здравоохранения и, в частности, внедрения различного рода информационных систем, информатизация здравоохранения находится на низком уровне?

Причин этому несколько, и ключевая из них – недофинансированность медицины. В 2011 г. в России государственные расходы на здравоохранение составили 3,9% ВВП (для сравнения: США потратят на эти цели 17% ВВП, европейские страны – 8% ВВП, т.е. показатели России ниже среднеевропейских более чем вдвое). Поэтому стабильно растут расходы на медицину самого населения.

Другая причина – кадровый голод. Медсестер и врачей многих специальностей катастрофически не хватает. По данным Минздравсоцразвития на 2010 год, в России первичное звено медицинской помощи нуждается в 80 тыс. медицинских сестер и 49 тыс. врачей. С ростом спроса на услуги здравоохранения эта проблема только обострится. А усиление спроса ожидается уже в недалеком будущем – как следствие общей тенденции старения населения. Потребность в медицинской помощи заболевшим диабетом, сердечной недостаточностью, раком и другими недугами, свойственными пожилому возрасту, будет неуклонно расти. Обществу придется искать дополнительные ресурсы, необходимые для нормального функционирования сферы здравоохранения.

Один из ключевых сдерживающих факторов процесса автоматизации здравоохранения – отсутствие в России законодательной базы цифрового здравоохранения и электронного документооборота.

На рисунке 1 представлены факторы, сдерживающие процесс внедрения информационных технологий в лечебных учреждениях.

Рис.1. Факторы, сдерживающие процесс внедрения ИТ в лечебных

учреждениях

Источник: CNews Analytics, 2012

Помимо указанных можно назвать ряд дополнительных факторов, сдерживающих процесс внедрения ИТ в медицинские учреждения.

Так например, большинство медицинских работников в нашей стране не желает переходить на новые технологии, и причиной тому служит тот факт, что врачи не видят для себя серьезных преимуществ внедрения ИТ, так как большинство информационных систем, создаваемых по инициативе «сверху» ориентировано на решение задач собственно этих «верхов».

Следующий сдерживающий фактор развития ИТ в здравоохранении – недостаток у врачей информации о возможностях информационных технологий и преимуществах их использования. Для решения этой проблемы медицинским работникам необходимо предоставлять гораздо больше сведений об отечественных медицинских информационных системах, успехах и проблемах информатизации здравоохранения за рубежом.

Как показывает опыт информатизации здравоохранения в других странах, еще один сильный сдерживающий фактор – недоверие населения к электронным медицинским картам (ЭМК). И это понятно: при нынешней распространенности цифровых устройств у пациентов возникает справедливый вопрос, сможет ли информационная система обеспечить конфиденциальность и безопасность персональных медицинских данных. Не случайно, что уровень распространения систем ЭМК в мире пока достаточно скромный. Например, по данным Frost & Sullivan, в США лишь порядка 7% населения имеют ЭМК.

Многие проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) связаны с отсутствием нормативно-правовой базы для перехода на электронную форму документооборота в сфере здравоохранения и оказания телемедицинских услуг, а также с отсутствием отраслевых стандартов, системы сертификации ИКТ и лицензирования новых видов деятельности в медицине.

§ 2. Пути и методы решения проблем на пути информатизации здравоохранения России

В целях решения указанных ранее проблем, Министерством здравоохранения РФ была разработана «Программа модернизации здравоохранения России на 2011-2012 гг.», которая по последним сведениям, была продлена и на 2013 год (по словам Министра здравоохранения Вероники Скворцовой).

На реализацию программы в 2011-2012 годах в общей сложности было выделено 635,7 миллиардов рублей. В том числе из бюджета ФОМС - 391,4 миллиарда рублей, из средств территориальных отделений ФОМС - 131,5 миллиардов рублей, а также из бюджетов регионов России - 112,9 миллиардов рублей.

Согласно программе модернизации здравоохранения в России, одним из ключевых ее направленийРР является информатизация, на реализацию которой в 2011-2012 гг. предполагалось направить 29 млрд. руб.

