ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9 – 10 ЛЕТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9 – 10 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация к научной работы.

Научная работа направлена на исследование наиболее эффективной методики тренировки основных физических качеств юных легкоатлетов 9-10 лет. Эта проблема актуальна на сегодняшний день, т.к. о спортивной тренировке на этапе начальной подготовке можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты спортивно-тренировочного процесса здесь лишь намечаются. Занятия строятся в основном по типу широкой общей физической подготовки с комплексным использованием доступных средств всестороннего физического воспитания и общего спортивного образования.

Практика показывает, что для плодотворной работы с юными спортсменами тренерам необходимы серьезные знания методических основ подготовки спортсменов, так как этот этап является фундаментом для будущих высоких спортивных достижений.

Эксперимент проводился на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР №1, в легкоатлетическом манеже «Гармония» с сентября 2011 г. по май 2012 г. В исследовании приняло участие 30 спортсменов, 15 человек в экспериментальной и 15 человек в контрольной группах.

Перед провидением исследования было выяснено, что большинство педагогов - тренеров детско-юношеской спортивной школы по легкой атлетике г. Томска работают по методике Н.Г. Озолина. Поэтому в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по данной методике, преимущество в которой отдавалось беговой работе.

Экспериментальная группа занималась по методике Ю.В. Верхошанского, преимущество в этой методике отдавалось прыжковым упражнениям.

Исследование проходило в 3 этапа.

На 1-м этапе проводилось предварительное тестирование для выявления общей физической подготовленности юных легкоатлетов.

Полученные результаты педагогического тестирования свидетельствовали, что исходные величины показателей в контрольной и экспериментальной группах не имели статистически значимого различия.

На втором этапе учебно-тренировочного процесса в контрольную и экспериментальную группу были внедрены разработанные планы тренировок соответственно с преимущественной направленностью беговой и прыжковой работой.

На третьем этапе было проведено заключительное контрольное тестирование уровня общей физической подготовленности двух групп и сравнение их результатов.

Проведенные исследования показали, что тренировки с прыжковой направленностью по методике Ю.В.Верхошанского более эффективны для развития основных физических качеств юных легкоатлетов, чем тренировки с беговой направленностью по методике Н.Г. Озолина.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9 - 10 ЛЕТ.. 9

1.1 Характеристика прыгучести.. 9

1.2 Особенности начальной подготовки легкоатлетов. 17

1.3 Планирование спортивной тренировки легкоатлетов. 21

1.4 Содержание и построение малых и средних тренировочных циклов легкоатлетов. 25

1.5 Средства оценки подготовленности спортсменов в легкой атлетике. 26

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.1 Методы исследования. 30

2.2 Организация исследования. 32

ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ Ю.В. ВЕРХОШАНСКОГО В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9 - 10 ЛЕТ.. 33

3.1. Предварительные результаты исследования уровня физической подготовки юных легкоатлетов 33

3.2 Особенности методики Ю.В. Верхошанского и Н.Г.Озолина.. 34

3.3.Оценка эффективности использования прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9 - 10 лет. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44

ВЫВОДЫ... 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 46

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ А 1. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 1. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 57

ПРИЛОЖЕНИЕ В 1. 59

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ОРУ - общеразвивающие упражнения.

ОФП - общефизическая подготовка.

СДЮСШОР - специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.

СФП - специальная физическая подготовка.

ТП - техническая подготовка.

ВВЕДЕНИЕ

Вместе с возникновением и развитием системы физического воспитания создавалась также одна из неотъемлемых ее частей - система спортивной тренировки.

Тренировка стала средством не только достижения высоких спортивных результатов, но и средством всестороннего физического развития, укрепления здоровья, повышения уровня работоспособности человека [1].

Эволюция методики тренировки в легкой атлетике в наибольшей степени прослеживается на уровне высшего спортивного мастерства, на опыте сильнейших спортсменов и ведущих тренеров.

Эта методика была тем ориентиром, на который равнялась массовая легкая атлетика, из которой черпали новые идей все тренеры и спортсмены. Такая преемственность позволяла прокладывать новые пути к достижению высоких спортивных рубежей [2].

Изменения, происходящие в современном спорте, меняют само понятие и представление о тренерской деятельности. В настоящее время в спорте, как и в других областях человеческой деятельности, пришло время объединения специалистов в творческие коллективы. Тренер перестает быть одиночкой, он возглавляет и направляет тренировочный процесс, осуществляя координацию специалистов, окружающих спортсменов [19].

Практика показывает, что для плодотворной работы с юными спортсменами тренерам необходимы серьезные знания методических основ подготовки спортсменов высших разрядов и твердые общие представления о специфических особенностях многолетней подготовки детей [20].

