ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Пудинова А.С. 1, Шепилова Н.А. 2
1Магнитогорский Государственный Университет факультет дошкольного образования
2Магнитогорский Государственный Университет Факультет дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое не имело бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем. Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то старшему дошкольнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти.

Ряд авторов, изучая развитие данного процесса, под кратковременной памятью понимают подсистему памяти, рассчитанную на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

При разработке самой технологии мы опирались на определение В.А. Сластенина и И.Ф. Исаева. Данные авторы рассматривают педагогическую технологию как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы, результатов обследования уровня развития кратковременной памяти детей, позволил разработать технологию развития кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Технология включает 4 блока:

  • Целевой;

  • Содержательный;

  • Методический;

  • Контрольный.

Целевой блок содержит цели и задачи.

Целью технологии является способствовать развитию кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать технологию взаимодействия с детьми по повышению у них уровня развития кратковременной памяти;

  2. Повысить уровень компетентности педагогов по развитию кратковременной памяти у старших дошкольников;

  3. Повысить интерес родителей к вопросам развития кратковременной памяти детей.

Методический блок. Для успешной реализации разработанных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • игровой подачи материала;

  • систематичности и последовательности;

  • доступности;

  • комплексного использования разнообразных форм и методов работы.

Содержательный блок включает следующие формы работы по повышению уровня кратковременной памяти старших дошкольников:

  • занятия с активным использованием синтеза занятий и игры (например занятия – путешествия на следующие темы: «Путешествие в страну умных игр», « По следам сказки», «Звезды ведут нас в свой дом», «Путешествие с солнечным зайчиком»);

  • игры на развитие кратковременной памяти («Кто знает больше», «Нарисуй фигуру», «Чудесные слова»);

  • совместная деятельность педагога и детей;

  • самостоятельная познавательная деятельность детей;

  • активное взаимодействие детей с родителями.

Реализация работы по решению второй поставленной задачи заключается в том, что профессиональная компетентность педагогов рассматривается, как их готовность внедрить технологию в работу. С целью повышения технологической компетентности педагогов был разработан план, представленный в таблице 1.

Таблица 1

План повышения компетентности педагогов по реализации технологии «Развития кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста»

№ п/п

Задачи

мероприятия

1.

Дать педагогам теоретические знания об особенностях развития кратковременной памяти у дошкольников.

  • Анализ методической литературы по проблеме «Развитие кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста».

  • Проведение консультаций и семинаров по темам: «Организационные формы совместной познавательно-игровой деятельности педагога и детей», «Развитие памяти у ребенка-дошкольника», «Методика диагностики уровня развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста».

2.

Обучить педагогов практическим умения работы с детьми по развитию у них кратковременной памяти.

  • Просмотр открытых занятий с применением педагогических средств развития кратковременной памяти старших дошкольников.

  • Разработка конспектов интегрированных занятий способствующих развитию кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста (занятия – путешествия).

Также не следует забывать, что особо значимым при организации взаимодействия с родителями является обогащение родителей знаниями об особенностях развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста. В работе с родителями использовали следующие формы:

  • групповые родительские собрания на темы: «Старший дошкольник – какой он?», «Память дошкольника», «Искусство общения с ребенком».

  • Консультации по интересующим родителей темам.

  • Индивидуальные беседы с родителями.

Повышение интереса родителей к вопросам образования детей в дошкольном учреждении, их активности в организации жизнедеятельности детского сада можно считать показателем готовности родителей активно включиться в педагогический процесс, направленный на развитие познавательной деятельности ребенка.

Таким образом, мы описали технологию, ее содержание, отобразили пути ее реализации, обозначили использованные средства работы по развитию кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста, с обязательным привлечением в развитие этого процесса воспитателей и родителей.

Просмотров работы: 3124