К первоочередным задачам информатизации здравоохранения в России относятся:

  • компьютеризация и интернетизация отрасли. Для этого необходимо обеспечить учреждения здравоохранения базовой ИКТ инфраструктурой;

  • организация автоматизированной обработки персональных данных пациентов, ведения первичной медицинской документации и медицинских архивов в электронном виде и перехода к электронному документообороту с исключением дублирования документов на бумажных носителях (электронная регистратура и ЭМК);

  • внедрение электронной цифровой подписи;

  • обеспечение информационной безопасности при использовании электронных медицинских документов;

  • закрепление статуса и механизмов проведения телемедицинских консультаций и организации консилиумов, в том числе с использованием мобильных устройств.

Для эффективной реализации перечисленных задач информатизации, помимо решения вопросов финансирования и экономического стимулирования использования ИТ в здравоохранении, необходимо оперативно сформировать правовое поле и разработать национальные стандарты и технические регламенты, которые должны обеспечить совместимость и переносимость медицинских информационных систем и защиту персональной медицинской информации.

Отсутствие правовых норм сдерживает развитие и такого перспективного направления информатизации здравоохранения в России, как видеотелемедицина. По оценкам Российской ассоциации телемедицины, в настоящий момент в России работает примерно 460 телемедицинских сетей. Только в Москве насчитывается 23 учреждения, в которых проводятся дистанционные консультации. В основном это узкопрофильные федеральные центры.

Для сравнения: по данным Canada Health Infoway, в Канаде, являющейся одним из мировых лидеров в области телемедицины, действует более 5,7 тыс. телемедицинских систем. В 2010 г. в стране было проведено более 260 тыс. сессий консультационной медицины, дистанционного обучения и дистанционных совещаний. По оценкам Canada Health Infoway, это позволило населению сэкономить порядка $70 млн. на проезд.

В России же из всех установленных телемедицинских систем активно работают не более половины. Проблема в том, что статус и механизмы проведения телемедицинских консультаций и организации консилиумов законодательно до сих пор не закреплены. Такие направления, как "домашняя" телемедицина и телепатронаж (набирающие обороты в развитых странах), в ближайшие годы развиты не будут. Массовое дистанционное оказание медицинской помощи пациентам, находящимся вне медицинского учреждения и проходящим курс лечения в домашних условиях, в ближайшем будущем также не прогнозируется.

Первоочередными задачами телемедицины в области обеспечения консультативной помощи в настоящее время являются:

  • консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;

  • экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;

  • консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

  • догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза, метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.

Оснащение лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) современным лечебным и диагностическим оборудованием тоже можно считать одним из направлений автоматизации, поскольку эта аппаратура очень насыщена специализированными программно-аппаратными информационными комплексами. К сожалению, в России с освоением такой техники дела обстоят не слишком хорошо – оборудование даже если и покупается, то зачастую простаивает в зачехленном виде в коридорах больниц.

Тем не менее, положительная тенденция относительно применения ИТ в российских медучреждениях все-таки наметилась.

По данным CNewsAnalytics заметно возросло число ЛПУ, где внедрена так называемая "Электронная регистратура" – в 2011 г. их уже 82% против 67% годом ранее (рис.2). Однако доля ЛПУ, в которых ведется персонифицированный учет пациентов при помощи электронной медицинской карты или автоматизирована лабораторная диагностика, сократилась, причем, в первом случае, весьма значительно (с 47% до 22%).

Рис.2. Виды работ в ЛПУ, выполняемые с помощью информационных систем

Источник: CNews Analytics, 2012

Автоматизация медицинских учреждений – это создание единого информационного пространства ЛПУ, что, в свою очередь, позволяет создавать автоматизированные рабочие места врачей, создавать базы данных, вести электронные истории болезней и объединять в единое целое все лечебные, диагностические, административные, хозяйственные и финансовые процессы.

Во второй половине 2011 г. были запущены программы по созданию региональных фрагментов единой государственной информационной системы здравоохранения.