В настоящее время существует несколько методик подготовки юных легкоатлетов на начальном этапе. Этот этап является фундаментом для будущих высоких спортивных достижений.

В подготовке юных атлетов используются прыжковые, беговые, силовые, скоростно-силовые упражнения и различные игры. Эти средства используются в различных соотношениях и последовательности на этапах, мезоциклах, микроциклах. Например, В.А. Креер [9] и Ю.В. Верхошанский [3] предлагают на этапе начальной подготовки предпочтение отдавать прыжковой работе, а Н.Г. Озолин и В.В. Тепфер [13] - беговой подготовке.

В частности, в СДЮСШОР №1 по легкой атлетике г. Томска, где и проводилось данное исследование, преимущественно используется методика Н.Г. Озолина.

Таким образом, является актуальным в исследовании определить наиболее эффективную методику тренировки для развития основных физических качеств легкоатлетов 9 - 10 лет на начальном этапе.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс детей 9 - 10 лет на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования: тренировочная программа на основе методики Ю.В. Верхошанского и Н.Г. Озолина для развития основных физических качеств легкоатлетов на этапе начальной подготовки.

Цель исследования: оценить эффективность тренировок с прыжковой и беговой направленностью легкоатлетов на начальном этапе подготовки.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу об особенностях легкоатлетической подготовки детей 9 - 10 лет.

2. Выявить особенности разработанных планов тренировок с преимущественной направленностью прыжковой и беговой подготовкой соответственно для экспериментальной и контрольной групп для развития основных физических качеств легкоатлетов 9 - 10 лет.

3. Оценить эффективность реализации разработанных планов для легкоатлетов 9 - 10 лет с помощью контрольных тестов в условиях педагогического эксперимента.

Гипотеза: предполагается, что использование методики Ю.В. Верхошанского с прыжковой направленностью в тренировке юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки позволит достичь более высоких результатов в таких контрольных тестах легкой атлетики как - прыжки в длину, тройной прыжок, бег 60 м., бег 150 м, по сравнению с методикой Н.Г. Озолина.

Структура и объем бакалаврской работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Материал бакалаврской работы изложен на 59 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 5 рисунков, 6 приложений. Библиографический указатель содержит 33 источника.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9 - 10 ЛЕТ

1.1 Характеристика прыгучести

Прыгучесть - очень важный момент во всех видах легкой атлетики. Многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности [28, 33].

Это качество довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено [4].

Важные компоненты прыгучести - сила и быстрота мышечных сокращений [15].

Как известно, прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания.

При амортизации центр тяжести направляется вниз - к опоре, работа мышц приобретает уступающий характер. В момент активного отталкивания общий центр тяжести тела удаляется от опоры и характер работы мышц меняется на преодолевающий.

Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты мышечных сокращений, но и определение точного момента их сочетания [29, 30].

Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила.

Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений [27].

Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время [10].

М.Я. Набатникова [17] подразделяет упражнения, направленные на развитие мощности усилия на две основные группы: собственно-силовые и скоростно-силовые.

Собственно-силовые упражнения характерны проявлением динамической силы не ограниченной во времени. Занятия любыми легкоатлетическими упражнениями в 9 - 11 лет совершенствуют силовые качества [22].

Скоростно-силовые упражнения характерны тем, что степень развиваемого усилия определяется не только общей величиной мышечного напряжения, но и скоростью сокращения мышц. К ним, в основном, относятся прыжковые упражнения, но выполняемые максимально быстро. Уровень развития скоростно-силовых качеств определяет степень мощности, которую может проявить легкоатлет при мышечных усилиях.

Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц.

Выносливость является так же важным компонентом прыгучести. «Многие легкоатлеты считают, что, для того чтобы выполнить несколько прыжков, им не обязательна хорошая выносливость, но они ошибаются» - отмечает Ю.В. Верхошанский [3].

Именно в упражнениях на выносливость легкоатлеты сталкиваются с преодолением повышенных физических и психических нагрузок.

Эти упражнения повышают их физическую работоспособность, создают возможности дальнейшего освоения значительных объемов тренировочных нагрузок, а так же укрепляют здоровье детей и особенно их сердечно - сосудистую систему [24].

Развитие прыгучести в значительной мере определяется координационными качествами, в частности ловкостью [7].

Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений.

Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Овладение ритмом толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости.

Таким образом, следующий важный компонент прыгучести - это ритм движений.

Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий [28].

Таким образом, структуру прыгучести составляют следующие физические качества: сила, быстрота, выносливость и ловкость.

Данные качества являются одними из основных, которые необходимо развивать у детей на этапе начальной подготовки [15].

Факторы развития прыгучести легкоатлетов

Развитие прыгучести определяется многими факторами.

