В произведении описывается героический поступок Жульки, страдания и сожаления Барбоса по поводу её смерти, что говорит о драматическом пафосе произведения. В сюжете также присутствует скрытый конфликт «отцов и детей», это проявляется в том, насколько точно дети понимали намерение Барбоса, в отличие от их отца: «Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос.
- Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, - пристали мы к отцу.
Он сначала сказал: "Глупости!" Но мы так лезли к нему и так хныкали, что он должен был уступить».
Автор начинает свой рассказ с подробного описания внешности и сущности главных героев, показывает читателю характеры главных героев: невоспитанность, разнузданность Барбоса и доверчивость, застенчивость Жульки. Отмечает, что собаки отличаются не только внешностью, но и характерами. Необычную внешность Барбоса автор описывает так: «Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими "репяхами", осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток", а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны». Независимый, задиристый и даже наглый характер Барбоса, его наплевательское отношение к другим описывается так: «Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что, выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати». Из этого следует, что образ Барбоса динамический, т.к. все особенности его характера мы узнаем из всего произведения.
Жульку, имеющую обычную внешность маленьких дворовых собачек, автор описывает так: «Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила со свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность ее выражалась, главным образом, в манере есть». Автор положительно характеризует Жульку через её действия, это проявляется в описании манеры поведения: «Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила в сторону с таким видом, который как будто бы говорил: "Кушайте, кушайте, пожалуйста... Я уже совершенно сыта..." Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда». Образ Жульки раскрывается читателю в процессе чтения произведения, поэтому можно говорить о том, что ее образ динамический.
В композиции произведения определяются все составные части. В экспозиции говорится о близких отношениях главных героев Барбоса и Жульки «...между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь». Появление бешеной собаки во дворе является завязкой этого произведения. В развитии действий описывается как Барбос наблюдал за этим: «Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал». Кульминацией является подвиг Жульки: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке». В дальнейшем развитии действия описываются последствия героического поступка Жульки, последние часы ее жизни, а также переживания Барбоса по этому поводу. В развязке рассказывается о прощании собак, о гибели Жульки и страданиях Барбоса: «Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла...». А ведь в минуту опасности люди и сильный Барбос, который всегда дрался за честь двора, спрятались, разбежались, а выскочила на защиту двора только маленькая, застенчивая и деликатная Жулька, от которой никто и никогда не ожидал такого смелого поступка.
Это произведение о верности и преданности друзей-животных, о том какой силой духа, отчаянной храбростью они могут обладать. Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и людям; показал, что если люди берут животных, то должны нести за них ответственность.
Иногда эта дружба бывает гораздо крепче, чем у людей. Мне оно очень понравилось проявлением искренности чувств животных в трагических событиях. Трогательная сцена прощания собак не может никого оставить равнодушным.