СВЕТЛЫЙ МИР ДЕТСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ А. Л. БАРТО «С УТРА НА ЛУЖАЙКУ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СВЕТЛЫЙ МИР ДЕТСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ А. Л. БАРТО «С УТРА НА ЛУЖАЙКУ»

Галибаева Л.М. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Агния Львовна Барто (1906-1981) – русская поэтесса, знаменитый детский поэт и переводчик. Ее стихи — это страницы детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно вырос с тех пор, как она начала писать для детей.

Она спрашивает себя в своих «Записках детского поэта»: «За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? — За улыбку? За мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть читателя в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?» [1, с. 125]

В Большой литературной энциклопедии дана биография А.Л.Барто, в которой говорится, что она родилась в семье врача – ветеринара. Учась в школе, А.Л. Барто посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Стихи она начала писать рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг [1, с. 126]

Главные герои ее стихотворений – дети. Главная задача – воспитание нравственности. Её волнует, какими людьми вырастут ее читатели. Поэтому поэтесса каждым стихотворением стремится привить ребенку представление об истинных ценностях.

Её стихи легко запоминаются – словарь понятен и близок детям, своеобразен задорный ритм стихотворений, радуют удачные находки, рифмы; детские интонации естественны и непринужденны.

Дети любят ее стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале, отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания, чувства и мысли. В этом секрет жизненности поэзии А.Л. Барто.

Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в котором росли его деды и даже отцы. Мир современного ребенка стал другим. Но есть в прошлом и в настоящем то, что объединяет взрослых и их детей – это неустаревающие, всегда живые и нужные людям стихи А.Л.Барто. [6, с. 44-45].

Её первая книга для детей «Братишки» вышла в 1925-м, когда самой Агнии было всего 19. Она посвящена детям разных народов. В 1949 году выходит сборник «Стихи детям», а в 1970 г. – «За цветами в зимний лес» [1, c. 128].

Лирическое стихотворение «С утра на лужайку» (Приложение 1) было написано в 1981 году и, наряду со стихотворениями «Первоклассница», «Кто как кричит», «Машенька растет», «Котенок», «Игра» и многими другими, вошло в сборник «Разные стихи», но этот сборник не стал частью книги «Агния Барто. Стихи детям» (1981 г.) Произведение изучается в первом классе и помещено в раздел «Попрыгаем, поиграем…» учебника «Капельки солнца», составителями которого являются Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева [3, с. 24]

Проанализируем название стихотворения А.Барто «С утра на лужайку».

В словаре С. И. Ожегова «утро» - это часть суток, сменяющая ночь и переходящая в день, начало дня (7, с. 571). «Лужайка» - небольшой луг; полянка. Слово «полянка» объясняется через слово «поле», то есть «безлесная равнина, пространство»[7, с. 321] Теперь мы можем предположить, что действие в стихотворении будет происходить утром, на небольшой полянке, а с кем, мы пока не знаем.

Стихотворение начинается строками «С утра на лужайку/ Бегу я с мячом,/ Бегу, распеваю/ Не знаю о чем…», из которых мы понимаем, что кто-то радостно бежит на лужайку, чтобы поиграть с мячом, а радостно именно потому, что при этом герой стихотворения еще и напевает себе какую-то песенку, которую, быть может, сочинил тут же, на ходу (Приложение 4).Читатель понимает, что бежит, распевает сам герой стихотворения. А так как все стихотворения Агнии Барто о детях или написаны от лица детей, то читатель догадывается, что героем стихотворения является ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, то есть герой стихотворения - ребенок шести-семи лет.

Первое четверостишие содержит лексический повтор - глагол «бегу», используемый в первой и во второй строке. Повтор слова «бегу» делает акцент на движение. Он как бы повторяет удары мяча. Этот лексический повтор дает «почувствовать» читателю, как мяч отскакивает от земли, он также помогает почувствовать ритм стихотворения.

Из этого четверостишия видно, что ребенок веселый, жизнерадостный. Он находится в предвкушении игры и ему от этого хорошо. Здесь также видно, что герой находится в приподнятом настроении, ведь не зря же он напевает себе какую-то веселую песенку.

Читаем следующую строку: «А мячик, как солнце / Горит надо мной».

В произведении автор использует сравнение мячика с солнцем, он такой же круглый и яркий. Герой стихотворения представляет свой мяч солнцем. Читатель может догадаться, что игра с мячом у героя, наверное, одна из любимых игр, ведь он сравнивает его с солнцем, а солнце – это тепло, свет, радость и игра с мячом приносит ему огромную радость (Приложение 3).

