РОЛЬ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ораторское искусство - это один из немногих видов искусства, которое вторгается в жизнь каждого человека, потому что наша жизнь строится на общении. Практически все люди - хотят они того или нет - в разной степени владеют искусством публичного выступления с целью убеждения, а оно зависит от того, насколько много времени уделяют они совершенствованию своей ораторской речи.

Особенно важным ораторское искусство является в сфере менеджмента. Речевая деятельность менеджера обусловлена специфической для его профессиональной деятельности интенсивной речевой коммуникацией и предполагает высокий уровень культуры общения, включающий в себя совершенное владение языком (в соответствии с современными нормами), умение использовать языковые единицы для построения адекватных речевых высказываний с учетом ситуации и задач общения, умение использовать речь как инструмент не только воздействия, но и взаимодействия с собеседником, как инструмент генерации в нём нового, творческого отношения к своей деятельности и к деятельности коллег.

Участие в разнообразных встречах, симпозиумах и семинарах, организация собраний и обсуждений, ведение переговоров и деловых встреч являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности менеджера. Часто менеджеру приходится не только проводить деловые встречи, но и выступать перед большой или малой аудиторией. Многие руководители, несмотря на свой высокий статус, длительный и успешный опыт работы, избегают публичных выступлений, предпочитая индивидуальные обращения к сотрудникам или общение через промежуточные инстанции. Тогда менеджеру стоит вспомнить, что «слово – это самое сильное оружие человека» (Аристотель), а ораторское искусство – это умение влиять на людей при помощи речи. Кажется, именно то, что нужно! [1]

Все это подтверждает актуальность избранной нами темы исследования, посвященной изучению роли ораторского искусства в работе менеджера.

Объект исследования: ораторское искусство.

Предмет исследования: разнообразие элементов речевого мастерства менеджера.

Гипотеза исследования: можно предположить, что совершенствованиеречевого мастерства менеджера будет способствовать повышению уровня эффективности его деятельности.

Цель исследования: выявление зависимости уровня эффективности деятельности менеджера от его речевого мастерства.

Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: «Практика, практика, практика!» [8].

Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением?

Давайте проанализируем этот вопрос.

Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство.

Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей. В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения. Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет?

Именно поэтому, прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.

Речевая деятельность менеджера обусловлена специфической для его профессиональной деятельности интенсивной речевой коммуникацией и предполагает высокий уровень культуры общения, включающий в себя совершенное владение языком (в соответствии с современными нормами), умение использовать языковые единицы для построения адекватных речевых высказываний с учетом ситуации и задач общения, умение использовать речь как инструмент не только воздействия, но и взаимодействия с собеседником, как инструмент генерации в нём нового, творческого отношения к своей деятельности и к деятельности коллег. Участие в разнообразных встречах, симпозиумах и семинарах, организация собраний и обсуждений, ведение переговоров и деловых встреч являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности менеджера.

Часто менеджеру приходится не только проводить деловые встречи, но и выступать перед большой или малой аудиторией. Многие руководители, несмотря на свой высокий статус, длительный и успешный опыт работы, избегают публичных выступлений, предпочитая индивидуальные обращения к сотрудникам или общение через промежуточные инстанции.Устное выступление имеет особое значение в деятельности менеджера, связанное с наличием у него признаков, которых в значительной мере лишены многие другие формы обращения к людям. Это следующие признаки: оперативность, возможность использования различных способностей слушающего, принципиально творческий характер устного выступления, живое общение говорящего и слушающего, эмоциональное воздействие и ряд других [4].

Одной из задач данного исследования является наблюдение за сотрудниками организации с целью выявления элементов ораторского мастерства в деятельности менеджера. В ходе исследования мы проанализировали применение различных родов и элементов ораторского мастерства на практике в Управлении образованием администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выявили следующее:

1. В организации в основном используют три вида красноречия - деловой, академический и социально-бытовой. Деловое красноречие представлено выступлениями на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров - деловой стиль речи, предполагает использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз, отсутствие экспрессии. Социально-бытовое красноречие представлено поздравлением юбиляра, напутствием директорам школ, речь на собрании выпускников - эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер. Особенностью академического красноречия (доклад, выступление на конференциях) в организации является предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста, что требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

2. Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составля­ет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, то есть облада­ет способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппо­нента.

