Главной целью физического воспитания в вузе является обеспечение физического и психического здоровья студенческой молодежи, ее готовности к активной жизненной и будущей профессиональной деятельности [2]. По результатам многих исследований за последние годы наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья студентов, снижение уровня физической и двигательной подготовленности. В то же время постоянно говорится о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья, повышением функциональных возможностей организма студентов, ростом их физической и двигательной подготовленности [1].
Бадминтон как спортивная игра развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное ориентирование. Он дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела и эстетическому восприятию игры. Бадминтон не только на самом высоком уровне удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет, в силу игрового характера, достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой [3].
Исследование проводилось на базе средней образовательной школе № 56 с сентября 2011 г. по май 2012 г. В нем приняли участие студенты вторых курсов института экономики управления и права в количестве 30 человек, из них: 15 человек вошли в контрольную группу, 15 человек - в экспериментальную.
В исследовании применялись следующие методы: тестирование физических качеств, педагогический эксперимент, антропометрия, математико - статистическая обработка полученных данных.
Педагогический эксперимент заключался в разработке и внедрении программы учебно – тренировочных занятий по спортивному бадминтону, которая включала в себя:
I. Теоретическая часть (12 занятий в течение 8 месяцев) – «Состояние и развитие бадминтона в России»; «Развитие бадминтона в СССР»; «Гигиена», «Закаливание», «Режим и питания спортсменов»; «Строение и функции организма человека»; «Врачебный контроль»; «Морально – волевая подготовка»; «Основы методики обучения и тренировки»; «Правила организации и проведения соревнования»; «Спортивный инвентарь и оборудование».
II. Практическая часть:
1) общая физическая подготовка (18 занятий) – строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, метания, прикладные упражнения, упражнения для рук и плечевого пояса, для ног, для всех групп мышц, упражнения для развития физических качеств;
2) специальная физическая подготовка (17 занятий) – упражнения для развития быстроты движений и прыгучести, для развития качеств, необходимых для выполнения ударов, упражнения для развития специальной выносливости;
3) техническая подготовка (15 занятий) – используются упражнения для совершенствовании всего арсенала техники бадминтона, обучение правильной хватки ракетки и смене хватки с помощью «работы» пальцев рук, жонглирование воланом, удары сверху, снизу, сбоку и т. д.;
4) тактическая подготовка (15 занятий) – используются упражнения для дальнейшего развития игрового мышления и творческой инициативы;
5) судейская практика (15 занятий) – правила игры, права и обязанности игроков, обязанности судей, методика судейства, заявки, их форма и порядок представления;
6) участие в соревнованиях (8 занятий);
7) контрольные испытания (8 занятий) – тестирование физических качеств;
8) восстановительные мероприятия (18 занятий) – упражнение на растяжку, разминка, массаж, активный отдых, прогулки на свежем воздухе.
В ходе эксперимента был проведен анализ уровня физических качеств студентов контрольной и экспериментальной групп, который показал:
1) в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в контрольной группе 20 % выполнили на «отлично», 67% на «хорошо», 13 % на «удовлетворительно»; а в экспериментальной группе 60 % выполнили на «отлично», 40 % на «хорошо».
2) в тесте «поднимание и опускание туловища из положения лежа» в контрольной группе 13% выполнили на «отлично», 33% на «хорошо», 54% на «удовлетворительно»; а в экспериментальной группе 53% выполнили на «отлично», 47% на «хорошо».
3) в тесте «наклон вперед из положения сидя» в контрольной группе 13% выполнили на «отлично», 53% на «хорошо», 34% на «удовлетворительно»; а в экспериментальной группе 67% выполнили на «отлично», 33 % на «хорошо».
4) в тесте «бег, юноши 1500 м, девушки 800 м» в контрольной группе 20% выполнили на «отлично», 33% на «хорошо», 47% на «удовлетворительно»; а в экспериментальной группе 87% выполнили на «отлично», 13 % на «хорошо».
5) в тесте «челночный бег 3х10» в контрольной группе 13% выполнили на «отлично», 60% на «хорошо», 27% на «удовлетворительно»; а в экспериментальной группе 60% выполнили на «отлично», 40 % на «хорошо».
Сравнительный анализ до и после эксперимента показал, что tр < tкр , состояние группы изменилось статистически не существенно по всем показателям с доверительной вероятностью q = 0,05; в экспериментальной группе – tр > tкр, состояние группы изменилось статистически существенно по всем показателям с доверительной вероятностью q = 0,05, что позволяет сделать вывод, что уровень физических качеств студентов нефизкультурного вуза в контрольной группе оценивается как удовлетворительный, в экспериментальной группе как хорошо.
Список литературы:
1. Граевская, Н. Д., Состояние здоровья студентов институтов физической культуры // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни; XXI век: Сборник научных трудов // Граевская, Н.Д., Долматова, Т.И., - М.: Советский спорт, 1999. – С. 25-28.
2. Лавричева, И.А. Здоровье студентов в образовательном процессе/ И.А. Лавричева // Учебное пособие Саратов: Изд-во "Научная книга". 2007. - 92 с.
3. Щербаков, А.В. Бадминтон. Спортивная игра. /А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова // Издат.- ООО « Гражданский альянс». - 2009.- 169 с.