Один из них - уровень межмышечной и внутримышечной координации.

Это связано с вовлечением в работу значительного количества двигательных единиц, достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их максимальной синхронизации.

Чем выше уровень сочетания этих показателей у юных атлетов, тем легче добиться оптимальных результатов внутримышечной координации [18].

Межмышечная координация характерна для согласованной деятельности определенных групп или отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку [23, 32].

Большое значение имеют последовательность включения в работу определенных мышц и соотношение оптимальных величин их напряжения.

Высокая лабильность нервных центров - следующий фактор, определяющий развитие прыгучести, он позволяет спортсмену в минимальное время сконцентрировать усилия для выполнения главного действия [22].

Важным фактором, обусловливающим развитие прыгучести, являются особенности морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов.

Растяжимость, эластичность, упругость мышечных волокон во многом определяют их сократительные способности.

Скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах влияет на число активируемых двигательных единиц. Чем больше их вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить.

Нервно - психическое и эмоциональное состояние также оказывает определенное воздействие на проявление прыгучести.

При устойчивом нервно-психическом состоянии, при концентрации волевых усилий атлеты, как правило, достигают более высоких результатов.

Положительные эмоции стимулируют все функции организма, повышают работоспособность[8].

Прыгучесть определяется целым рядом слагаемых, включая и оптимальный угол вылета, и скорость маховых действий.

Это предъявляет повышенные требования к ритму двигательных действий. Без достижения необходимой согласованности движений всех звеньев тела в каждой фазе прыжка, и особенно в момент отталкивания, его эффективное выполнение невозможно[11].

Следовательно, прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний [6].

Таким образом, прыгучесть имеет свои структурные особенности, компоненты, зависит от ряда факторов, тесно взаимосвязана с двигательно-координационными качествами, что необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе [10, 31].

Комплекс упражнений для развития прыгучести легкоатлетов

Ведущие специалисты отмечают, что достижения легкоатлетов во многом определяются той подготовкой, которую они выполняли на начальном этапе [28].

Все легкоатлеты должны иметь высокий уровень разностороннего физического развития. Это вырабатывается в процессе систематической и регулярной тренировки, которая имеет два направления - разностороннюю и специальную подготовку - для детей в облегченных условиях.

Для решения задач всестороннего физического развития и укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания навыков здорового образа жизни у школьников целесообразно более полно использовать возможности, которыми располагает физическая культура [20].

Как показывает педагогическая практика, эффективным средством развития физических качеств являются ациклические упражнения.

В этих целях рекомендуется использовать различные прыжковые упражнения, особенно уступающее-преодолевающего характера, которые способствуют формирования свода стопы, правильной осанки, что в свою очередь обеспечивает нормальную работу центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем [16, 33].

Способствуют гармоничному развитию мускулатуры, улучшению подвижности в суставах и совершенствуют нервно-мышечную координацию [7].

Содержание занятий легкой атлетикой с применением прыжковой работы зависит от возрастных особенностей, которые следует учитывать при планировании, построении и проведении занятий.

Кроме того, нужно иметь в виду, что показатели биологического развития детей одной и той же возрастной группы могут отличаться от средних данных этой возрастной группы на два года или даже более в ту или другую сторону [5].

Как отмечалось выше, прыжки способствуют развитию всех необходимых физических качеств легкоатлетов.

Поэтому есть смысл включать прыжковую работу в тренировочный процесс с атлетами 9 - 10 лет.

Ю.В. Верхошанский предлагает следующие средства прыжковой подготовки: «Шаги» с ноги на ногу. Выталкивания через 1 - 3 шага разбега. Подскоки на одной ноге и с ноги на ногу, прыжки на двух ногах - «кенгуру». Пятерной, тройной прыжок с места и др. [3].

Он рекомендует включать в тренировку разнообразные прыжковые упражнения в большом объеме.

В.А. Креер предлагает другие средства прыжковой подготовки: из положения сидя на невысокой опоре выпрыгивание вверх за счет толчка одной ноги и маха согнутым коленом другой. Из положения лежа на спине в плотной группировке резким перекатом вперед встать на ноги и вытолкнуться вверх. Выполняется как с двух ног, так и с одной поочередно. Из глубокой разножки: прыжок вверх с попыткой достать до соответствующей отметки на гимнастической стенке. Прыжки «лягушка» из низкого седа с передвижением по залу на двух ногах. Прыжки на месте в глубокую разножку со сменой положения ног [9].

Так же существуют методики по применению прыжковой работы в разминке [18].

Основное отличие прыжковой разминки от беговой заключается в том, что первая не требует большого пространства и может эффективно проводиться в пространстве 1.5 х 1.5 м, поэтому ее рекомендуется использовать в малых залах и при большом количестве занимающихся [10].

