ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Чич А.А. 1, Скляренко О.В. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По данным Ростпотребнадзора РФ в последние годы происходит ухудшение физического развития и здоровья детей и подростков. Так 19% детей и подростков имеют недостаточный вес. Избыточная масса тела отличается у 20 %. У многих имеется нарушение осанки, снижение мышечной силы и жизненной ёмкости лёгких. Только 19 % детей, заканчивающих школу, не имеют отклонений в физическом развитии. Физическое развитие современных детей и подростков характеризуется снижением показателей роста (число низкорослых детей за последние 20 лет увеличилось почти в 3 раза), наблюдается отставание биологического возраста от календарного. Вместе с тем исследования показали, что растёт уровень алкоголизации среди подростков. К 11 классу курят около половины юношей и четвёртая часть девушек, около 50% старшеклассников попробовали наркотики, более 70% детей не занимаются спортом, 80% старшеклассников по данным Министерства образования страдают от гиподинамии.

Следовательно, вопросы здоровьесбережения студентов в образовательном процессе являются актуальными. Поэтому нами была выбрана данная тема исследования.

Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие.

Под физическим развитием понимается степень развития морфофункциональных признаков, которые с одной стороны, определяют запас физических сил, а с другой – являются критерием нормального процесса роста и формирования организма ребёнка в каждом конкретном возрасте.

Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а так же действию социально – экономических, экологических и медико-биологических факторов, в том числе зависит от образа жизни, который по данным ВОЗ более чем на 50% влияет на здоровье.

Здоровый образ жизни отражает обобщённую типовую структуру жизнедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сил, дарования и способностей. К основным показателям ЗОЖ относятся:

  • оптимальный двигательный режим;

  • закаливание;

  • рациональное питание;

  • рациональный режим жизни;

  • отсутствие вредных привычек;

Наиболее чувствителен к гиподинамии растущий организм. Ещё не завершён процесс роста, не полностью сформировались костно-суставная, мышечная системы, поэтому недостаток движения может привести к нарушению физического развития, ожирению, гипотрофии сердечной мышцы.

Недостаток движения – гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято отмечать как гиподинамию; последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, эндокринные железы), которые работают «на движении» всё в меньшей степени востребуются. Снижение уровня функционирования системы ведёт к дистрофии её тканей с уменьшением функциональных резервов. Не менее важно для ещё растущего организма рациональное питание. Нехватка основного строительного материала – белка, витаминов, минеральных элементов может привести к замедлению роста, а избыток жиров и углеводов в сочетании с не правильным режимом питания, когда основная пищевая нагрузка приходится на вечернее время, приводит к избыточному весу.

Крайне пагубное влияние на растущий организм оказывает употребление алкоголя, табака, не говоря уже о наркотиках. Вредные вещества, находящиеся в них могут приводить к замедлению роста, нарушению обмена веществ. Вещества, находящиеся в табачном дыме, поражают ткань лёгких и могут привести к снижению их жизненной ёмкости.

В своей работе мы поставили перед собой цель: выяснить, какой образ жизни ведут наши студенты, и как это влияет на их физическое развитие.

Область исследования – зависимость физического развития студентов от их образа жизни.

Предметом исследования являлось физическое развитие студентов.

Для этого были определены следующие задачи:

  • провести оценку физического развития студентов;

  • выполнить анализ суточного рациона;

  • провести анкетирование студентов.

Методы исследования:

  • оценка физического развития по методике антропометрических исследований;

  • расчёт суточного рациона по таблицам химического состава пищевых продуктов;

  • анкетирование;

  • статистическая обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в течение 2-х лет, в 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах. Обследовано в 2011 году 60 студентов специальностей «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело», в 2012 году – 74 студента специальностей «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело». Критерием отбора студентов был их возраст 16 -17 лет, что составляет верхнюю границу подросткового возраста. Чтобы выявить влияние образа жизни на их физическое развитие мы провели анкетирование студентов, анализ их типичного суточного рациона и провели оценку физического развития по соматометрическим, физиометрическим, и соматоскопическим признакам.

Чтобы оценить суточный рацион, мы попросили студентов записать всё, что они съели в свой типичный день. Затем при помощи таблиц химического состава пищевых продуктов произвели оценку рациона.

