ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОУ СОШ №61 Г. УФЫ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОУ СОШ №61 Г. УФЫ)

Гумерова Ю.А. 1
1Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Уфимский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы [2]:

  • дети, чья «интеграция» не добровольна, так как отклонение в развитии не было выявлено;

  • дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе. К сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;

  • дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном (часто только) через родителей;

  • воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.

Совершенно очевидно, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не устраняет проблемы их коррекционной поддержки. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки. Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Вместе интегрированное обучение само по себе не может рассматриваться как гарантированное решение всех проблем ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка должно осуществляться как в случае его обучения в обычном классе (группе), так и в случае обучения в специальном классе массовой школы. Поэтому подлинная интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Интегрированное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно требует создания особых условий для особого ребенка, к которым относятся [3]:

  • раннее выявление отклонений в развитии и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;

  • ответственный отбор детей, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании т.п.;

  • создание вариативных моделей интегрированного обучения;

  • наличие адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с отклонением в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;

  • систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения;

  • обеспечение необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых детей.

Если дети с ограниченными возможностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу. Интегрированное обучение должно иметь свою специфику в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня их развития. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Общеобразовательная школа сегодня должна осуществлять те функции, которые всегда являлись прерогативой специальной школы: гарантировать детям с особенностями психофизического развития физическую и социально-психологическую безопасность, обеспечивать их специальными дидактическими средствами, создавать условия для их личностного развития и реализации своих возможностей.

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №61 Орджоникидзеского района г. Уфы имеет почти десятилетний опыт успешной интеграции в образовательную среду детей с интеллектуальными нарушениями. С 2002года в школе ежегодно открываются классы коррекционно-компенсирующего обучения. В настоящее время в школе обучаются более 50 детей с различными интеллектуальными нарушениями, нарушениями физического и психического здоровья.

Психологическая диагностика нарушений психического развития осуществляется у будущих первоклассников за год до начала систематического школьного обучения. Диагностика является комплексной, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Психологическая коррекция выявленных нарушений осуществляется до поступления ребенка в школу в индивидуальной и групповой форме.

Отбор детей в классы коррекционно-компенсирующего обучения осуществляется специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

Психологической основой успешного построения учебной деятельности является сформированность как регуляторных звеньев, реализующих целостный процесс произвольной регуляции, так и определяемый ими уровень сформированности когнитивных процессов. В развитии данной категории учащихся имеется множество трудностей психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности и в частности [1]:

  • низкий уровень сформированности регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности (неумение принять и удержать задачу учителя в полном объеме, выделение несущественных, второстепенных признаков и непродуктивные способы выполнения задания, отсутствие контроля за промежуточными действиями, низкий уровень развития когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, речи);

  • несформированность отдельных компонентов комплекса психологической готовности к обучению в школе (игровая мотивация, отсутствие позиции школьника, несформированность мелкой моторики, пространственной ориентации, предпосылок учебных умений.

Основными направлениями психологической коррекции являются:

  • развитие предпосылок учебных действий и компонентов психологической готовности к обучению.

  • развитие мелкой моторики и координации движений.

  • развитие компонентов, обеспечивающих регуляторную структуру деятельности.

  • развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности.

  • формирование самостоятельности в принятии решений и выполнения принятого задания.

  • личностное развитие ребенка.

  • развитие творческих способностей.

  • формирование навыков общения.

Авторская коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» реализуется на уроках психологического сопровождения учащихся классов выравнивания в течение двух учебных лет. Краткосрочными результатами реализации данной программы являются: повышение уровня развития когнитивных процессов у детей; повышение уровня мотивации деятельности;снижение тревожности и агрессивности; развитие воображения; развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. К долгосрочным результатам относятся: гармонизация процесса психического развития ребенка; формирование просоциальных стереотипов поведения; развитие творческой личности; снижение уровня социально-психологической дезадаптации у детей, находящихся в состоянии длительной социальной и эмоциональной депривации; формирование познавательного интереса и способности развивать интеллектуальные возможности.

При организации специального обучения в общеобразовательной школе, психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными социальными и финансовыми факторами. Но при желании эти проблемы могут быть решены с минимальными финансовыми затратами.

В школе №61 оборудована сенсорно-игровая комната, в которой проходят коррекционно-развивающие занятия, тренинги. В сенсорной комнате находятся: сухой бассейн, настенные и напольные сенсорные панели «Волшебная полянка», «Мостик»; световые и цветовые панели «Галактика», «Млечный путь», «Геометрические фигуры»; пузырьковая лампа; импульсный шар «Молния»; панно «Семь гномов»; игровая песочница с набором игрушек; песочница для рисования песком с подсветкой; искусственный водопад; песочное панно; ультрафиолетовые лампы; аромолампа с набором ароматических масел; дидактические игры; звуковые панели «Подводный мир», «Домашние животные», «Прогулка по лесу»; дидатические игры и материалы; компьютер, аудио и видеосистема; аквариум с тропическими рыбками, растения. Большая часть оборудования сделана собственными руками при затратах только на материалы. Промышленные аналоги в несколько раз дороже.