Прыжки весьма эффективно и за короткое время разогревают организм человека, подготавливая его тем самым к нагрузкам основной части тренировки, позволяют решать вопрос комплексного воздействия на развитие физических качеств, формировании двигательных навыков и повышении координационных способностей [8].

При выполнении разминочных прыжковых упражнений необходимо соблюдать ряд правил:

  • не выполнять упражнения при внутренних болях, особенно острых,
  • ритмика прыжков должна совпадать с дыхательными ритмами,
  • прыгать необходимо мягко, стараться все время контролировать свое положение в пространстве, не терять равновесия,
  • прыжки, выполняемые с приложением силы, делаются на резком выдохе с выкриком,
  • разминочные прыжковые упражнения следует начинать с прыжков стоя на обеих ногах,
  • прыжки выполняются мягко,
  • прыжки выполняются на носочках, пятках, боковых поверхностях стопы,
  • прыжки желательно сопровождать разминочными круговыми движениями кистей, в локтях и плечах,
  • далее выполняются прыжки с разножками, скручиваниями туловища, прыжки на одной ноге, перепрыгивание с ноги на ногу. Выпрыгивания вверх с подтягиванием коленей к груди, прогибом туловища назад, разводом ног вперед - в стороны, на одной ноге с приземлением на толчковую ногу, из приседа вверх.

Другая группа прыжков - из положения сидя на корточках - способствует хорошей разминке и разработке связок колена и бедра.

Можно выполнять все те же прыжки, что и в стойке: на месте, в стороны, вперед - назад, разножку, прыжки с разворотом на 360 градусов [16].

Завершать прыжковую разминку методисты рекомендуют простыми прыжками для разгрузки и восстановления дыхания.

В процессе тренировки можно устраивать короткие (около 1 минуты) прыжковые паузы для восстановления дыхания, расслабления тела и переключения внимания [20].

Длительность прыжковой части разминки для новичков должна составлять не менее 3 - 5 минут, для более подготовленных - до 10 минут.

По окончании прыжковой части разминки рекомендуется сделать дополнительные упражнения для позвоночника: скручивания, наклоны, вращения. Далее можно переходить к упражнениям на развития гибкости суставов.

Эти упражнения рекомендуется выполнять не менее 5 - 10 минут после прыжковой части. За это время организм успевает восстановить достаточно большие энергетические затраты, происходящие в первой, динамической части разминки [25].

Таким образом, 15 - 20 минут прыжковой разминки и специальных упражнений на развитие подвижности суставов, подготовят организм занимающегося к дальнейшей тренировке и в то же время сами по себе станут существенной частью тренировочного процесса [22].

Прыжки достаточно тяжело даются неподготовленным людям, детям младшего возраста, поэтому не нужно доводить прыжками начинающих физкультурников до изнеможения на первых же минутах тренировки. Некоторые из описанных упражнений можно делать в конце общей тренировки или отводить прыжковую минуту на каждые 20 минут занятий. Кроме того, неплохо применять специальные прыжковые упражнения в процессе тренировок [7]

Существует целый комплекс прыжков с применением длинных лавок. Вот некоторые упражнения этого комплекса:

1. Перепрыгивание лавки разными типами прыжков: на одной, двух ногах, стоя, из положения на корточках.

2. Прыжки по лавке: на одной ноге, на корточках передом, боком.

3. Прыжки по лавке со сменой ног на каждый прыжок.

4. Прыжки через лавку.

Кроме того, в качестве специальных упражнений можно делать различные перепрыгивания через партнера, верхние махи и удары ногами с выпрыгиванием, удары ногами с прыжком вперед, в сторону, назад.

Для начинающих прыжковую нагрузку методисты требуют тщательно дозировать.

В конце прыжковых упражнений следует проверять пульс. Не следует допускать превышения частоты сердечных сокращений 110 - 120 ударов в минуту [19].

Эффективность применения прыжковых упражнений зависит от объема и условий их выполнения.

На первых порах целесообразно выполнять прыжковые упражнения на мягком упругом грунте, на травяных газонах, на утрамбованных опилочных дорожках.

Идеальными условиями для прыжковых упражнений следует считать ровное место в хвойном лесу, покрытое слежавшейся опавшей хвоей, а также низкие луговые места [3].

1.2 Особенности начальной подготовки легкоатлетов

Главной целью этапа начальной подготовки является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе многообразия видов легкой атлетики и других видов спорта (плавание, спортивные игры, лыжный спорт).

Этот период двигательного развития детей характеризуется высокими темпами роста спортивных результатов, он начинается в 9 - 10 лет и заканчивается в 12 - 13 лет [26].

