В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем. Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то старшему дошкольнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее. Единственный выход из создавшейся ситуации – хорошее владение мнемическими приемами и тренировка памяти.
Ряд авторов, изучая развитие данного процесса, под кратковременной памятью понимают подсистему памяти, рассчитанную на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
При разработке самой технологии мы опирались на определение В.А. Сластенина и И.Ф. Исаева. Данные авторы рассматривают педагогическую технологию как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, результатов обследования уровня развития кратковременной памяти детей, позволил разработать технологию развития кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Технология включает 4 блока:
Целевой;
Содержательный;
Методический;
Контрольный.
Целевой блок содержит цели и задачи.
Целью технологии является способствовать развитию кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать технологию взаимодействия с детьми по повышению у них уровня развития кратковременной памяти;
Повысить уровень компетентности педагогов по развитию кратковременной памяти у старших дошкольников;
Повысить интерес родителей к вопросам развития кратковременной памяти детей.
Методический блок. Для успешной реализации разработанных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
игровой подачи материала;
систематичности и последовательности;
доступности;
комплексного использования разнообразных форм и методов работы.
Содержательный блок включает следующие формы работы по повышению уровня кратковременной памяти старших дошкольников:
занятия с активным использованием синтеза занятий и игры (например занятия – путешествия на следующие темы: «Путешествие в страну умных игр», « По следам сказки», «Звезды ведут нас в свой дом», «Путешествие с солнечным зайчиком»);
игры на развитие кратковременной памяти («Кто знает больше», «Нарисуй фигуру», «Чудесные слова»);
совместная деятельность педагога и детей;
самостоятельная познавательная деятельность детей;
активное взаимодействие детей с родителями.
Реализация работы по решению второй поставленной задачи заключается в том, что профессиональная компетентность педагогов рассматривается, как их готовность внедрить технологию в работу. С целью повышения технологической компетентности педагогов был разработан план, представленный в таблице 1.
Таблица 1
План повышения компетентности педагогов по реализации технологии «Развития кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста»
№ п/п |
Задачи |
мероприятия |
1. |
Дать педагогам теоретические знания об особенностях развития кратковременной памяти у дошкольников. |
|
2. |
Обучить педагогов практическим умения работы с детьми по развитию у них кратковременной памяти. |
|
Также не следует забывать, что особо значимым при организации взаимодействия с родителями является обогащение родителей знаниями об особенностях развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста. В работе с родителями использовали следующие формы:
групповые родительские собрания на темы: «Старший дошкольник – какой он?», «Память дошкольника», «Искусство общения с ребенком».
Консультации по интересующим родителей темам.
Индивидуальные беседы с родителями.
Повышение интереса родителей к вопросам образования детей в дошкольном учреждении, их активности в организации жизнедеятельности детского сада можно считать показателем готовности родителей активно включиться в педагогический процесс, направленный на развитие познавательной деятельности ребенка.
Таким образом, мы описали технологию, ее содержание, отобразили пути ее реализации, обозначили использованные средства работы по развитию кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста, с обязательным привлечением в развитие этого процесса воспитателей и родителей.