3. Основное внимание в организации уделяется речевому (вербальному) общению и умению организовать его в различных формах с применением в каждом случае своих особых методик и процедур.

4. Пожалуй, одной из самых распространенных форм общения между сотрудниками является беседа и в каждом случае имеется своя специфика, определенная методика, правила реализации. Беседа может протекать между равными по своему социальному и интеллектуальному уровню партнерами, между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной. Очевидно, что целью случайной, незапланированной беседы может быть просто приятный, необременительный диалог, когда каждый из собеседников старается быть вежливым, учтивым собеседником и тема их непринужденного разговора должна быть интересной для каждого из них. Особенно соблюдается это хитрое правило в беседе с женщиной. Профессионализм, хорошее воспитание, высокий уровень интеллекта, знание правил этикета позволяют избежать пошлости, стереотипа в выборе тем и в манере ведения беседы.

Тон приказа уместен только при экстремальных ситуациях, просьба или поручение действуют эффективнее, чем приказ. Успех деловой беседы во многом зависит от знания психических и интеллектуальных особенностей собеседника, его проблем и желаний. Обычно собеседник реагирует на слово эмоционально - мимика, жест, интонация, выражение лица позволяют определить его реакцию на сказанное и внести необходимые коррективы.

Следует отметить, что сотрудники абсолютно уверенные в силе своей аргументации и, что еще опасней, недооценивающие ум и профессионализм оппонента, вызывают явное или скрытое противодействие. Навязчивость, неумеренный пафос, панибратство, скрытые угрозы, шантаж обычно дают обратный эффект, снижают эффективность делового общения.

5. В процессе делового разговора специалисты всегда стараются подготовить собеседника к общению, помня о важности создания атмосферы доверительности, симпатии (то, что психологи называют аттракцией), и начинают разговор с общих положений, которые не могут вызвать у собеседника отрицательных реакций. Важно вновь подчеркнуть, что любое деловое общение должно иметь ясную цель, еще лучше, если эта цель сформулирована так, чтобы она стала общей для обеих сторон. Разумность принимаемого решения во многом зависит от объективной констатации сильных и слабых сторон своей позиции, как и мнений других участников разговора. Зная или выяснив расхождения в понимании цели (или путей, ведущих к ней) и подчеркнув уважительное отношение к праву оппонента иметь собственное мнение, рассматриваются различные варианты достижения паритетного соглашения. Когда в разговоре, совещании принимают участие несколько человек, то первым выслушивают мнение того, кто занимает более низкое служебное положение, то есть предоставляют слово в очередности, обратной официальному статусу участников совещания. Непоправимый урон деловому общению может быть нанесен, если решение обсуждаемый проблемы будет зависеть не от объективных критериев, а от симпатии или антипатии, от межличностных отношений с позиций личных выгод и амбиций, когда фактически обсуждается не проблема, а ее носитель. В такой ситуации, если решение принимается, то оно носит скорее характер сговора, альянса, а не делового общения. Особую тактичность сотрудники проявляют, если необходимо давать советы, планировать совместные действия. Но прагматично мыслящие специалисты считают, что беседа эффективна, если она является средством получения, а не выдачи информации.

Практика показывает, что другая опасность подстерегает участников делового разговора, если один из них непоколебимо убежден в своей абсолютной правоте. Достижение компромисса в такой ситуации крайне затруднено, а само ведение разговора оставляет тягостное впечатление. Крайне неприятное впечатление производит низкая культура деловой речи, изобилующей словами - паразитами: «так сказать», «значит», «это самое». Иногда собеседник настолько увлекается своей речью, что не замечает многозначности своих суждений и может попасть в неловкое положение. Можно привести такой пример ораторского искусства: «Другой наш фермер широко применяет разовые опоросы. Он уже покрыл 145 разовых свиноматок, что дало в итоге около 1200 поросят. В следующем году он надеется покрыть еще больше» [5].