Тюмень стала первым российским регионом, где создается единая централизованная система управления здравоохранением. Задачей системы, получившей поэтичное название ИРИС (Интегрированная региональная информационная система здравоохранения Тюменской области), стало объединение всех информационных потоков, связанных с оказанием услуг в области здравоохранения для населения.

Созданию решения предшествовала серьезная аналитическая работа — необходимо было собрать и систематизировать все требования к современной системе здравоохранения, соотнести это с потребностями жителей региона, спецификой климатических и демографических условий. В этой работе использовался опыт организации здравоохранения за рубежом, где аналогичный подход уже давно стал стандартом. Возможность перенести полезный зарубежный опыт на российскую почву появилась и на уровне технологий: в качестве платформы для единой системы управления здравоохранением региона выбрали решение SAP ERP. Его уже используют учреждения здравоохранения Канады, Германии, Нидерландов, Мексики и других стран. В общей сложности состоялось уже более 1000 успешных внедрений в 40 странах, при этом около 600 реализованных проектов еще более масштабны, чем проект в Тюмени.

Серьезным аргументом в пользу SAP и вообще в пользу идеи централизации управления здравоохранением стали данные об экономическом эффекте от внедрения. В Великобритании за 10 лет использования информационной системы для управления здравоохранением сэкономлено более 10 млрд. фунтов стерлингов (67 млрд. руб.), в Швеции автоматизация здравоохранения позволяет экономить в год 240 млн. шведских крон (около 960 млн. руб.), в германском Гейдельберге затраты на каждого пациента уменьшились на 7%, а сроки представления отчетности по деятельности ЛПУ сократились на 20%.

Решение SAP было выбрано, в том числе и за надежность, гибкую масштабируемость и соответствие российским требованиям к защите персональных данных. Последний фактор очень важен — ведь данные о здоровье человека составляют тайну его личной жизни, неприкосновенность и сохранность которой гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Одним из основных этапов создания единой региональной системы ИРИС стало формирование единого реестра застрахованного населения Тюменской области в системе обязательного медицинского страхования. Этот трудоемкий этап был необходим для того, чтобы обеспечить максимально полный учет населения, имеющего право на получение государственной медицинской помощи.

Полезной новая система оказалась и для врачей: упростились и стали более качественными процессы кадрового учета, планирования рабочего времени врачей и медперсонала, учета закупок медикаментов, расходных материалов и оборудования.

Система внедрялась поэтапно – каждый этап должен был обеспечить автоматизацию одной из основных задач управления и учета в системе здравоохранения. Первым повсеместно реализованным проектным решением стал модуль ИРИС «Система учета дополнительного лекарственного обеспечения по льготным рецептам». Цель этого внедрения — упорядочить отпуск лекарств на льготной основе, наладить прозрачный и оперативный процесс планирования, закупок, учета и отчетности по различным категориям лекарств и по обеспечению населения этими препаратами.

Модуль ИРИС «Автоматизированная система сбора и обработки отчетности» позволяет принять и обработать в среднем 102 тыс. показателей ежедневно. Внедрение модуля позволило также сократить объем документов, оформляемых врачом вручную, и количество ошибок при выписке рецептов и отпуске лекарств. Каждый выписанный с помощью этой программы рецепт снабжен машиночитаемым штрихкодом, в котором закодированы данные врача, фамилия пациента и его диагноз, дата выписки рецепта, наименование препарата. Аптечные учреждения, сканируя штрихкод, считывают необходимую информацию.

Модуль «Электронная регистратура» запущен в продуктивную эксплуатацию в декабре 2010 г. Сегодня с его помощью ведется запись к специалистам всех городских поликлиник, а также ряда областных ЛПУ, специализированных учреждений – их количество растет по мере подключения ЛПУ к системе ИРИС. «Электронная регистратура» также решает ряд важных задач:

  • учет пациентов в различных аналитических разрезах;

  • ведение электронной медицинской карты пациента;

  • управление медицинскими процессами;

  • учет оказанных медицинских услуг.

Эффект от внедрения «Электронной регистратуры» оценили и врачи, и пациенты. Уже сегодня можно говорить о получении таких преимуществ, как отказ от листов самозаписи – вместо них организована запись на прием через Интернет и инфокиоски.

