ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТОРОНЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТОРОНЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ.

Коваленко А.В. 1, Макарцова Т.Н. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 2010 год строительная отрасль вошла под новым девизом, который коротко звучит как СРО! По новому закону для ведения строительных работ необходим допуск саморегулирующейся организации, вместо привычных лицензий, утративших свое значение со вступлением в силу нового закона. Следовательно, строительством может теперь заниматься только фирма с допуском СРО, который позволяет ей чувствовать себя в безопасности в плане законности деятельности.

Так в чем же не устроило всеми привычное лицензирование? Толчком для отмены лицензирования повялило изменение законодательства в области лицензирования, которое повлекло за собой изменение схемы приостановления действия лицензий. То есть при существовавшей системе контроля лицензирующий орган практически был лишен возможности применять к лицензиату наиболее эффективные меры воздействия - приостанавливать действие лицензии.

Лицензирующие органы не могли выполнять контрольно-надзорных функций в области строительства. Положение в сфере контроля и надзора в строительной отрасли усугублялось отсутствием технических регламентов в строительстве, современных нормативно-технических документов, особенно в сфере строительства высотных зданий и других технически сложных объектов.[4]

Тем самым государство решило переложить обязанности и частные руки, тем самым уменьшить коррупцию в сфере лицензирования.

Каждый руководитель компании, которая занимается строительством, знает, что вступление в СРО – первоочередная задача. Без получения этого статуса не могут быть выполнены определенные виды работ, ведь свидетельства о возможности допуска к такой деятельности могут получить только члены саморегулируемых организаций.

Появление возможности саморегулирования повышает профессионализм руководителей отраслей строительства, позволяет увеличить безопасность, контролировать и повышать качество возводимых объектов во время строительства. Эту отрасль раньше полностью контролировало государство, но сейчас, с появлением СРО в строительстве, функция контроля переходит к самим организациям, и сейчас строитель, относящийся халатно к своей работе, отвечает за свои ошибки перед компанией, в которой работает. Но для того, чтобы деятельность саморегулируемых организаций была более успешной, нужно соблюдать ряд правил и стандартов, установленных специально для этой отрасли.

Формально, вступление в СРОподразумевает предоставление в выбранное некоммерческое партнерство правильно оформленного и полностью укомплектованного пакета документов, с соблюдением определенных норм и требований. На первый взгляд может показаться, что выполнение всех требований для получения членства в СРО нет ничего сложного. На самом же деле - это многоступенчатый процесс, который, при неправильном подходе может изрядно затянуться, и при этом, не оправдать ожидаемых результатов. Важно понимать, что получение членства в СРО – это только начало. Для успешного продолжения работ необходимо иметь четкое представление об условиях вступления в ту или иную СРО, о санкциях и мерах, применяющихся к нарушителю требований и правил членов СРО, о размерах, порядке и сроках уплаты членских взносов, о проводимых контрольным отделом СРО плановых документарных и внеплановых выездных проверках членов СРО и многое, многое другое. Поэтому сможет ли каждая фирма стать членом СРО и оставаться им, выполняя все требования, оплачивая все сборы. [3]

Минимальные расходы, которые потребуется понести, чтобы вступить в саморегулируемую организацию и получить допуск к работам составят 350-370 тыс. руб., плюс каждый месяц необходимо платить ежемесячные членские взносы в размере от 5 до 10 тыс. руб и каждые 5 лет необходимо повышать квалификацию работников (7 тыс. руб. за одного работника). И это только минимальные денежные суммы, в случае если вы захотите изменить перечень выполняемых работ, или сумму выполнения работ, то придется заплатить еще более круглую сумму. [2] Могут ли все организации выдержать такую денежную атаку со стороны СРО? Да, может быть благодаря таким жестоким условиям исчезнут мелкие неквалифицированные фирмы, но одновременно повысится уровень мошенничества и коррупции и во многих фирмах увеличился количество квалифицированных «мертвых душ». Подделать допуск СРО можно, но проверить достоверность данного допуска очень просто, тк все реестры НП СРО есть на собственных сайтах. Каждый год СРО проводят проверку соответствия члена всем прописанным условиям. В случает несоответствий, дисциплинарный комитет может наложить штраф или вообще исключить из НП СРО.

Подводя итоги к плюсам системы саморегулирования строительства следует отнести следующие:

- снижение расходов государственного бюджета на содержание системы;

- осложнение доступа к строительному рынку фирм-однодневок;

- ожидаемое в среднесрочной перспективе повышение качества и безопасности строительства;

- естественный отбор строителей (на строительном рынке останутся наиболее сильные и крепкие его участники);

А к минусам:

- увеличение финансовых, временных и иных затрат строителей по выходу на рынок строительных работ;

- увеличение себестоимости строительной продукции для потребителей;

- возникновение у строителей новых юридических рисков (споры со СРО, риск потери статуса СРО в строительстве не по вине строителей и т.д.);

- существенное осложнение доступа на строительный рынок представителям малого и среднего бизнеса;

Надеемся, что со временем система саморегулирования будет изменяться в лучшую сторону и саморегулируемые организации - это действительно путь с честному регулированию и несению ответственности, а не очередной кругооборот денег и легкое получение прибыли.

Литература

1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

2. Крючкова П.В. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. М., 2012. С. 23.

3. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации в России // Журнал российского права. 2011. N 1. С. 37.

4. Чистякова Л. Строительство: членство вместо лицензии // Строительство и право. 2010. N 11. С.

Просмотров работы: 2919