6. В каждой ситуации общения в организации используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться, а после подкрепить согласие конкретными действиями. Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием (или даже подсознанием!) собеседника включает также и речевые стратегии. Это набор приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди стремятся во всем найти смысл!). Знание приема помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не бывает излишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы. Среди речевых стратегий в организации наиболее распространены следующие - трюизмы и визуальное связывание.

Трюизмы, то есть банальные истины. Коварство этого приема состоит в том, что с банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа» [8]: для получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да». Когда мы говорим «да», это означает наше согласие, а вместе с ним - осознание того, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается.

Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких «да», мы уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе. И в дело вступает следующий прием. Этот вид стратегии часто используется в деловых переговорах, и референту необходимо в совершенстве владеть им.

Визуальное связывание - это прием комбинированный, а потому еще более мощный, поскольку задействованными оказываются и визуальный, и слуховой каналы восприятия. Это когда кандидат выступает на фоне демонстрации каких-нибудь положительных, мотивирующих картинок, к которым он лично не имеет ни малейшего отношения.

Таким образом, проанализировав использование элементов ораторского искусства в деятельности сотрудников и руководителя, в качестве основных причин, мешающих продуктивному общению, можно выделить следующие:

1. Использование обидных, некорректных слов, различных колкостей;

2. Манипулирование собеседником, попытки интерпретировать слова другого человека (например: «Ты молчишь, потому что тебе нечего сказать»);

3. Использование менторского тона;

4. Использование слов «всегда», «никогда»;

5. Приписывание другому невысказанных им мыслей (например: «Ты думаешь...»);

6. Неумение выслушать мнение собеседника;

7. Перебивание собеседника, невнимательное отношение к части важной информации;

8. Использование в речи уменьшительных или увеличительных суффиксов существительных (например: «понедельничек», «календарики», «связюшки»);

9. Использование в речи жаргонных выражений (например: «черт», «дрянь»), а также засорение речи словами-паразитами (например: «ну», «значит», «так сказать», «как бы», «там»);

10. Использование прямых указаний;

11. Неумение производить впечатление на слушателей во время публичных выступлений, например, во время совещаний, конференций, собраний.

Проведя анализ элементов ораторского искусства в деятельности сотрудников и руководителя, используемых в Управлении образованием, мы выявили существенные недостатки, которые мешают эффективной работе организации. Одной из главных проблем организации является неэффективное использование элементов ораторского искусства, коммуникационных приемов делового общения. Это связано, в большей степени, с неумением грамотно использовать на практике элементы ораторского мастерства, с незнанием требований, предъявляемых к ораторской речи.

Таким образом, для решения данной проблемы мы предлагаем внести в деятельность Управления образованием рекомендации по повышению уровня эффективности ораторской речи современного менеджера. Немаловажное значение также имеет специфическое отношение руководства к ошибкам. Руководитель должен научиться анализировать ошибки, выявлять причины их появления и, соответственно, принимать решение о ликвидации последствий.

Однако в первую очередь сотрудникам организации, необходимо знать требования, предъявляемые к ораторской речи.

Искусство ораторской речи является просто незаменимым навыком практически в любой сфере нашей жизни. Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и тому подобное. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и так далее. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности.

Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.

К ораторской речи предъявляются требования правильности, точности, краткости и доступности речи. Рассмотрим каждое из них в отдельности [3].

Первое и непременное требование к ораторской речи - правильность речи. Хотя нормы устной деловой речи не так строги, как у ее письменной формы, говорящие обязаны стремиться к правильности своего языка. Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить (если не вслух, то про себя) наиболее очевидные ошибки в речи беседующего с ними партнера. К тому же пока вы не будете твердо знать, что ваша речь с точки зрения ее лексико-стилистических норм является правильной, вам не избавиться от ощущения неуверенности. Только полная уверенность в этом отношении дает возможность сосредоточиться не на словах, а на деле.

Чтобы речь была правильной, слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением. Между тем ошибки в словоупотреблении - наиболее распространенный речевой недостаток участников деловых разговоров. Возьмем такой пример: «Погода сопутствоваларазгрузке платформ» (вместо «благоприятствовала»). В данном случае использовано слово без учета его семантики.