С 2012 года на территории Ставропольского края началось внедрение системы «Государственной единой электронной регистратуры», основной целью которого является организация предварительной записи на прием к врачу, ведению электронной медицинской карты пациента.

В то время как российские ЛПУ мечтают хотя бы о базовой информатизации, на Западе востребованы самые современные мобильные решения, позволяющие контролировать собственное состояние здоровье и здоровье своих близких. Уже сегодня с помощью смартфонов и планшетных компьютеров можно осуществлять персональный мониторинг здоровья, отслеживать уровень сахара в крови, кровяное давление и состояние сердца. В частности, для больных диабетом созданы BSL (Blood sugar level) - мониторы или глюкометры, которые взаимодействуют со смартфонами и автоматически передают полученные результаты исследования врачу.

Наиболее заметных результатов в этом направлении добилась компания SanofiAventis, разработавшая один из самых компактных глюкометровIBGStar. Его длина менее 6 см, а ширина около 3 см. Прибор подключается непосредственно к iPhone или IPodTouch. Кроме того, по инициативе American Diabetes Association (Американской диабетической ассоциации) для тяжело больных пациентов разработан специальный датчик, который устанавливается под кожу. Он непрерывно отслеживает уровень сахара в крови и передает полученную информацию посредством устройства Bluetooth на планшетные компьютеры iPad Apple или смартфоны iPhone и IPod Touch для их последующей отправки врачу.

По мнению многих исследователей, активное внедрение современных мобильных технологий в медицине позволит ускорить, удешевить, увеличить доступность и повысить качество медицины в будущем. Повсеместное распространение мобильной связи дает возможность оказывать медицинские услуги без непосредственного посещения медицинского учреждения, что значительно расширяет географию предоставления услуг. Широкое распространение подобных технологий позволит выявлять заболевания на самой ранней стадии, тем самым предотвращая их развитие и сокращая затраты на последующее лечение.

Вычислительные мощности современных смартфонов позволяют агрегировать в облаке всю информацию о состоянии здоровья человека. При тех или иных отклонениях в показаниях датчиков система может мгновенно оценить последствия и выдать соответствующие рекомендации самому пациенту, а также немедленно уведомить медицинский персонал и/или родственников.

Дальнейшее развитие мобильных технологий позволит проводить постоянный мониторинг состояния здоровья с рассылкой уведомлений на мобильный телефон. Как известно, значительная часть болезней в современном мире происходит от ведения нездорового образа жизни или неправильного питания. При этом большинству людей необходимо постоянно напоминать о том, какими последствиями для их здоровья могут обернуться лишние килограммы. Для примера можно привести приложение для iPhone, позволяющее сфотографировать блюдо и оценить его примерную калорийность.

С помощью iPhone можно измерить давление, провести офтальмологическое обследование или оценить риск заболевания раком кожи. Причем с приемлемым уровнем погрешности. Полученные данные можно в реальном времени передать профильному специалисту и сразу же получить консультацию.

Хотелось бы сказать о расширении сферы оказания медицинских услуг за пределы самих лечебных учреждений. В США сейчас активно появляются мощные современные диагностические комплексы (например, томографы), располагающиеся в крупных торговых центрах. Они используют современное оборудование, их услуги недешевы. Тем не менее, люди, желающие следить за своим здоровьем, такими услугами пользуются.

В Израиле в медицинском центре Гилель Яфэ впервые создана роботизированная система, которая на основе рецепта врача и электронной версии истории болезни подбирает больному совместимые друг с другом препараты. Медикаменты автоматически упаковываются в индивидуальную упаковку. Одновременно печатается инструкция по применению с указанием дозировки и времени приема. Если пациент выписан из клиники, пакет с медикаментами возвращается назад в аптеку. Робот сам проверяет целостность упаковки, срок годности и при положительном результате отправляет препараты на склад.

