ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рева А.В. 1, Мичурина Ю.А. 2
1факультет дошкольного образования Магнитогорского государственного университета
2кафедра дошкольной педагогики и психологии Магнитогорского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день основной задачей обучения, отвечающей требованиям времени, является воспитание гармоничной, развитой в интеллектуальном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности. Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. Один из них состоит в индивидуализации обучения и воспитания с учетом половых психофизиологических и личностных особенностей детей.

Пол как категория состоит из двух важнейших компонентов: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Современная педагогическая и психологическая наука и практика недостаточно учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Данной проблемой занимались такие известные исследователи как И.С. Кон, В.А. Геодакян, Б.И. Додонова, Л. С. Выготский, Л. И. Божович. Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова и др..

Среди мальчиков и среди девочек существует большой разброс и вариативность в индивидуальных особенностях. Учитывая то, что обучение в начальной школе является важнейшим этапом формирования операций мышления, выработки навыков учебного труда, периодом высокой учебной мотивации учащихся, наибольшей восприимчивости к педагогическим воздействиям, особую актуальность имеет учет психофизиологических различий и познавательных особенностей мальчиков и девочек.

Психофизиологи И.С.Кон, В.А. Геодакян, Б.И.Додонова и др. считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.

Это различия:

- познавательных способностей и познавательных процессов;

- восприятия окружающего мира;

- темпов, стратегии переработки и усвоения информации;

- в преимущественном формировании различных видов мышления;

- в организации внимания;

- в уровне активации эмоций в процессе обучения;

- в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;

- в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.

Анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период, когда под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга.

Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям. Существуют различия в функционировании гормональной системы, темпах моторного развития - мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 4-6 месяцев - разговаривать, различия в проявлении свойств нервной системы, а так же в строении мозга, у мужчин сильнее выражена асимметрия полушарий.

Многочисленные эксперименты, связанные с анализом функций полушарий мозга, дали значительное количество информации, которую можно суммировать следующим образом. Полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированы относительно сложных. Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно. Именно с этим связано его участие в функционировании речи, представляющей собой последовательность слов, каждое из которых является последовательностью фонем. Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Левому свойственен аналитический подход в решении задач, а правому - синтетический. Правое полушарие отражает внешнюю среду по принципу дедукции, от общего к частному, когда синтез предшествует анализу, а левое - по принципу индукции, от частного к общему, анализ предшествует синтезу.

При этом у мальчиков и мужчин полушарная асимметрия выражена более ярко, так как мозолистое тело - образование, соединяющее два полушария мозга и отвечающее за их взаимодействие - у них тоньше, чем у девочек и женщин. Поэтому у лиц мужского пола левое или правое полушарие избирательно включается в мыслительные процессы. Им трудно сопоставить информацию, обрабатываемую каждым полушарием в отдельности. Кроме того, мозолистое тело у девочек развивается до семи лет, а у мальчиков - до восьми с половиной. У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод, что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам.

Как отмечает В.Д. Еремеева, у всех детей быстрее развивается правое полушарие мозга, так как ему свойственно целостное восприятие, образное, конкретное и интуитивное мышление. Оно перерабатывает всю информацию комплексно, не выпуская ничего и не деля на важное и неважное, наиболее вероятные события и менее вероятные (последние могут просто игнорироваться левым полушарием). Левое полушарие включается в работу ещё до рождения (как и правое), но развивается медленнее. Оно дробит информацию на блоки, отбрасывает «несущественное», выбирает наиболее вероятный вариант направления мышления, разворачивает мыслительную цепочку (причинно-следственную, логическую) именно в этом направлении. Но прежде, чем дробить, надо наработать целостное видение мира. Поэтому, чем младше ребёнок, тем он как бы «правополушарнее». Мальчики младше по биологическому возрасту, поэтому они дольше опираются преимущественно на правополушарный тип переработки информации. Однако, несмотря на то, что мозг мальчиков созревает позднее по сравнению с мозгом девочек, это более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система. Более развитые лобные ассоциации и передний мозг делают мышление мальчиков творческим. Вместе с тем у детей тоньше, чем у взрослых, мозолистое тело. Это не может не сказаться на особенностях их мышления и других психических функций.

Вариантов организации мозга и психики у мужского пола больше, чем у женского; в этом плане девочки как бы менее разнообразны. Среди девочек мало как ярких «левополушарниц», так и ярких «правополушарниц», тогда как среди мальчиков чаще встречаются ярко выраженные типы. Но при этом мальчик и девочка, даже отнесённые к одному и тому же, например, левополушарному типу, мыслят по-разному, так как процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связанные друг с другом, образующие неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей.

Так, например, новую информацию мальчики анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки - с помощью левого. По теории Ленсделла, подтвержденной его собственными наблюдениями над больными эпилепсией и данными более поздних исследований, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну в обоих полушариях. Это подтверждается тем, что у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого полушария - невербальных, а у женщин успешность выполнения вербальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие повреждено.

При построении процесса обучения на основе гендерного подхода необходимо учитывать, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Существуют половые различия и в процедурах сбора информации, в методах решения задач. Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.

К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом полодетерминированных особенностей различного генеза, что необходимо учитывать в образовательном процессе. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех детей: все они должны пойти в школу в одном возрасте; учиться в одну смену; у всех детей в классе одна и та же учительница; и мальчики, и девочки слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Кроме того, педагоги стремятся добиться от всех учащихся одних и тех же результатов.

Между тем психологами и педагогами отмечается, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени. У них отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на один балл, тогда как у мальчиков разброс в отметках может составлять и три балла. Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальной школе связана с особенностями мотивации девочек и мальчиков, специфичными для данного пола интересами и склонностями (успехи в отдельных дисциплинах также часто обусловлены гендерными особенностями), определенными психофизиологическими особенностями, а также с установками учителей и родителей относительно успехов детей разного пола в школьном обучении.

Есть и еще одна объективная трудность, которая мешает детям и в первую очередь мальчикам быть успешными в обучении. Дело в том, что система современного образования ориентирована на детей, у которых доминирует левое, абстрактно-логическое полушарие. Существующие методики и программы подходят левополушарным девочкам, а не правополушарным мальчикам. Это происходит потому, что учебники пишут в основном левополушарники - люди рационально-логического типа, т.к. правополушарники вообще не любят писать. Они лучше расскажут, чем изложат на бумаге. Им, чтобы облечь мысль в грамматическую форму, нужен контакт с аудиторией.

Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части.

А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Есть мальчики, которые все хватают на лету, все задачи решают, а объяснить свое решение не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но смысла предмета они не чувствуют. И на контрольных эти девочки пятерки получают, а мальчики - три, а то и два - то они определение не могут написать, то в вычислениях запутаются, то оформят неправильно. Вот и приходится учителям формально положительно оценивать девочек, а ребятам ставить три.

На сегодняшний день особую актуальность и научный интерес в психолого-педагогической литературе имеет проблема представления и исследования подходов в организации процесса развития познавательных процессов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

На наш взгляд, подготовке к школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы с учётом гендерного подхода. Ключевая идея гендерного подхода в дошкольном образовании заключается в учёте специфики воздействия на развитие девочек и мальчиков всех факторов образовательного процесса(содержание, методы и формы обучения, организация пространства, педагогическое общение и др.).

Во-первых, следует опираться на творческий характер игровых заданий, на визуально-пространственные способности, психическую активность, которая активизирует работу всех психических функций. Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики рук, развитию речи, внимания, усидчивости, аккуратности. У мальчиков меньше объём кратковременной памяти, поэтому в программу подготовки к школе необходимо включать задания на её развитие. Поскольку девочки лучше всего выполняют задания по образцу, шаблону, алгоритму, необходимо особо развивать у них творческое мышление, поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности, стимулировать воображение, пространственные способности, совершенствовать умения воспринимать не только речевую, но и знаковую информацию.

Во-вторых, в процессе обучения необходимо развитие эмоционально волевой сферы, умения произвольно управлять собой. У детей дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольное управление ими ещё явно недостаточно. Мальчикам труднее сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у них непосредственного интереса. Мальчики настойчивы, но всегда менее исполнительны и труднее себя контролируют, поэтому нужно воспитывать у них исполнительность и развивать умение самоконтроля. Для девочек при обучении особенно важны положительные эмоции. Если девочку похвалить за сделанную работу, она может потерять интерес к дальнейшей деятельности. Поэтому, выражая одобрение, нужно побуждать девочку к последующим действиям. Внимание и осмысление полученной информации усиливается, если учебный материал подается эмоционально окрашенным. Необходимо также учитывать то, что девочки усваивают новые знания легко, но затрудняются в соотнесении их с уже имеющимися. Поэтому необходима специальная работа по закреплению и обобщению полученных знаний и сформированных умений.

В-третьих, в программу подготовки к школе необходимо включить работу по повышению учебной мотивации. Имеется в виду не тот естественный интерес, который дошкольники проявляют к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний.

Здесь важно учитывать, что ведущие мотивы поведения ребёнка дошкольного возраста связаны с интересом к процессу игры. Играя с детьми в процессе выполнения упражнений, мы одновременно развиваем их мыслительные процессы и способности к восприятию, запоминанию, контролю внимания.

В-четвертых, мальчикам показаны групповые формы работы с элементами соревновательности, с девочками же их надо использовать осторожно, так как акцент на соревновательность может вызвать у них повышенную тревожность, что затормозит переход информации для анализа и обработки в левом полушарии мозга. Для девочек желательно использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь. Кроме того, девочки всегда ожидают оценки своего труда, при этом, как мы уже отмечали, похвала не побуждает их к дальнейшей активности: с получением положительной оценки девочки, как правило, завершают деятельностный цикл. Мальчиков интересует преимущественно оценка только той работы, которая имеет для них значение, положительная оценка побуждает их к дальнейшей деятельности – цикл становится непрерывным.

Данные Т.И. Хризман показывают, что мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются два типа человека с разной психикой, разными законами организации высших психических функций. В связи с этим следует помнить, что мальчики и девочки ведут себя по-разному и что в процессе обучения и воспитания важно учитывать эти различия, помогать, ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему в силу половой принадлежности.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту психофизиологические различия в развитии познавательной сферы становятся очевидными и требуют учёта при организации обучения.

Просмотров работы: 7223