Грубые лексические ошибки в речи могут быть вызваны ложными ассоциациями, которые часто возникают под влиянием неправильного выбора паронима. Нередко путают слова «статут» и «статус», «апробировать» (то есть дать официальное одобрение на основании проверки) и «опробировать» (то есть подвергнуть испытанию, пробе до применения). Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать лексическую сочетаемость слов, то есть их способность соединяться друг с другом. Непроизвольное нарушение лексической сочетаемости - весьма распространенный недостаток устной речи. Нередко встречается неправильный выбор предлога или неуместное его использование, например: «Дирекция указала о том, что...» (надо: указала на то, что...). «Фирма-поставщик настаиваето том, чтобы...» (надо: настаивает на том, чтобы...).

Точность и ясность речи - важнейшее требование к любой форме ораторской речи. Под точностью деловой речи понимается соответствие высказываний мыслям. Чтобы речь была точной, нужно употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. Точность и ясность высказываний взаимосвязаны. Точность придает им ясность, а ясность высказываний вытекает из их точности.

В деловой речи менеджера часто встречаются слова, не ставшие общеупотребительными, но активно используемые в деловой сфере. Это так называемые профессионализмы, которые служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции и так далее. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера [2].

Слова-паразиты, это языковое явление. Это такая же проблема, как и проблема правильного выбора слов. Слова-паразиты - это помеха, причем немалая. Они делают речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность. Как правило, эти слова доказывают: вы не уверены в том, что говорите. Однако многие так привыкли к ним, что заполняют ими все паузы в речи. Паузы между предложениями, группами слов, выражающими законченную мысль, должны быть. Нет необходимости заполнять их чем-либо. Кроме того, непрерывно произнося какие-либо звуки, вы лишаете себя тех ничем не занятых мгновений, во время которых можно спокойно подумать о том, что сказать собеседнику.

Точность и ясность ораторской речи обусловлена не только целенаправленным выбором слов и выражений. Не менее важен выбор грамматических конструкций, предполагающий точное следование нормам связи слов во фразе. Возможность по-разному объединять слова в словосочетания порождает двусмысленность. Так, двузначна конструкция: «В других товарах подобные маркировки отсутствуют» (другие товары или подобные маркировки отсутствуют - неясно).

Краткость - важнейшее требование к любой форме ораторской речи менеджера, поскольку такая речь характеризуется, как мы уже отмечали, сугубо прикладным характером в подаче сообщаемых сведений. Это означает, что менеджер не злоупотребляет временем и терпением слушателя, избегая ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь цели, которую можно сформулировать следующим образом: по возможности точнее и короче изложить слушателям суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены.

Определения нужны для слов, значения которых собеседники не знают, и для терминов, употребляемых говорящим в особом смысле. Обычно самый выразительный способ дать определение какого-нибудь понятия заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду» - и затем изложите конкретный случай, который типичен для этого понятия.

Одним из важных деловых контактов является взаимоотношение руководитель-менеджер. Поскольку менеджер является первым помощником руководителя, он должен выполнять работу в его стиле. Фактически менеджер является личным организатором руководителя, помогает ему в планировании рабочего времени, а также в выполнении намеченных мероприятий, освобождая от выполнения вспомогательных технических операций, фильтрует потоки корреспонденции, телефонных вызовов и посетителей.

К сожалению, на практике менеджер часто встречается с такой трудностью, как необязательность руководителя в отношении информации о его местопребывании, что создает большие трудности. В таких случаях менеджер имеет право прямо спросить, куда уходит руководитель и когда вернется.

Следует учесть, что не все руководители умеют рационально планировать свое рабочее время. Помочь руководителю в этом - задача менеджера. Необходимо последовательно, но не навязчиво воспитывать потребность в планировании времени. Желательно вместе с руководителем ежедневно уточнять намеченные мероприятия на следующий день. Делать это можно во время утреннего доклада о текущих делах и корреспонденции или во время вечернего доклада. Одна из главных задач менеджера - быть чутким посредником между руководителем и подчиненными. Он должен приложить максимум усилий для создания благоприятной обстановки и деловых отношений с другими сотрудниками. Менеджеру важно установить деловые контакты с сотрудниками различных подразделений своего предприятия. В некоторых случаях менеджеру приходится выступать от имени руководителя. Очень важно уметь вежливо и четко давать нужные указания, контролировать их выполнение [4]. Во время публичных выступлений следует соблюдать следующие требования: отчетливое произношение, хорошо поставленный голос; нормальный и средний темп речи; соразмерность силы голоса; последовательность и четкость объяснений, убедительность и логичность приводимых доводов; понятность языка выступлений; простота и ясность изложения; краткость выступлений;образность выражений, поэтичность речи; использование прямых обращений.Конечно, прежде всего, следует отметить, что ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.

Таким образом, требования к ораторской речи: простота и ясность изложения; последовательность и четкость объяснения; убедительность и логичность приводимых доводов; нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы). Требования к форме ораторской речи: отчетливое произношение; нормальный и средний темп; соразмерность силы голоса; смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами; богатый словарный запас и отсутствие лишних слов или выражений.

Успешная деятельность организации, ее имидж в определен­ной степени зависят от того, насколько правильным языком разговаривают ее руководители и служащие, насколько гра­мотно и литературно они ведут переписку. Невозможно переоценить значение речи (словесного об­щения) для руководителя. Это:

- инструктаж подчиненных;

- выступление на собрании, совещании;

- постановка задачи;

- дружеская и воспитательная беседы;

- анализ ошибок подчиненных.

Менеджер находится в постоянном общении: в непосред­ственном диалоге (с подчиненными, руководителем, сослу­живцами, посетителями офиса) и опосредованном (телефон, электронная почта).

В общении с другими людьми менеджер проводит значи­тельную часть рабочего времени, поэтому ему необходимо владеть навыками ораторской речи. У менеджера любого ранга, который ежедневно, ежечасно общается с людьми, нет ничего, кроме Слова. И лишь с его помощью менеджеру необходимо создать такие условия, чтобы коллектив трудился с максимальной отдачей. В этом может помочь лишь владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и чётко. Одним словом - владение ораторским искусством. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия менеджера обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию. Однако лишь информативность публичного выступления не даёт желаемого эффекта, необходима ещё и её эмоциональная содержательность [6].

Исходя из вышеизложенного, мы разработали рекомендации по повышению уровня эффективности ораторской речи современного менеджера. Менеджеру, который выступает перед большим коллективом, следует помнить:

  1. Необходимо заранее чётко и лаконично сформулировать цель, то есть ту идею, ради которой руководитель выступает.

  2. Следует прибегать к понятным коллективу речевым стандартам и стереотипам.

  3. Выступать рекомендуется не с трибуны, а выйдя вперёд, ближе к аудитории.

  4. В случае некоторой враждебности разрядить ситуацию поможет юмор.

  5. Желательно заранее заручиться поддержкой некоторых сотрудников относительно темы выступления.

  6. Необходимо заранее подготовить ответы на возможные деловые и провокационные вопросы.

Конечно, также необходимо выстроить алгоритм выступления. Он может быть следующим (если воспользоваться рекомендациями оратору Марка Туллия Цицерона) [7]:

- определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели;

- продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину);

- с самого начала своей речи расположить к себе слушателей;

- кратко сформулировать спорную проблему;

- подкрепить свою позицию чёткими доводами;

- эффектно завершить выступление.

Однако менеджер, владеющий ораторским искусством, должен уметь пользоваться не только активной речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной речью, то есть обладать способностью воспринимать и оценивать аргументы подчинённых. Менеджер обычно работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией, поэтому обязан:

- уметь формулировать цели и задачи диалога;

- владеть всеми формами делового общения: беседа, спор, полемика, дискуссия, прения, диспут, деловое совещание, «круглый стол», командная деловая игра, переговоры, торги;

- иметь навык доказывать и обосновывать, чётко аргументировать и ненавязчиво убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений, компромиссов, корректировать поведение оппонента и его оценки;

- владеть речевым и служебным этикетом и уметь его использовать.

