Сегодня одним из методов проведения оценки является статистический анализ, которым и будем руководствоваться в данной статье. Однако для начала определим значение категории «инвестиции» и «инвестиционной деятельности».
В настоящее время различные авторы по-разному определяют понятие «инвестиции».
Так Г. И. Рузавин, в своей работе «Основы рыночной экономики», считает, что «инвестиции – расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда» [1].
В Российском законодательстве инвестиции рассматриваются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [2].
Инвестиции также можно определить как долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.
Несомненно, можно привести большое количество определений понятия «инвестиций», однако все они содержат общую существенную черту – связь инвестиций с получением дохода или полезного эффекта.
В свою очередь инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта) [3].
Инвестиции выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики как государства так и региона. Инвестиции являются основой для:
– осуществления политики расширенного воспроизводства;
– ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
– структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
– создания необходимой сырьевой базы промышленности;
– гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных услуг;
– смягчения и разрешения проблемы безработицы;
– охраны природной среды;
– конверсии военно-промышленного комплекса;
– обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
– недопущение чрезмерного износа основных фондов;
– повышения технического уровня производства;
– повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
– приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
– для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли [4].
Одним из важных вопросов при рассмотрении проблем развития региона является привлечение инвестиций в экономику региона.
Для привлечения инвестиций на территорию региона необходимы как субъективные, так и объективные условия и предпосылки. К субъективным факторам такого рода относится деятельность органов власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию. К объективным относятся экономико-географические факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов.
Инвестор, осуществляющий поиск места размещения бизнеса, всегда тщательно исследует инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представить инвесторам сама власть. Поэтому для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика региона, то есть иметь стратегический план развития.
Высокий уровень налогообложения, несовершенство экономического законодательства, отсутствие системы гарантий и страхования иностранных инвестиций, большие политические риски, не защищенность личности и собственности инвесторов – таковы основные причины нежелания инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.
В настоящее время инвестиционная деятельность в Республики Мордовия регулируется ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а также законом РМ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия». В данном законе определены организационно-правовые гарантии субъектам инвестиционной деятельности, обеспечивающие равные права инвесторам, в том числе право претендовать на государственную поддержку, вне зависимости от организационно-правовой формы и страны происхождения капитала. Законом также устанавливаются основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности. В качестве основополагающего выбран разрешительный механизм предоставления поддержки субъектам инвестиционной деятельности [5].
Сегодня основными целями инвестиционной деятельности Республики Мордовия являются: увеличение объемов производства, повышение экономического потенциала республики, рост благосостояния, создание новых рабочих мест.
Республика Мордовия располагая значительным промышленным и научно-исследовательским потенциалом, развитой строительной базой, хорошей транспортной инфраструктурой, современными телекоммуникациями, большими резервами для подъема сельского хозяйства, открывает тем самым широкие возможностидля реализации здесь перспективных, наукоемких проектов и соответственно привлечения инвестиций в регион.
В 2011 г. объем инвестиций в основной капитал республики составил 46,6 млрд. р. и по сравнению с 2009 г. увеличился на 42,9 %. Объем инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия за период 2000-2008 гг. имел тенденцию к увеличению. И лишь в 2009 г. наблюдается резкое падение, связанное с разразившимся кризисом 2008 г. (Рисунок 1).
За период с 2001 по 2011 гг. объем инвестиций в основной капитал увеличился почти в 9 раз.
Рисунок 1 – Объем инвестиций в основной капитал Республики Мордовия
По объему инвестиций в основной капитал Республика Мордовия в 2011 году в Приволжском федеральном округе занимает 11 место, а по России 60 место.
Важным вопросом является определение источников финансирования инвестиций, так как большинство серьезных проектов, связанных с развитием республики Мордовия, реализуются именно с участием привлеченного капитала, который является основным источником инвестиций (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республики Мордовия (в процентах к итогу)
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Инвестиции в основной капитал – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по источникам финансирования: |
|||||
собственные средства |
34,3 |
32,9 |
23,3 |
24,2 |
27,7 |
из них прибыль, остающаяся в распоряжении организации |
17,9 |
20,0 |
7,7 |
9,5 |
7,5 |
привлеченные средства |
65,7 |
67,1 |
76,7 |
75,8 |
72,3 |
из них бюджетные средства |
25,5 |
22,1 |
25,8 |
33,5 |
42,3 |
из них: |
|||||
федерального бюджета |
13,5 |
13,1 |
14,5 |
21,9 |
21,7 |
бюджета Республики Мордовия |
11,5 |
8,4 |
11,1 |
10,5 |
18,5 |
По таблице 1 видно, что основная часть финансирования в 2011 г. происходит за счет привлеченных средств – 72,3 % и лишь 27,7 % – составляют собственные средства.