Основные задачи тренировки на данном этапе: содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств, особенно ловкости, координационных и скоростных способностей.

Воспитание общей выносливости, овладение правильной техникой выполнения прыжка в длину с места, тройного прыжка, а так же улучшение техники и скорости бега на 30 м, 60 м, 100 м.

Повышение общей физической подготовленности.

Развитие силы мышц (разгибателей ног, туловища, сгибателей бедра, мышц живота, плечевого пояса) применительно к требованиям выполнения во всех видах легкой атлетики.

Улучшение быстроты движений, развитие прыгучести в отталкивании с обеих ног, с напрыгивания, повышение прыгучести с более слабой ноги. Приобретение специальной выносливости в выполнении многократных прыжковых упражнений.

Овладение элементарной техникой других всех видов легкой атлетики. Повышение моральных и волевых качеств.

Ведение теоретической подготовки.

Обучение способности переносить значительные тренировочные и психические нагрузки [1, 3, 9, 13, 16, 22, 23].

Это достигается путем применения широкого арсенала самых разнообразных средств: подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам, прыжков, продолжительных циклических упражнений, эстафет, доступных упражнений скоростного и скоростно-силового характера, упражнений в равновесии и на растяжение с постепенным увеличением амплитуды движений, а так же через систему соревнований и специально подобранных комплексов упражнений соревновательного типа, в том числе и в системе круговой тренировки [24].

Соревновательная подготовка легкоатлетов уже на начальном этапе должна занимать значительное место.

Юные легкоатлеты должны регулярно участвовать в соревнованиях.

Задачи соревнований на этом этапе сводятся к возможностям детей заниматься легкой атлетикой, способствовать развитию двигательного потенциала [18, 19, 22, 23].

В.Б. Попов считает, что на начальных этапах используются только тренировочные и контрольные соревнования практически без специальной к ним подготовки [18].

Они менее напряжены, дают возможность юным атлетам выступать, пробовать свои силы и умения в разных видах и по программе многоборий. Но они очень важны и вносят так необходимую в легкой атлетике эмоциональную окраску в процесс подготовки.

Дети приходят заниматься спортом в этом возрасте, как правило, не с целью стать чемпионом или добиться победы, а с желанием получить удовольствие от тренировок или соревнований.

Поэтому для них наиболее важна эмоциональная сторона занятий спортом [18, 19].

При обучении техники упражнений лучше всего применять целостный метод обучения без дробления на элементы.

Структура разучиваемого действия при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относительно самостоятельных деталей, которые затем - по мере освоения основного механизма действия - соединяются с ним и совершенствуются на фоне целостного выполнения. Разучивая двигательное действие, обычно вводят ряд вспомогательных методических приемов: облегчение условий выполнения различных упражнений [15, 22, 23].

Следует учитывать, что облегчение условий выполнения упражнений повышает уровень специальной быстроты движений.

На этапе начальной подготовки необходимо уделять внимание таким качествам, как:

1. развитие координации движений;

2. развитие гибкости;

3. развитие выносливости;

4. развитие силовых качеств;

5. развитие скоростно-силовых качеств [26].

Данные качества, как уже было проанализировано ранее, помогают развивать прыжковые упражнения.

Начиная с младшего школьного возраста, постепенно формируются индивидуальные психологические особенности интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей, которые должны быть учтены преподавателями в целях лучшего обеспечения индивидуального подхода в воспитательном и учебно-тренировочном процессе [16].

Необходимо учитывать возрастные различия организма ребенка.

Они выражены и в строении позвоночного столба. Даже после 14 лет костная ткань позвонков продолжает еще увеличиваться.

Окостенение эпифизов тел позвонков происходит вплоть до 20 - 23 лет [17, 30].

Длительные напряжения, сильные толчки, поднимание и бросание не по силам тяжелых предметов могут повредить диэпифизарный хрящ, привести к искривлениям позвоночника, нежелательным изменениям в грудной клетке и в строении кисти рук [22, 33].

Чтобы костная система развивалась нормально, нужно правильно подбирать и умело дозировать упражнения. Наиболее ценными являются ходьба, бег и прыжки.

Эти упражнения активизируют деятельность дыхательной и сердечно - сосудистой систем, способствуют правильному развитию грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких [5].

Как показывает анализ научно-методической литературы, в младшем и среднем школьном возрасте закладываются основы техники движений, наиболее успешно осваиваются ранее незнакомые упражнения и приобретаются новые двигательные навыки.

В этом возрасте во многом зависит дальнейший рост технической и физической подготовленности детей [12, 31].

1.3 Планирование спортивной тренировки легкоатлетов

Одним из важнейших условий эффективного осуществления спортивной тренировки является ее правильное планирование [28].