Таким образом, предложенные рекомендации по повышению уровня эффективности ораторской речи современного менеджера в настоящее время помогут практически в любой ситуации добиться положительного эффекта, а именно высокой отдачи трудового коллектива. Данные рекомендации можно использовать в Управлении образованием администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, так как сотрудникам организации необходимо реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решении, не го­воря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, деловое общение является связующим про­цессом, а владение навыками ораторской речи будет способствовать успеху как отдельного работника, так и органи­зации в целом.

Проанализировав настоящее положение Управления образованием администрации муниципального образования Усть-Лабинский район можно увидеть, что именно упор на развитие и совершенствование навыков ораторской речи может принести ей большие результаты.

Данная тема для исследования выбрана не случайно, так как ораторское искусство - это один из немногих видов искусства, которое в настоящее время вторгается в жизнь каждого человека, потому что наша жизнь строится на общении. В настоящее время знание вопросов рассмотренных в дипломной работе играет важную роль в эффективной профессиональной деятельности современного менеджера. Так как владение навыками ораторской речи, искусством публичного выступления с целью убеждения являются важной составной частью в сфере менеджмента.

Анализируя специальную литературу, мы акцентировали внимание на важных, с нашей точки зрения, вопросах: видах ораторской речи, основных элементах речевого мастерства менеджера.

Нами выявлено, что слово - это самое сильное оружие человека, а ораторское искусство - это умение влиять на людей при помощи речи. Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике

И далее нами установлено, что ораторская «речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному содержанию, но и способу изложения, по тому, как она исполняется, по степени эмоциональности и по составу и характеру терминологии.

Нами выделен материал, касающийся исследования вопроса об элементах речевого мастерства менеджера.Представлены причины, обусловливающие необходимость умелого использования речевого воздействия. От того насколько менеджер владеет культурой речи, зависит эффективность методов управления коллективом и отдельными сотрудниками. Мы определили, что в понятие культуры речи менеджера входит: культура письменной и устной речи, строгое соблюдение норм литературного языка, точный выбор и организация языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации, знание норм устных публичных выступлений.

Итак, уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь менеджера - это в определенной мере показатель его уважения к клиентам. Действительно грамотного менеджера отличает глубина и ясность мысли, логичность и аргументированность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять высказывания.

Таким образом, в данной работе мы разработали рекомендации, которые следует использовать менеджеру для повышения уровня эффективности ораторской речи: четко и лаконично формулировать цели и задачи диалога; владеть всеми формами делового общения: беседа, спор, полемика, дискуссия, прения, диспут, деловое совещание, «круглый стол», командная деловая игра, переговоры, торги; доказывать и обосновывать, чётко аргументировать и ненавязчиво убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений, компромиссов, корректировать поведение оппонента и его оценки; владеть речевым и служебным этикетом и уметь его использовать; прибегать к понятным коллективу речевым стандартам и стереотипам; выступать рекомендуется не с трибуны, а выйдя вперёд, ближе к аудитории; в случае некоторой враждебности разрядить ситуацию юмором; заранее подготовить ответы на возможные деловые и провокационные вопросы; все особо важные вопросы, которые касаются всего коллектива, следует с этим коллективом обсудить, выслушать все мнения и принять общее решение. Менеджер должен уметь красноречиво выступать перед коллективом, вести диалог, правильно отдавать приказы и конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Помочь ему в этом может лишь ораторское искусство. В данной работе были приведены основные приемы ораторского мастерства, использование которых позволит менеджеру добиться максимальной отдачи от сотрудников, а совершенствованиеречевого мастерства менеджера будет способствовать повышению уровня эффективности его деятельности. Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

Однако следует помнить, что одного знания недостаточно. Основное правило ораторского искусства гласит: «Практика, практика и еще раз практика!»

Список литературы:

  1. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Изд-во «Азбука», 2000.

  2. Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 2000

  3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

  4. Рождественская Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя // Народ. образ. - 2001. - № 1.

  5. Рождественская Н. Управленческая коммуникация: деловое совещание // Народ. Образ. - 2001. - № 5.

  6. Технология делового общения / Авт.-сост. Кузнецов И.Н. - Минск: Экономпресс, 1999.

  7. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. - М.: Наука, 1972.

  8. http://besonus.narod.ru/ritorika.htm (Ораторское искусство и культура речи руководителя)

15

Просмотров работы: 27560