Рассмотрим последние строки: «Потом повернется/ Другой стороной/ И станет зеленым,/ Как травка весной».

Если мяч с одной стороны был похож на солнце, следовательно, эта половина мяча желтого цвета. А с другой - зеленого, так как мальчик сравнивает другую сторону мяча с цветом весенней травки: нежным, ярко-зеленым.

Герой стихотворения осознает радость мира, окружающего его, наслаждается мгновениями жизни, игрой, сравнивает свой мяч с солнцем, напевает себе что-то, понятное только ему самому. Читатель понимает, что так радоваться может только человек добрый, чистый и искренний. Таким, скорее всего, и является ребенок в стихотворении.

Таким образом, название стихотворения говорит о том, что оно о детях, об их счастливом детстве.

Изучая это стихотворение в начальной школе, учитель может предложить детям «Словарь настроений», (Приложение 2), в котором можно найти разные прилагательные и их лексические значения, с помощью которых дети могли бы выразить свое настроение после прочтения стихотворения.

Слова из первого четверостишия можно объединить в группы. В первую группу входят слова связанные с природой; ко второй отнесены слова, относящиеся к герою; к третьей группе относятся слова, описывающие мяч.

Утро

Я

мячик

Лужайка

бегу

Как солнце

 

С мячом

горит

 

распеваю

Надо мной

 

Не знаю о чем

 

В стихотворении читатель погружается в мир простых, незатейливых детских игр. Герой стихотворения буквально «купается» в тёплом дне, в яркости красок и мяча, и лужайки; он наслаждается прекрасным утром и восторг души дополняет песенка.

Стихотворение А. Барто актуально. Оно о детях и о радостных играх детства, написано от имени самого ребёнка, это стихотворение вызывает чувство радости. Можно добавить, что оно «легкое», в движении, так как это небольшое стихотворение наполнено выражениями типа «бегу, распеваю, повернётся». Читая стихотворение А.Л.Барто «С утра на лужайку…» и другие подобные ему стихотворения («Игра», «Котёнок», «Первоклассница»), читатель становится добрее к окружающему миру.

Это стихотворение учит читателя радоваться простым мгновениям жизни: солнечному утру, природе, любимым забавам. Оно подсказывает, что счастье не нужно искать в неведомых далях, оно рядом с нами в простых «будничных» днях, в тёплом утре, в присутствии любимого ребёнка, в сопричастности с его детским миром.

Произведение написано просто и проникновенно, что в полной мере отвечает произведениям Агнии Барто.

Список литературы

  1. Большая литературная энциклопедия /В.Е.Красовский и др. – М.: «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 – 845с

  2. Бунеев Р.Н. Капельки солнца. Книга для чтения в 1 классе. /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева – М.: «Баласс», 1999 – 224с

  3. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения. /Сост. А.В.Дановский. – М.: Издат. Центр «Академия», 1996 - С.295-296

  4. Кожушкова Н.В. Филологическое сопровождение уроков литературы: анализ прозаических произведений, изучаемых в начальной школе. /Н.В.Кожушкова – Магнитогорск, МаГУ, 2011 – 152с

  5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова/ изд. "Оникс" - М.: 2008. - с.944

  6. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерия, 1998 – С.44-45

  7. Пронина О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца». Методические рекомендации /О.В.Пронина – М.: Баласс, 1996 – 112с.

  8. Универсальный словарь по русскому языку. Начальная школа / Под общ. ред. О.Л.Соболевой. ACT- ПРЕСС, 2001- 732 с.

Приложение 1

Агния Львовна Барто

«С утра на лужайку»

С утра на лужайку

Бегу я с мячом,

Бегу, распеваю

Не знаю о чем…

А мячик, как солнце,

Горит надо мной,

Потом повернется

Другой стороной

И станет зеленым,

Как травка весной.

1981г.

Приложение 2

Словарь настроений

Мечтательное – воображаемое, созданное мечтой.

Тоскливое - вызывающее скуку, уныние.

Спокойное – плавное, нерезкое, не вызывающее сильных чувств.

Таинственное - загадочное.

Сонное – вялое.

Печальное – горестное, грустное.

Веселое – проникнутое весельем, жизнерадостное.

Жизнерадостное – бодрое, веселое, энергичное.

Грустное – тоскливое, печальное.

Радостное – веселое, энергичное.

Воодушевляющее – увлеченное.

Удивляющее – необычное, неожиданное.

Приложение 3

Мяч как солнце!

Приложение 4

Игры с мячом

Просмотров работы: 7056