Планирование спортивной подготовки - это предвидение условий, средств и методов решения задач, которые ставятся перед процессом спортивной подготовки, предвидение тех спортивных результатов, которые должны быть достигнуты спортсменами [15].

Правильно спланировать процесс спортивной подготовки - это значит, исходя из анализа особенностей данного контингента спортсменов и других условий, наметить основные показатели процесса спортивной подготовки и распределить их во времени.

Планирование тренировочного процесса определяется: задачами, которые поставлены в годичном цикле; закономерностями развития и становления спортивной формы; периодизацией, принятой в конкретном виде спорта; календарем и системой спортивных соревнований [1, 18, 22, 23, 25, 29].

На начальной стадии многолетней тренировки юных спортсменов основным при планировании нагрузок является соотношение средств общей и специальной подготовки, а также удельный вес упражнений различной направленности [25].

Планирование в юношеском спорте предусматривает сведение максимально возможных показателей тренировочной работы, а также средств восстановления и контроля в один принципиальный план - схему, который включает в себя:

1. структуру годичного цикла, периоды, этапы;

2. основные задачи по этапам подготовки;

3. распределение объемов основных средств тренировки по неделям;

4. главные, основные и отборочные соревнования;

5. графическое изображение динамики основных параметров нагрузки по неделям;

6. комплекс контрольных испытаний по этапам подготовки;

7. сроки проведение углубленного обследования;

8. направленность восстановительных мероприятий в отдельные недели и этапы;

9. врачебный контроль.

В легкоатлетических видах спорта существует несколько вариантов планирования тренировочных и соревновательных нагрузок.

В годичном цикле тренировки выделяют, как правило, три периода: подготовительный, соревновательный и переходный [27].

В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки к основным соревнованиям и участия в них, обеспечивая становление различных сторон подготовленности.

Этот период делится на два этапа: обще подготовительный и специально подготовительный.

В.Б. Попов, В.А. Креер, Н.Г. Лимарь считают, что обще подготовительный период наиболее важный.

Характеризуется расширением средств и методов подготовки, увеличением объема упражнений и повышением уровня функциональных возможностей [9,12].

Подготовительный период является как бы фундаментом построения спортивной формы посредством выполнения значительных объемов тренировочной нагрузки. Главная задача тренировочного цикла подготовительного периода - достижение нового уровня двигательных качеств.

В обще подготовительном особенно необходимо применять специальные и прыжковые упражнения («скачки», «шаги» и др.).

В.А. Креер предлагает в подготовительном этапе больше внимания уделять прыжковой подготовке. Он считает, что десятилетний школьник легко осваивает внешнюю форму движения [8].

Обучение новичков легкоатлетов должно идти по упрощенной схеме. В ходе предварительной подготовки новичок приобретает умение делать ускорения, бегать с высокого старта и сходу, получает навыки выполнения активных отскоков после спрыгивания с высоты 20 - 30 см, обучается «шагать» и «скакать». Необходимо выделить «шаги» и «скачки» как главные упражнения при подготовке юных легкоатлетов [6].

Задачами этапа общей физической подготовки являются: подготовка опорно-двигательного аппарата к повышающимся требованиям, развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышение работоспособности, улучшение подвижности в суставах и эластичности мышц [23].

Для решения этих задач используются следующие средства: упражнения ОФП с постепенным включением к концу этапа упражнений СФП.

Во время специально - подготовительного этапа Н.Г. Озолин и В.В. Тепфер предлагают наибольшее внимание уделять специализированной подготовке, состоящей главным образом из прыжковых упражнений,

Наряду с этим не стоит забывать и о повышении общей физической подготовленности (ОФП) [13].

Задачами этапа специальной физической подготовки, считает В.А. Креер, являются: достижение качественно нового уровня развития двигательных качеств, повышение и расширение комплексного фундамента двигательных качеств.

Для решения этих задач используются следующие средства: в основном упражнения СФП с частичным включением средств технической подготовки (ТП). Волнообразное и скачкообразное нарастание тренировочных нагрузок на протяжении всего этапа [9].

В соревновательном периоде осуществляется дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, проводятся непосредственная подготовка к основным стартам и сами соревнования.

В первой половине соревновательного периода объем упражнений, не требующих максимальной интенсивности, снижается.

Во второй половине общий объем тренировочной работы снижается [28].

В соревновательном периоде, считают В.Б. Попов и В.А. Креер при помощи средств прыжковой и силовой подготовки можно дольше сохранить необходимый уровень двигательных качеств, чем при использовании беговой подготовки [10].

Поэтому если объем бега существенно не меняется как зимой, так и в период соревнований, то силовые и прыжковые упражнения в соревновательном периоде значительно сокращаются.