Предполагается, что благодаря информатизации медицинские услуги станут более адресными и доступными; эффективность диагностики и лечения вырастет; сроки ожидания медицинской помощи сократятся; логистика и управление запасами лекарственных средств существенно улучшатся, а органы управления здравоохранением выйдут на более высокий уровень контроля за расходами и качеством оказания медицинских услуг. История болезни пациента теперь не хранится на бумажном носителе, а в электронном виде находится на сервере медицинского центра. Чтобы записаться на прием к врачу, больше не требуется ехать в медучреждение, а достаточно зайти на его сайт и в режиме on-line сделать заявку на посещение нужного специалиста.

§ 3. О состоянии здравоохранения Республики Дагестан

В настоящее время в Республике Дагестан существует множество проблем в области здравоохранения, имеется довольно серьезное отставание материальной базы и квалификации медицинского персонала от роста современных требований к получению качественной квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность врачами в республике значительно ниже, чем по Российской Федерации (44,1 на 10 тыс. населения) и в 2011 году снизилась с 33,2 до 30,4 на 10 тыс. населения. Это связано, прежде всего, со значительным ростом численности населения в Республике Дагестан в 2011 году.

Остается низким процент укомплектованности врачами в сельской местности – всего 83,6%. Отток медицинских работников из сельских учреждений здравоохранения привел к дальнейшему ухудшению обеспеченности населения врачебными кадрами, в то время как около 57 тыс. человек, проживают на территориях, в которых практически отсутствуют медучреждения.

Наиболее актуальной в республике остается проблема кадрового обеспечения учреждений здравоохранения (таблица 1). В этом плане республика значительно отстает от среднероссийских показателей. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения по республике составила за 2010 год 33,2 (средний показатель по РФ – 43,8), средними медработниками – 82,8 (средний показатель по РФ – 94,1).

Таблица 1

Обеспеченность медицинских учреждений РД кадрами за 2007-2010 гг.

 

2007

2008

2009

2010

Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения

32,5

32,8

33,3

33,2

Обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения

92,5

79,8

81,3

82,8

Повышение качества оказания медицинской помощи населению в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров. В системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан каждый пятый врач – пенсионер, и в 2010 году их удельный вес вырос и составил 22,9 проц., против 21,3 проц. в 2009 году. Потребность в кадровом обеспечении лечебно-профилактических учреждений республики на 1 января 2011 года составляет 930 штатных единиц врачей.

Непременным условием предоставления медицинских услуг является поддержание состояния основных фондов учреждений здравоохранения. Медицинскую помощь населению республики оказывают 1464 лечебно-профилактических учреждения. В сельской местности расположены 1352 учреждения, из них 1019 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов.

Анализ технического состояния зданий и сооружений свидетельствует о том, что большинство зданий эксплуатируется от 25 до 50 лет и нуждается в комплексном капитальном ремонте. В таблице 2 представлено техническое состояние объектов здравоохранения Республики Дагестан по состоянию на 1 января 2011 года.

Таблица 2

Техническое состояние объектов здравоохранения РД на 1 января 2011 года

Лечебно-профилактические учреждения

Амбулаторно-поликлинич. учреждения

Самостоятельные учреждения здравоохранения

Всего

Всего учреждений

194

128

225

547

Количество зданий, в которых расположены ЛПУ

281

128

235

644

В т.ч. по срокам эксплуатации

до 10 лет

16

11

22

49

от 10 до 25 лет

29

20

19

68

от 25 до 50 лет

218

95

188

501

от 50 до 100 лет

16

2

6

24

Более 100 лет

2

-

-

2

Недостаточное оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и отсутствие кадров препятствуют соблюдению стандартов диагностики и лечения больных, способствуют удлинению сроков ожидания диагностических процедур, особенно людей, проживающих в сельской местности.

Во многом это связано с недостаточным финансированием отрасли, что в свою очередь обусловлено ограниченными возможностями республиканского бюджета РД.

И хотя в практику отдельных учреждений здравоохранения внедряются новые методы диагностики и высокотехнологичные виды оказания медицинской помощи, внедрение таких диагностических и лечебных технологий в систему здравоохранения требует значительных инвестиций.

