Одним из средств развития социально-культурных объектов является туризм. Его роль в развитии территорий велика. Туризм способен повлиять на изменения в отношении масс к населенному пункту или пункту скопления достопримечательностей. Он активен в развитии привлекательности населенного пункта или территории.
Для того, чтобы это влияние и эта активность были наиболее эффективными, на наш взгляд, следует:
а) уточнить – как же именно туризм реализуется в целях развития социально-культурных объектов;
б) обобщить знания о влиянии туризма на развитие культурной привлекательности территорий;
в) вооружить знаниями специалистов, работающих над проблемами развития социально-культурных объектов средствами туризма.
Мы провели такие уточнения и обобщения на примере Челябинской области. Исследование проводилось в контексте проблемы развития имиджа данной территории средствами туризма. В исследовании нами были использованы методы анализа территории, изучения туристских маршрутов, методик и технологий их реализации. Перед нами стояла цель – выявить наиболее рациональный путь развития культурной привлекательности Челябинской области средствами туризма; а также задача – апробировать такую форму туристской деятельности, которую мы позиционируем как наиболее рациональную в решении обозначенной проблемы.
Развитие имиджа Челябинской области средствами туризма обусловлено необходимостью представить массам территорию, достойную внимания самых разных категорий граждан как наших соотечественников, так и иностранцев. Достоинство данной области оценивается нами как способность повлиять на повышение привлекательности территории и расширение сети учреждений въездного туризма. С развитием имиджа Челябинской области средствами туризма должны появиться новые рабочие места, новые перспективы в сфере туристского бизнеса, новые маршруты познавательного освоения Челябинской области, а в месте с тем и новый уровень отношения к данной территории со стороны государства и общества.
Об этом как о стратегиях и перспективах в своих докладах неоднократно заявляли губернаторы области – П.И. Сумин, М.В. Юревич [1,2], параллельно думают аналитики социально-экономического и социально-культурного состояния области.
А. Ю. Панасюк в своем энциклопедическом словаре дает следующее определение ключевого понятия исследуемой нами проблемы развития имиджа Челябинской области: «Имидж – это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые» [3].
Предлагаем руководителям Челябинской области для удовлетворения потребности в развитии ее имиджа привлечь такую форму туристской деятельности, например, как выставочные комплексы.
А что такое выставки, какой в них смысл для развития имиджа той или иной территории?
Выставки – это рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно обычным посетителям-неспециалистам, многочисленные участвующие в выставке предприятия представляют и реализуют характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей или информируют потребителей с целью содействия сбыту товаров [4]. В организации привлечения внимания масс они просты и мобильны. В эстетике – могут быть построены с использованием новейших оформительских технологий.
Выставочные комплексы не столько экономически затратны, сколько значительны в информационном потенциале. Они могут быть стационарными и передвижными, компактными (по одному направлению презентации) и расширенными (по разным направлениям).
Разнонаправленные выставочные комплексы, если их использовать в развитии имиджа Челябинской области, то, на наш взгляд, должны состоять из следующих содержательных направлений:
- «Промышленная Челябинская область»;
- «Спортивная Челябинская область»;
- «Научная Челябинская область»;
- «Природно-охранные памятники Челябинской области»;
- «Санаторно-курортные зоны Челябинской области»;
- и др.).
Направления обеспечиваются на выставке стендами с фотографиями, устным выступлением экскурсоводов или записью коротких информационных текстов, целевыми видеосюжетами, картированными туристскими маршрутами, рекламными буклетами.
Итак, мы убеждены, что в век информационных технологий, выставка, снабженная новейшими средствами показа экспонатов, способна участвовать в решении проблемы развития имиджа определенной географической территории. Ее использование в развитии имиджа Челябинской зоны, а именно в развитии туристской привлекательности области, с нашей точки зрения актуально. Если в этом будет заинтересовано областное правительство, и выставки будут иметь государственную поддержку, то имидж области обеспечен, а туризм займет в его развитии свое достойное место.
Литература:
Юревич, М. В. О туристических перспективах области [Электронный ресурс] / М. .В. Юревич. – http://www.74rif.ru/Gubernatop-inv.html [01.11.12]
Сумин, П. И. Закон Челябинской области «О туризме» / П. И., Сумин. – №119–30. – 27.04. 2000 г..
Панасюк, А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. – М. : Рипол Классик, 2007. – 670 с.
Гусев, Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Салащенко. – М. : Дашков и Ко, 2004. – 516 с.
Зданович, Г.Б. Археологическое и культурное событие XX века / Г.Б.Зданович // Родина. – 2001. – № 11.
Визгалов, Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2008. – 110 с.
Дурович, А. П. Маркетинг в туризме / А. П. Дурович. – М. : Новое знание, 2007. - 496 с.