Именно в сфере досуга студенческая молодежь более чем где-либо выступает в качестве свободных индивидуальностей. Это обусловлено увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встаёт каждый раз, когда молодой человек совершает самостоятельный выбор, принимает какое – либо решение. Сама сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.
Вопрос культуры повседневного досуга в студенческой среде особенно актуален сейчас, когда трансформации всех сторон жизни российского общества привели к существенному изменению социокультурной ситуации в области досуга и искажению смысла данного понятия.
Так что же такое досуг?
Сейчас под досугом принято понимать любую совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида в свободное от работы время. В настоящее время никто даже не сомневается, что досуг – это любая деятельность, реализующаяся в свободное время. Многие даже отождествляют термины «досуг» и «свободное время», но это далеко не так.
Свободное время включает в себя любую деятельность вне сферы общественного и бытового труда. Некоторые люди в свободное время занимаются досугом, некоторые развлечением и отдыхом. Несомненно, понятие «досуг» нельзя рассматривать вне рамок понятия «свободного времени», так как досуг является наиболее значимой его частью.
Досуг – это творческая деятельность осуществляемая в свободное время и находящаяся вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
Культура студенческого досуга является важным показателем духовного развития студенческой молодёжи. Что особенно актуально в настоящее время, когда пропагандируется культура потребления уже готовых продуктов, и всё меньше возникает потребность создания чего-то нового. Существует ещё обратная связь, которая выражает зависимость духовного и морального развития индивида от того вида досуговой деятельности, которой он посвящает своё свободное время.
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности современного культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
В нынешнем социально-культурном положении студенческий досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество нуждается в восстановлении творческого потенциала и заинтересовано в эффективном использовании свободного времени студентов. Сегодня досуг становится всё важнее для молодого поколения, он становится сферой где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Студенчество – это передовая часть общества. Говоря о студенческом досуге, нужно понимать, что он не только служит для развития и самореализации, а является выразителем стремлений, идей и тревог, которые спрятаны глубоко внутри каждого студента. Досуговая деятельность в некоторой степени является выражением внутренних состояний и стремлений студентов.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.
Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества – это неотъемлемое условие проведения досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.
Говоря о досуге, нельзя обойти понятие «хобби», так как оно является важной составляющей частью досуга. Хобби – это творческое дело, которым занимается человек на досуге. Оно играет очень важную роль в жизни человека, способствует постоянному развитию личности, проявлению индивидуальности. Исконное значение английского слова hobby, отодвинутое временем на вторые позиции с пометкой «устар.», — маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь. Отсюда и выражение to ride a hobby, обернувшееся в нашем языке известным фразеологизмом «сесть на своего конька».
Хобби — это всегда свободный выбор человека, его личное дело и его частная жизнь. Человек, у которого помимо того, чем он известен, есть еще и хобби, не просто выглядит более интересным и разносторонним в глазах других людей — он как бы оживает в общественном представлении, и перестает быть только студентом.
Анализируя значение досуга и хобби в жизни студентов, можно сделать вывод, что — это всегда свободный выбор человека, его личное дело и его частная жизнь. Изучая культуру досуга, можно получить объективное представление о духовных потребностях и запросах студентов, а так же узнать как различные виды досуговой деятельности влияют на культуру студенчества.
Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга студентов. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга.