МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ АГРОБИЗНЕСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ АГРОБИЗНЕСА

Титова Н.С. 1, Грудкина Т.И. 1
1Орловский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие субъекты рынка, в том числе и аграрного, имеющие необходимый технологический потенциал и способные производить качественные продукты, не в состоянии эффективно действовать на рынке. Зачастую это вызвано с тем, что сельскохозяйственная организация может не иметь четкой стратегии, ориентированной на определенные целевые группы потребителей, разработанной с учетом конкурентных преимуществ и существующих возможностей предприятия.

В свою очередь конкурентоспособность предприятия может определяться следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;

  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

  • уровень квалификации персонала и менеджмента;

  • технологический уровень производства;

  • налоговая среда, в которой действует предприятие;

  • доступность источников финансирования [1].

Достаточно много предпринимателей, в том числе и сферы агробизнеса, сегодня задаются такими вопросами, например, как можно заработать, улучшить эффективность работы, что нужно сделать, чтобы работа стала качественной. Существует множество ответов на эти вопросы, таких как правильно организовать свое время, структурировать рабочий план, повысить взаимодействие работников. Однако как не улучшай производительность, не структурируй рабочее время, если продукт, который будет предлагаться, никому не нужен, смысл остальной деятельности просто теряется.

Для начала необходимо выявить потребности людей, то, за что они готовы платить свои деньги. Нужно уметь эти продукты предложить, чтобы их стали покупать. За всю эту деятельность отвечает такая наука, как маркетинг [3].

Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, а также основным звеном стратегического управления, поскольку основополагающей его идеей является ориентация на потребности целевого рынка и их удовлетворение более эффективным способом, чем это делают конкуренты. Маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей.

Маркетинговая стратегия компании может закрепляться в документе, имеющем название «маркетинговая политика». Маркетинговая стратегия субъекта агробизнеса разрабатывается как составная часть общей стратегии его развития. Её разработке предшествует установление рыночных целей организации. Разработка маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия может быть организована как силами сотрудников компании, так и с привлечением внешних специалистов к выполнению отдельных работ.

Базисные стратегии завоевания преимуществ в конкурентной борьбе для организации с маркетинговой точки зрения могут быть конкретизированы в следующих направлениях:

1. Стратегия дифференциации, следуя которой организация концентрирует свои усилия на создании продуктов и разработке маркетинговой программы, по своим характеристикам отличающихся в лучшую сторону от конкурентов, что дает организации возможность стать лидером в отрасли по определенной группе продуктов (придание продукту особых качеств, достижение высоких значений показателя качества и др.), и тем самым обеспечивающих повышенный спрос на рынке.

Придание продукту особых качеств означает, прежде всего, обеспечение его повышенного качества и специфических потребительских свойств в сравнении с продуктами конкурентов, например, обеспечение особо высокой надежности изделия в эксплуатации. Стратегия, ориентированная на создание имиджа фирмы - производителя «самой надежной продукции», применяется многими крупными компаниями. Далее, лидерство может обеспечиваться путем выступления на рынке в качестве технического лидера благодаря запатентованным принципиальным изобретениям, лидерства в технологии и т.п.

В ряде случаев лидирующее положение компании достигается за счет сбыта продукции в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются в полной мере конкурирующими фирмами. Как показывают исследования, стратегия «комплексного сбыта» продукции вместе с услугами играет большую роль на ранних фазах жизненного цикла продукта, когда потребитель не накопил опыта в использовании нового изделия. Стратегия «комплексного сбыта» может применяться и на фазах зрелости и спада, если компании удастся утвердиться на рынке в качестве поставщика «всего комплекса услуг», связанных с данным продуктом, так что сам продукт может составлять лишь один из элементов в деятельности компании. Наконец, важный аспект стратегии лидерства - соединение усилий по «реальному» выделению своей продукции в качестве особенной с обеспечением «узнаваемости» на рынке.

2. Стратегия обеспечения низких издержек, которая заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции, например за счет отказа от дорогостоящих сопутствующих услуг. Результатом такой политики может явиться увеличение рыночной доли, а не повышение прибыльности. Вместе с тем такая стратегия может быть весьма рискованной для организации, не обладающей достаточными финансовыми ресурсами, так как она может повлечь временное уменьшение числа потребителей продукта и ценовую войну с конкурентами.

3. Стратегия фокусировки, следуя которой организация концентрирует свои усилия на производстве продуктов, ориентированных на узкий круг потребителей.

4. Стратегия расширения областей использования продукта, которая реализуется в первую очередь за счет выявления новых способов применения продукта.

5. Стратегия стандартизации маркетинга, за счет использования которой в ряде случаев формируются конкурентные преимущества, т.е. по сути наблюдается осуществление унифицированного комплекса маркетинговых мероприятий для нескольких рынков, в первую очередь международных.

При формировании маркетинговой стратегии фирмы Голубковым Е.П. [2] рекомендуется также учитывать и факторы, которые на нее влияют:

1. Тенденции развития спроса и внешней маркетинговой среды (рыночный спрос, запросы потребителей, системы товародвижения, правовое регулирование, тенденции в деловых кругах и т.д.).

2. Состояние и особенности конкурентной борьбы на рынке, основные фирмы-конкуренты и стратегическое направление их деятельности.

3. Управленческие ресурсы и возможности фирмы, ее сильные стороны в конкурентной борьбе.

4. Основные концепции развития фирмы, ее глобальные цели и предпринимательские задачи в основных стратегических зонах.

Разработка комплекса маркетинга, включающая разработку товара, его позиционирование с применением разнообразных мер по стимулированию сбыта, жестко связана со стратегическим менеджментом. Прежде чем выйти на рынок с определенной маркетинговой стратегией, субъект агробизнеса должен ясно представлять позиции конкурентов, свои возможности, а также провести линию, по которой будет бороться со своими конкурентами.

Для оценки конкурентной позиции компании используется методический инструментарий под названием «бенчмаркинг», на что указывает Шонесси Дж. [4]. Под этим термином подразумевается сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) анализируемого сельскохозяйственного предприятия с его основными конкурентами. Иначе говоря, это процедура управления конкурентным потенциалом фирмы. Как правило, сравнительный анализ проводится по следующим параметрам:

  • рыночная доля;

  • качество и цена продукции;

  • технология производства;

  • себестоимость и рентабельность выпускаемой продукции;

  • уровень производительности труда;

  • объем продаж;

  • каналы сбыта продукции и близость к источникам сырья;

  • качество менеджерской команды;

  • новые продукты;

  • соотношение внутренних и мировых цен;

  • репутация фирмы;

  • стратегии конкурентов и планы;

  • исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности.

Таким образом, правильно выбранная субъектом агробизнеса маркетинговая стратегия и умение управлять услугами маркетинга создают ему стабильность, под которой понимается неизменное конкурентоспособное положение данного субъекта на рынке, привлекающее определенный его сегмент и постоянный рост.

Список литературы:

1. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст]: учеб. пособие / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 650 с.

2. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2010.

3. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд ./ Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

4. Шонесси, Дж.О. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход [Текст]. - СПб.: Питер, 2004. – с. 80.

Просмотров работы: 4529