Функциональные блоки оборудования сенсорной комнаты по воздействию на центральную нервную систему

Релаксационный блок

Активационный блок

Мягкое напольное покрытие (матрац)

Сухой бассейн

Цветные сенсорные панели

Балансировочная дорожка

Аквалампа с рыбками

Ребристый мостик

Компьютер с колонками для прослушивания релаксационной музыки

Напольная сенсорная дорожка с наполнителями

Мягкие подушечки

Искусственный водопад

Аромонабор

Набор тактильных шариков

Набор тактильных шариков-мячиков

Сухой бассейн для рук

Пузырьковая колонна

Конструкторы

Аквариум

Центр тактильности

Плазма – «Магический шар»

Набор мешочков с наполнителями

Искусственный водопад

Настенные световые панели

Световая панель «Галактика»

Настенные тактильные панели

В течение двух лет в условиях сенсорной комнаты реализуется программа «Волшебные чувства», направленная на коррекцию нарушений восприятия.

Более пяти лет школа сотрудничает с Уфимским филиалом ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова». Преподаватели кафедры психолого-педагогического образования оказывают методическую, консультативную, диагностическую помощь педагогам и родителям. Традиционно студенты и преподаватели принимают активное участие в организации благотворительных акций, направленных на помощь детям с ограниченными возможностями. Акции «Подарки Деда Мороза», «Мойдодыр», постановка кукольных спектаклей, организация праздников и игр позволяют сформировать у детей чувство защищенности, повышают самооценку и уровень социальной адаптивности, позволяют сформировать навыки общения с обычными детьми.

Финансовая поддержка в рамках грантовых программ «Вместе», «Лидер», «Мир начинается с тебя!» - победителей республиканских конкурсов образовательно-воспитательных программ, позволили осуществить некоторые проекты, например, создание кукольного театра «Мальчик-с-пальчик», приобретение дидактических материалов и игр, реализация программы «Школа добрых волшебников», направленной на развитие личности, повышение социально-психологической адаптации особых детей.

В школе организовано творческое объединение «Мультис». Основная цель деятельности этого объединения – формирование навыков просоциального поведения, совместной продуктивной деятельности, формирование толерантности, личностное развитие особых и обычных детей. Состоялась первая презентация мультфильмов, авторами, режиссерами, операторами которых были дети.

Организация на базе школы дневного стационара позволяет оказывать своевременную медицинскую помощь в коррекции нарушений физического здоровья. Лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, медикаментозное лечение, витаминизированное питание осуществляется в течение всего учебного года.

Накоплены результаты наблюдения за процессом интеграции в образовательное пространство школы детей с аутистическими нарушениями и патохарактерологическим формированием личности, психоорганическим синдромом, тяжелыми формами посттравматической энцефалопатии, эпилепсии, олигофренией в степени дебильности, детским церебральным параличом, врожденными пороками сердца, эндокринной патологии, синдромом Дауна. Несмотря на то, что эти случаи единичны, можно определить закономерности процесса интеграции этих детей в социум, основные проблемы обучаемости, адаптивности и социализации.

Одним из условий успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социальное пространство массовой школы является высокий уровень толерантности педагогов, обычных детей и их родителей [4]. В школе проводятся тренинги формирования толерантного поведения в классах, где учатся особые дети. Учащиеся коррекционных классов активно и плодотворно участвуют во всех школьных мероприятиях, праздниках, конкурсах и соревнованиях. На родительских собраниях, педагогических советах психолог выступает с сообщениями о причинах и основных проявлениях нарушений психического и физического развития в детском возрасте, о проблемах и возможностях коррекции и компенсации этих нарушений, о психологических аспектах интеграции, социализации детей с особыми образовательными потребностями. Специалисты, входящие в состав школьного психолого-медико-педагогического консилиума, в течение года осуществляют контроль за успешностью процесса интеграции, оценивают эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

Вопросы организации и реализации интегрированного обучения требуют дальнейшего решения не только в научно-методическом, но и в организационно-правовом отношении. О возможности осуществления интеграционных процессов заявлено на государственном уровне, но учреждениям образования пока еще не оказывается должная юридическая и экономическая поддержка. Оставляет желать лучшего содержательно-организационная и кадровая сторона дела, а также духовно-нравственная атмосфера в общеобразовательной школе. Необходимо инициировать поиск вариативных форм оказания специальной педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями [4].

Интеграция способствует формированию у здоровых детей толерантности к физическим и психическим недостаткам одноклассников, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки, т. е. дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения.

Успешность интеграции детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которую ребенок интегрируется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аслаева, Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст] /Р.Г. Аслаева.– Уфа: Изд.во БГПУ, 2011. – 136 с.

2. Екжанова, Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. [Текст] /Е.А. Екжанова, Е.В. Стебелева. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.

3. Екжанова, Е. А. Методика исследования готовности к школьному обучению. [Текст] /Е.А. Екжанова. — СПб.: КАРО, 2007. – 120 с.

4. Екжанова, Е.А., Резникова, Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. [Текст] /Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.

Просмотров работы: 6230