Основными показателями авторитетности личности педагога являются:
Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.
Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.
На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.
Необходимо обратиться к основным трудностям и проблемам, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности. Наиболее значимые из них:
неумение анализировать все компоненты собственной деятельности и себя как личности и индивидуальности;
недостаточное понимание индивидуально - психологических особенностей студентов и неумение их учитывать;
неумение построить процесс коммуникации со студентами и коллегами;
неумение управлять своими психологическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Следует научиться преодолевать эти трудности. Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя, составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации. Чтобы не ущемлять достоинства личности обучаемых при оценке их знания и поведения, важно помнить, что всякая педагогическая ситуация является результатом деятельности студентов и педагога, поэтому педагог ответственен за решение ситуативной проблемы, даже если последняя возникла без его непосредственного участия.
Даже в тех случаях, когда по каким-то причинам преподаватель не может уважать студента, целесообразно отнестись к нему так, чтобы окончательно не озлобить его, не загнать в коммуникационный тупик. Следует постараться не демонстрировать своего негативного отношения к нему, держать себя достойно, с честью. Конечно, о недостатках обучаемых нужно сказать без свидетелей и в чрезвычайно корректной форме. Цель таких высказываний должна быть конструктивной, важно воодушевить учащегося на исправление недостатков и стремление к доступным ему достижениям. В личности преподавателя необходимо сочетание личностных и деловых качеств. Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:
Профессионализм и глубокие знания предмета.
Умение образно и доступно излагать свои мысли.
Высокая общая культура и эрудиция.
Быстрота реакции и мышления.
Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.
Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.
Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.
Строгость в сочетании со справедливостью.
Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
Аккуратный внешний вид.
К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:
Высокомерие, грубость, недоброжелательность;
Самовлюбленность;
Застенчивость;
Медленная реакция, консерватизм;
Стремление подавить студента;
Несобранность, лень;
Излишняя эмоциональность, взрывчатость;
Отсутствие педагогического мастерства.
Таким образом, одной из первоочередных задач, стоящих перед преподавателем в аудитории, является утверждение себя как авторитарного источника информации. Авторитет сразу же обеспечит доверие аудитории и интерес к информации. Авторитет может быть результатам длительной работы с аудиторией и привлечения ее на свою сторону с помощью различных педагогических приемов. В настоящее время преподаватели ссузов и вузов ориентированы, в основном на традиционный подход, но сегодня необходимо иное отношение к учебному процессу. Оно представляет органическое сочетание классических и инновационных методов в обучении, внедрение инновационных форм и методов обучения, новых образовательных и информационных технологий для привития у студентов самостоятельности, инициативности, активности в обучении. Прежде чем раскрыть, научить и привить такие навыки у студентов, необходимо развить их в самих преподавателях. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений как со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например, преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.
Итак, для создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации. Может предоставлять практический интерес следующая рекомендация педагогам: необходимо поступать так, чтобы у студентов создалось ощущение собственной значимости и чтобы быть в состоянии наблюдать не только восхождение к индивидуальности студентов, но и собственный личностный рост.
4