Для оценки физического развития производили измерение роста, веса, окружности головы и груди, жизненной ёмкости лёгких и мышечной силы. Произвели оценку осанки, костяка, формы грудной клетки, стопы, мышечного и жирового развития.

Результаты исследования показали, что большинство студентов ведёт не здоровый образ жизни. 73% предпочитают пассивный отдых и только 27% опрошенных изредка делают утреннюю зарядку и активно отдыхают. Систематически занимаются спортом только 0,92% опрошенных. Вредным привычкам (курению) подвержены 34,5%студентов, алкогольные и энергетические напитки систематически употребляют 3,2%.

Нерациональным является так же питание большинства студентов. Нехватка белков наблюдается у 53%, витаминов у 47,5, недостаточная калорийность наблюдается у 29,2%, а обильный ужин отмечается у 44%, ФАСТ – фудом увлекается 59,8% студентов.

Оценка физического развития выявила, что у многих студентов имеются отклонения от стандартов, соответствующих их возрастной группе. Так избыточный вес отмечается у 29,2% обследованных, причём все они увлекаются ФАСТ – фудом и имеют в своём рационе избыток жиров и углеводов. 19,2% студентов имеют рост ниже среднего, а у 21,2% отмечается недостаток веса; 85% их них имеет низкокалорийный рацион с недостаточным количеством белков, витаминов и минеральных солей.

Нарушение осанки имеется у 37,2% студентов, в том числе у 11,2% отмечается сколиоз 1 – 2 степени, а снижение мышечной силы обнаружено у 24,5% обследованных. Никто из обследованных не занимается спортом, и большинство из них предпочитает пассивный отдых. У трети студентов, которые курят, отмечается снижение жизненной ёмкости лёгких. Плоскостопие обнаружено у 22,2%, большинство из них предпочитает носить обувь на плоской подошве. Относительно здоровый образ жизни ведут 13,9% студентов, у большинства из них (86%) нет нарушений в физическом развитии.

Анализ результатов нашей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Большинство студентов ведёт не здоровый образ жизни. Отмечено не рациональное питание, которое выражается нехваткой белков, витаминов, минеральных элементов, избытком углеводов и жиров. У многих студентов отмечается низкая физическая активность. Наличие вредных привычек (курение) отмечается у 34,5% обследованных.

  2. У большинства студентов, ведущих нездоровый образ жизни, отмечаются отклонения в физическом развитии – недостаток или избыток веса, нарушение осанки, снижение мышечной силы и жизненной ёмкости лёгких.

  3. Студенты, ведущие здоровый образ жизни, имеют лучшие показатели физического развития.

  4. Здоровый образ жизни способствует улучшению и сохранению здоровья.

Наши рекомендации:

  • Вести здоровый и активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом.

  • Нормализовать свой режим питания, употреблять достаточное количество белков, витаминов, минеральных солей.

  • Отказаться от вредных привычек.

  • Носить правильную обувь (с супинатором или на небольшом каблуке).

Практическое значение исследования:

Для решения данной проблемы нами разработан комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди студентов ККБМК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гигиена и основы экологии человека – Ю. П. –Пивоваров,

В. В. Королик, Л.С. Зиневич, Москва 2008 г.

  1. Валеология Э.Н. Вайнер, Москва 2002г.

  2. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников –

В.Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А.К. Демина, Москва 2000 г.

  1. Общая гигиена, санология и экология А.Н. Полякова,

В.Л. Стародумов, Н.Б. Денисов

  1. Государственная политика здорового питания населения

В.А. Тутельян, Г.Г.Онищенко 2008 г.

Приложение 1

Анкета

Ваш образ жизни

  1. Занимаетесь ли Вы спортом?

    1. Нет

    2. Да

    3. Иногда

  2. Какой вид отдыха Вы предпочитаете?

    1. Активный

    2. Пассивный

  3. Какую предпочитаете носить обувь?

    1. На плоской подошве

    2. На среднем каблуке

    3. На высоком каблуке

  4. Вы курите?

    1. Да, постоянно

    2. Нет

    3. Иногда

  5. Вы употребляете спиртные напитки?

    1. Да

    2. Нет

    3. Иногда

  6. Вы употребляете наркотики?

    1. Да

    2. Нет

Просмотров работы: 4473