Увеличивается количество упражнений, близких к основному виду легкой атлетики.

Задачами этапа соревновательной подготовки, считает В.А. Креер, являются: достижение атлетами личных рекордов [9].

Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала после тренировочных и соревновательных нагрузок [16].

Все авторы отмечают, что юному легкоатлету после участия в соревнованиях для восстановления необходим полный отдых в течении двух - трех недель. Поэтому на протяжении всего переходного периода применяются средства общей физической подготовки (игры, кроссы, плавание), имеющие высокую эмоциональную окраску, в результате чего сглаживаются следы нервных соревновательных напряжений и ускоряются восстановительные процессы в организме [1, 3, 9, 10, 12, 13, 22, 23].

1.4 Содержание и построение малых и средних тренировочных циклов легкоатлетов

Планирование предполагает знание объема тренировочных нагрузок, их направленности, содержания и построения в зависимости от длительности этапа тренировки, периода подготовки и квалификации.

Важнейшими компонентами тренировочного занятия являются физические упражнения, их количество, последовательность выполнения, вид, парциальные тренировочные нагрузки.

Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовке предполагает определенное соотношение средств общей и специальной физической подготовки, особенно с юными спортсменами [12, 15].

Если в процентном соотношении рассматривать этап начальной подготовки от этапа высших спортивных достижений, где удельный вес общего объема нагрузки достигает 100%, то на этапе начальной подготовки он составляет 35 - 40% [29].

Основываясь на результатах научных исследованиях, обобщении опыта работы лучших тренеров и спортивных школ М.Я. Набатникова рекомендует следующее соотношение средств общей и специальной физической подготовки на этапе начальной подготовки в легкоатлетических видах спорта - ОФП - 70-75%, СФП - 25-30% [17].

В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов предлагают другое соотношение средств общей и специальной физической подготовки на этапе начальной подготовки в скоростно-силовых видах спорта - ОФП - 50%, СФП - 25%, ТП - 25% [22].

В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И Ливадо считают, что спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения должны занимать до 40% общего тренировочного времени. Объем средств общей физической подготовки и обучение основам техники должны составлять не менее 40%. Остальные 20% отводятся специальной физической подготовке: участие в соревнованиях, тестирование, контрольные упражнения [23].

Применительно к конкретному виду спорта указанные соотношения средств ОФП и СФП можно несколько варьировать.

По мере повышения подготовленности юных спортсменов заметно меняется направленность общей физической подготовки.

По своему содержанию она нацелена на развитие тех базовых качеств, которые лежат в основе специальных.

Один из действенных путей достижения этого - широкое использование упражнений из других и игровых видов спорта, которые хотя по своей структуре и не соответствуют основному двигательному навыку, но являются более эффективными для развития отдельных физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей юных спортсменов [19].

В одном тренировочном занятии юных легкоатлетов применяются в среднем 4 - 12 упражнений, но это количество не является постоянным.

В соревновательном периоде количество упражнений сокращается до 4, в подготовительном увеличивается до 10 - 12.

Особенно заметно уменьшение количества упражнений в последнем двух недельном цикле при подготовке к соревнованиям [25].

Известно, для того чтобы избежать привыкания (адаптации) к тем или иным тренировочным воздействиям, они не должны быть постоянны [17].

Нет единого мнения по вопросу о структуре тренировочных нагрузок. Одни авторы предлагают в подготовку юных легкоатлетов включать больше прыжковых упражнений. Другие считают, что на этом этапе необходимо уделять больше внимания беговой подготовке [27].

1.5 Средства оценки подготовленности спортсменов в легкой атлетике

Успех в работе каждого тренера в целом во многом зависит от качества набора новичков. Поэтому в тренерской работе нужно совершенствовать систему тестов и других объективных средств контроля и оценки способностей и подготовленности спортсменов [1, 5, 9, 18, 22, 23].

Для отбора в группы начальной подготовки в СДЮСШОР используются следующие показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии физической подготовленности юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки

Тесты

Мальчики (9-11лет)

Девочки (9-11 лет)

Тройной прыжок с места (см)

590-600

540-580

Пресс (раз)

23

24

Бег 30м (сек)

5,5

5,7

Бег 150м (сек)

30,0

31,6

Прыжок в длину с места (м)

165

145

И.А. Тер - Ованесян контроль подразделяет на оперативно-текущий, проводимый непосредственно на учебно-тренировочном занятии, и этапный, когда фиксируются результаты спортивно-педагогической деятельности в мезоциклах, периодах тренировки, годичных и многолетних циклов [25].

Он выделяет следующие методы контроля - опрос, наблюдение и измерение.