В целях решения вышеуказанных проблем Правительством РД была разработана «Программа модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011 – 2012 годы» (далее – Программа), которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на модернизацию здравоохранения нашей республики.

Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья населения республики на основе повышения доступности и качества оказания медицинской помощи. Реализация вышеуказанной цели программы осуществляется посредством решения следующих основных задач:

  • укреплением материально-технической базы медицинских учреждений;

  • внедрением современных информационных систем в здравоохранение;

  • внедрением стандартов оказания медицинской помощи.

Финансирование Программы планируется за счет 3 источников: федерального фонда обязательного медицинского страхования, консолидированного бюджета республики, бюджета Республиканского фонда обязательного медицинского страхования «Дагестан».

Таблица 3

Средства, направленные на реализацию задачи «Внедрение современных

информационных систем в здравоохранение»

Наименование мероприятия / учреждения здравоохранения

2011 год

2012 год

Предусмотрено средств (тыс. руб.)

Предусмотрено средств (тыс. руб.)

ВСЕГО

в т.ч. средства

ВСЕГО

в т.ч. средства

ФФОМС

бюджет РД

ФФОМС

бюджет РД

ИТОГО по задаче

153627,5

147532,5

6095

159867,7

151016,7

8851

в том числе в учреждениях детства

78212,9

75045,3

3167,6

78664,6

73628,5

5036,1

в учреждениях родовспоможение

6801,1

6525,7

275,4

6840,4

6402,5

437,9

Важной задачей является введение современных информационных систем в здравоохранение. В этом плане планируется информатизировать процесс записи на прием к врачу, автоматизировать учет и анализ деятельности медицинских учреждений, осуществлять сбор статистических данных в режиме on-line. Программа также предполагает внедрение персонифицированного учета оказанных пациенту медицинских услуг на основе ведения электронной медицинской карты (электронная амбулаторная карта и электронная история болезни), внедрение медицинских информационных систем, автоматизирующих ведение листов ожидания и запись на прием к медицинскому работнику, оформление медицинской документации в электронном виде, развитие региональной телемедицинской сети Республики Дагестан. Кроме того, будет обеспечена доступность для населения информации о перечне предоставляемых медицинских услугах, графиках работы врачей и их профессиональной квалификации, самых распространенных заболеваниях и методах их профилактики.

В целях модернизации компьютерного парка учреждений здравоохранения планируется в 2011 году приобретение 1200 ПЭВМ (рабочих станций) для оснащения рабочих мест врачей и среднего медицинского персонала, 64 сервера и сетевого оборудования. Планируется оснастить учреждения здравоохранения автоматизированными рабочими местами, запланировано создание и модернизация локально-вычислительных сетей в 136 учреждениях здравоохранения. Общая сумма расходов на внедрение современных информационных систем в здравоохранение за 2011 год составила56,7 млн. рублей.

Для совершенствования первичной медико-санитарной, скорой и стационарной медицинской помощи в республике созданы подвижные бригады специалистов, приобретены автомодули, оснащенные лабораторным и медицинским оборудованием. Уже сделано 43 выезда с охватом около 21 тысячи человек. За последние годы введены в эксплуатацию 13 амбулаторно-поликлинических учреждений на 970 посещений в смену, 103 фельдшерско-акушерских пункта и 20 больниц.

«Открытая подстанция скорой помощи в Махачкале с внедрением системы «ГЛОНАСС» позволяет наблюдать за местонахождением бригад скорой медпомощи, своевременно направлять и сокращать время прибытия их к больному по вызову», - отметил он.

С целью создания межмуниципальных медицинских центров диагностической направленности предполагается оснастить их диагностическим оборудованием: цифровое рентгенодиагностическое оборудование, интраоперационный рентгенологический аппарат, УЗИ-аппарат экспертного класса, эндоскопическое оборудование. Также с целью повышения эффективности и безопасности в отделении реанимации и анестезиологии предполагается поставка современного ИВЛ-аппарата. В первую очередь это портативный аппарат УЗИ для новорожденных, цифровой флюорографический аппарат, цифровой ультразвуковой сканер, аппаратура для функциональной диагностики (спирограф, велоэргометр), лабораторное оборудование.