В целом за этот период отмечается снижение удельного веса собственных средств, в структуре инвестиций в основной капитал с 34,3 % в 2007 г. до 27,7 % в 2011 г., и увеличение привлеченных средств с 65,7 % в 2006 г. до 72,3 % в 2011 г. Увеличение доли привлеченных средств происходит за счет кредитов банков, иностранных вкладов, а также значительной доли бюджетных средств.
Большинство серьезных проектов, связанных с развитием республики Мордовия, реализуются именно с участием привлеченного капитала, который является основным источником инвестиций.
Наибольшая доля всех инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) направлено на развитие обрабатывающих производств – 32,2 %; транспорта и связи – 16,5 %; на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 12,7 %; в сельское хозяйство – 8,6 %; на предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 13,3 %. В общем объеме инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие организационных видов деятельности «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (22,3 %), «производство пищевых продуктов, включая напитки» (4,5 %), «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (2,6 %), «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (1,6 %), «производство транспортных средств и оборудования» (0,4 %), «обработка древесины и производство изделий из дерева» (0,2 %), «химическое производство» (0,2 %), «производство резиновых и пластмассовых изделий» (0,2 %), «прочие производства» (0,1 %). В структуре инвестиций преобладают машины, оборудование и транспортные средства.
Приоритетность вышеприведенных отраслей связана с тем, что они более прибыльны, здесь выше скорость оборота вложенного капитала.
Инвестиции по направлениям вложений направлены, прежде всего, на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона. Особую тревогу вызывает незначительный уровень вложений в такие направления развития, как образование, здравоохранение и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, а также низкие финансовые вложения в рыболовство, рыбоводство, добычу полезных ископаемых, гостиницы и рестораны, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий. Все это объясняется бедностью данными ресурсами и не достаточным уровнем развития данных отраслей.
Рост инвестиций оказал позитивное влияние на строительство и связанные с ним обрабатывающие производства. Однако в процессе региональных конкурсных отборов инвестиционных проектов выявлено, что главным ограничивающим фактором участия в них является инерционность мышления многих потенциальных участников, которые, несмотря на позитивные изменения условий участия в конкурсах, по-прежнему считают эти условия непрозрачными и не принимают в них участия.
На фоне низкой инвестиционной активности местных предприятий существенной проблемой становится низкий приток прямых инвестиций из-за пределов Республики Мордовия, в том числе иностранных.
Рисунок 2 – Динамика поступления иностранных инвестиций в Республику Мордовия
Объем иностранных инвестиций в 2011 г. составил 139,9 млн. долларов США и по сравнению с 2009 г. увеличились в 2,4 раза. Из рисунка 2 видно, что объем поступления иностранных инвестиций в республику Мордовия имеет неравномерный характер. Это связано с весьма не эффективной политикой региона по привлечению иностранных инвестиций.
Основными странами, осуществляющие значительные вложения в республику Мордовия являются Федеративная Республика Германия, Республика Беларусь, Казахстан, США, Нидерланды и Чешская Республика.
Несмотря на положительную тенденцию поступления инвестиций в основной капитал Республики Мордовия, все-таки имеется круг проблем, характерные для инвестиционной сферы региона. Среди которых:
– низкий уровень инвестиционной привлекательности региона. Так согласно рейтинговому агентству ЭКСПЕРТ РА республика относится к группе регионов с незначительным потенциалом – умеренным риском. Среди регионов России регион по инвестиционному потенциалу в 2011 г. занимает 66 место, а по инвестиционному риску 60 место.
– отсутствие природно-ресурсного потенциала.
– низкий приток иностранных инвестиций.
– незначительный уровень вложений в такие направления развития, как образование, здравоохранение и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.
Создание условий для устойчивого экономического роста невозможно без осуществления сдвигов в инвестиционной сфере.
В настоящее время развитие экономики находится на том этапе, когда рост производства и улучшение финансовых показателей должны быть подкреплены масштабным обновлением основных фондов. Именно обновление основного капитала является предпосылкой дальнейшего улучшения социально-экономического положения Республики Мордовия.
