КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТИКЕТА В РАМКАХ ОТНОШЕНИЙ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТИКЕТА В РАМКАХ ОТНОШЕНИЙ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном образовательном учреждении среднего звена возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет. Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса. Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов. Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: «предметных» (научные знания); «коммуникативных» (знания о своих учениках и коллегах); «гностических» (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).

Основными показателями авторитетности личности педагога являются:

  • Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.

  • Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.

На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

Необходимо обратиться к основным трудностям и проблемам, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности. Наиболее значимые из них:

  • неумение анализировать все компоненты собственной деятельности и себя как личности и индивидуальности;

  • недостаточное понимание индивидуально - психологических особенностей студентов и неумение их учитывать;

  • неумение построить процесс коммуникации со студентами и коллегами;

  • неумение управлять своими психологическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.

Следует научиться преодолевать эти трудности. Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя, составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации. Чтобы не ущемлять достоинства личности обучаемых при оценке их знания и поведения, важно помнить, что всякая педагогическая ситуация является результатом деятельности студентов и педагога, поэтому педагог ответственен за решение ситуативной проблемы, даже если последняя возникла без его непосредственного участия.

Даже в тех случаях, когда по каким-то причинам преподаватель не может уважать студента, целесообразно отнестись к нему так, чтобы окончательно не озлобить его, не загнать в коммуникационный тупик. Следует постараться не демонстрировать своего негативного отношения к нему, держать себя достойно, с честью. Конечно, о недостатках обучаемых нужно сказать без свидетелей и в чрезвычайно корректной форме. Цель таких высказываний должна быть конструктивной, важно воодушевить учащегося на исправление недостатков и стремление к доступным ему достижениям. В личности преподавателя необходимо сочетание личностных и деловых качеств. Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:

  • Профессионализм и глубокие знания предмета.

  • Умение образно и доступно излагать свои мысли.

  • Высокая общая культура и эрудиция.

  • Быстрота реакции и мышления.

  • Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

  • Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

  • Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.

  • Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

  • Строгость в сочетании со справедливостью.

  • Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.

  • Аккуратный внешний вид.

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:

  • Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

  • Самовлюбленность;

  • Застенчивость;

  • Медленная реакция, консерватизм;

  • Стремление подавить студента;

  • Несобранность, лень;

  • Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

  • Отсутствие педагогического мастерства.

Таким образом, одной из первоочередных задач, стоящих перед преподавателем в аудитории, является утверждение себя как авторитарного источника информации. Авторитет сразу же обеспечит доверие аудитории и интерес к информации. Авторитет может быть результатам длительной работы с аудиторией и привлечения ее на свою сторону с помощью различных педагогических приемов. В настоящее время преподаватели ссузов и вузов ориентированы, в основном на традиционный подход, но сегодня необходимо иное отношение к учебному процессу. Оно представляет органическое сочетание классических и инновационных методов в обучении, внедрение инновационных форм и методов обучения, новых образовательных и информационных технологий для привития у студентов самостоятельности, инициативности, активности в обучении. Прежде чем раскрыть, научить и привить такие навыки у студентов, необходимо развить их в самих преподавателях. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений как со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например, преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.

Итак, для создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации. Может предоставлять практический интерес следующая рекомендация педагогам: необходимо поступать так, чтобы у студентов создалось ощущение собственной значимости и чтобы быть в состоянии наблюдать не только восхождение к индивидуальности студентов, но и собственный личностный рост.

4

Просмотров работы: 5268