Одной из задач Программы является укрепление материально-технической базы учреждений. В этом направлении проделан большой объем работы. В частности, был проведен капитальный ремонт в 43 учреждениях здравоохранения (8 республиканских и 35 муниципальных). Из числа отремонтированных учреждений 23 подразделения (53,4%) детства и родовспоможения.

В рамках программы модернизации предполагается дальнейшее развитие межмуниципальных центров, позволяющие повысить доступность медицинской помощи населению сельских районов, более широко внедрить современные методы диагностики и лечения. Это, в конечном итоге, не только приведет к повышению качества оказания медицинской помощи, но и окажет существенное влияние на показатели заболеваемости и смертности населения Республики Дагестан.

Заключение

Сегодня в отечественном здравоохранении запланированы серьезные реформы, одно из направлений которых — масштабное использование информационных технологий, не только для лечения, но и для управления медицинскими учреждениями, учета, оказания различных медицинских услуг населению.

Известно, что в этой сфере немало сдерживающих факторов, устранить которые можно путем реформ «сверху».

Информатизация медицинских учреждений идет не только в крупных городах России, но и в отдаленных регионах и республиках страны, но со значительным отрывом.

По мнению экспертов, в ближайшее время позитивных изменений в информатизации здравоохранения России ждать не приходится, особенно с учетом того, что в нашей стране царят теневые платежи, коррупция и оказание платных медицинских услуг. Бороться с этим можно не столько репрессиями, сколько путем создания условий для поддержки «прозрачного» функционирования медучреждения и стимулирования честной работы.

Следует отметить, что на данный момент ключевые проблемы отрасли остались нерешенными. Разработчики и государство никак не могут прийти к единому пониманию того, как же сдвинуть с мертвой точки информатизацию здравоохранения, а медики в большинстве своем заняли выжидательную позицию в надежде на то, что четкие указания "сверху" дадут им возможность не принимать самостоятельных решений.

Но нельзя не отметить, что благодаря ИТ-энтузиастам и новаторам в этой сфере начинают происходить положительные сдвиги, пусть и не большие. Будем надеяться, что реализация программы информатизации здравоохранения в России будет идти по плану, что нам, а не только нашим детям, удастся воспользоваться ее плодами.

Литература
  1. Ахмедова Айшат Успех в развитии здравоохранения во многом достигается благодаря профессионализму работников отрасли 17 июня 2012 г. http://www.riadagestan.ru/interview/2012/6/17/137929/

  2. Никитин Максим Мобильные технологии в медицине начинают с охраны 2012 г. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2012/articles/articles8.shtml

  3. Переверзев Михаил PACS-системы: преимущества очевидны 2012 г. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2012/articles/articles7.shtml

  4. Рагимханова Камила В рамках Программы модернизации здравоохранения РД созданы межмуниципальные родильные дома 22 августа 2011 г. http://www.riadagestan.ru/news/2011/8/22/118172/

  5. Рагимханова Камила Целью программы модернизации здравоохранения Дагестана является сохранение и укрепление здоровья населения республики http://www.riadagestan.ru/interview/2011/5/3/386/ 3 мая 2011 г.

  6. Рудычева Наталья ИТ в здравоохранении России 2010: рынок застыл на «низком старте» 2011 г. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2011/articles/articles5.shtml

  7. Рудычева Наталья Найдены причины ИТ-застоя российской медицины 2011г. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2011/articles/articles1.shtml

  8. Спиридонов Георгий Здравоохранение на пути мобилизации 2012 г. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2012/articles/articles5.shtml

  9. Спиридонов Георгий ИТ в здравоохранении на Западе: есть, к чему стремиться 2012 г. http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2012/articles/articles4.shtml

  10. Шпунт Яков Мобильность для медицины 03.01.2012 http://www.iemag.ru/projects/detail.php?ID=24852

  11. Шпунт Яков Внедрение облачных технологий в российской медицине перешло в практическую плоскость 19.10.2011 http://www.iemag.ru/clouds/opinions/detail.php?ID=24201

25

Просмотров работы: 7694