Важная цель макроэкономической политики – обеспечить доступность долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Сегодня коммерческие банки в значительной мере удовлетворяют потребности экономики в краткосрочных ресурсах, но пока не способны аккумулировать и предоставлять ресурсы долгосрочного характера.
Поэтому необходимо создать благоприятные условия для деятельности институциональных инвесторов, а также рынка ипотечных услуг, лизинга, которые в короткие сроки способны увеличить объемы долгосрочных инвестиций, а также развитие банковского сектора.
Необходимо также обеспечить увеличение числа объектов и способов инвестирования средств, доступных для средних и мелких инвесторов, в первую очередь для граждан, в том числе путем внедрения на рынок эмиссионных ипотечных ценных бумаг, предусматривающих различные условия участия их собственников в распределении прибыли на инвестированный капитал.
Развивая международные связи, необходимо развитие и совершенствование таких прогрессивных форм сотрудничества, как научно-техническая и производственная, обмен услугами, участие в транснациональных корпорациях и межрегиональных ассоциациях. Это поможет республики организовать рациональное использование собственного потенциала.
Анализ перспективных возможностей экономики свидетельствует о том, что вполне реально поддерживать и улучшать экономическую ситуацию за счет более полного и рационального использования собственного и ресурсного потенциала. Поэтому важно придерживаться разрабатываемой концепции развития республики. Она предполагает осуществление социально-экономической и научно-технической политики, в результате которой регион за счет собственного потенциала, а также взаимодействия с внерегиональными структурами сможет удовлетворить свои потребности. Необходимо, чтобы главным звеном этой концепции являлись финансовые рычаги и стимулы, способствующие росту доходов предприятий и населения как главного источника благосостояния республики.
В настоящее время экономически привлекательно для реального сектора экономики республики является развитие ипотечного кредитования, так как оно является способом создания и привлечения дополнительных ресурсов для поддержания и развития материального производства и выступает средством перераспределения имущества в тех случаях, когда другие юридически невозможны или экономически нецелесообразны. Особую роль ипотечное кредитование играет в развитии малого бизнеса, жилищного строительства, поскольку позволяет получить недорогой долгосрочный инвестиционный кредит.
В последние годы большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта, в частности, строительству объектов спортивного назначения, проведение различного рода соревнований, как регионального, российского, так и международного масштаба, что непосредственно благоприятно влияет на имидж республики.
Немалую роль играет разработка приоритетов инновационного развития. Первым шагом в их формировании должна стать оценка собственных возможностей предприятий различных отраслей в развитии инновационной деятельности, то есть оценка их инновационного потенциала, составление рейтинга инновационно-активных отраслей промышленности Республики Мордовия.
В настоящее время активизация инвестиционной деятельности в республике требует последовательного решения следующих задач:
– разработка и введение в действие эффективных законодательных и экономических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов, создания равных конкурентных условий всем инвесторам независимо от формы собственности, обеспечения благоприятного налогового режима для привлечения инвестиций;
– отказа от практики необоснованного вмешательства в дела бизнеса, преодоление административных ограничений на пути развития малого и среднего предпринимательства, создания единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одного окна», совершенствования деятельности контролирующих организаций;
– для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики необходимо дальнейшее развитие различных форм международного сотрудничества, в том числе расширение участия Мордовии в программах правительственных организаций зарубежных стран и международных организаций, заключение новых соглашений с регионами и зарубежными странами;
– постоянное участие в рейтингах инвестиционной активности субъектов Российской Федерации, а также проведение регулярных рейтингов инвесторов, опубликование рейтинговых оценок;
– организация и проведение инвестиционных выставок, конференций, семинаров, «круглых столов», проведение презентаций Республики Мордовия в привлекательных и перспективных регионах России.
– развитие государственно-частного партнерства в целях поддержания социальной сферы.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе в развитии инвестиционной политики республики должен быть сделан основной акцент на формирование высококонкурентных секторов экономики, переориентации инвестиционной деятельности на расширение производственного потенциала на базе современных технологий и накопленного научного потенциала и интенсивного обновления основных фондов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1 Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 315 с.
2 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Игонина Л. Л. Инвестиции / Л. Л. Игонина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2010. – 749 с.
4 Русавская А. В. Инвестиции и инвестиционный потенциал регион / А. В. Русавская // Финансы и кредит. – 2012. – № 1. – С. 24-26.
5 О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : Закон Респ. Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 6-З. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Мордовия: Стат. Ежегодник / Мордовиястат. – Саранск, 2012. – 444 с.
9