Измерение, как метод контроля, используется для определения уровня общей физической и специальной подготовленности.

Ю. В. Верхошанский в качестве контрольных упражнений предлагает следующее: прыжки в высоту, длину и тройные с места. Пятерной прыжок с ноги на ногу с места и небольшого разбега. Пятерные скачки на одной и другой ноге - контроль качества скоростно-силовой подготовки ног. Прыжок в длину с полного или укороченного разбега, отталкиваясь толчковой и маховой ногой - показатель уровня развития скоростных качеств, подготовки толчковой и маховой ноги. Бег 30м со старта - уровень развития скоростно-силовых качеств и силовой выносливости [3].

В.А. Креер предлагает на этапе начальной подготовки легкоатлетов использовать следующие контрольные упражнения: бег на 40 м с высокого старта (сек). Прыжок в длину с 10 беговых шагов разбега (м), тройной прыжок на толчковой ноге с 6 беговых шагов разбега (м). Спрыгивание - тройной прыжок с места с тумбы высотой 30 см (м). Метание набивного мяча вперед двумя руками (м) [8, 9].

М.А. Годик, А.П. Стрижак, С.В. Антонов в своей статье предлагают следующие контрольные тесты для диагностики уровня общей и специальной физической подготовленности легкоатлетов в годичном цикле [4].

Тесты позволяющие контролировать ОФП

Беговая подготовка: тест Купера. Бег на 300м, 200м, 150м, 100м.

Скоростно-силовая подготовка: броски набивного мяча из разных исходных положений. Прыжки в длину. Прыжок вверх.

Тесты позволяющие контролировать СФП

Беговая подготовка: бег на 80м, 60м, 40м. бег с ходу на 30м, 10м.

Скоростно-силовая подготовка: выпрыгивания вверх. Тройной прыжок с места. Пятикратный скачек на толчковой ноге с 6 - 8 беговых шагов разбега. Десятерной прыжок с ноги на ногу с места. Двойной прыжок - спрыгивание с опоры 20см на толчковую ногу и на две ноги с выпрыгиванием вверх.

Уровень технико-двигательной подготовленности: прыжки с укороченного разбега (3 - 6 беговых шагов), прыжки с полного разбега.

Контрольные упражнения должны подбираться с таким расчетом, чтобы в комплексе всесторонне характеризовать подготовку юного спортсмена по легкой атлетики, но для детей младшего школьного возраста необязательно проводить такое объемное тестирование [13, 24].

В этом возрасте для определения уровня физической подготовленности можно использовать 4 - 5 тестов: прыжок в длину с места (см). пресс из положения лежа с согнутыми коленями за 30 сек. (количество раз). Бег 30м (сек). Бег 150м (сек). Тройной прыжок с места (см) [3,7].

Во время занятий легкой атлетикой следует осуществлять строгий врачебный контроль за объемом и интенсивностью нагрузок, с тем, чтобы не допустить переутомления и перенапряжения организма подростков.

В спортивных школах проводится 2 обследования в год: сентябрь и апрель [29].

Анализ изученной научно-методической литературы свидетельствует о том, что успешная тренировка юных легкоатлетов включает умелое обучение, грамотное развитие, творческое воспитание, четкую организацию тренировочного процесса, а так же планирование подготовки, которое состоит из точного выбора основных средств, методов, определения нагрузок по этапам, периодам и на год.

Таким образом, основу системы управления процессом подготовки юных спортсменов составляют: разумное изменение объема, интенсивности нагрузок, регулирование психического напряжения, обеспечение необходимого соотношения основных тренировочных средств и методов, а также оптимального соотношения функциональных возможностей спортсменов тренировочной нагрузке.

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

Для решения вышеперечисленных задач были использованы следующие методы:

1. анализ и изучение научно-методической литературы;

2. педагогическое тестирование;

3. педагогический эксперимент;

4. статистические методы исследования.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения наиболее эффективной методики для развития основных физических качеств легкоатлетов на начальном этапе подготовки.

Для выяснения данной проблемы, ее значимости проведен анализ научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения подготовки легкоатлетов на начальном этапе, обоснования применения методики Ю.В. Верхошанского и Н.Г.Озолина, а так же литература по теории и методики физического воспитания и спорта.

В процессе годичного цикла учебно-тренировочных занятий было проведено 3 тестирования.

Первое в сентябре 2011 г. - для определения начального уровня физического развития занимающихся в контрольной и экспериментальной группах (приложение А, А1).

Второе в декабре 2011 г. - для сравнения результатов двух групп, после полугодичного цикла тренировочного процесса (приложение Б, Б1).

Третье в мае 2012 г. - для определения наиболее эффективной методики тренировки и сравнения результатов уровня физического развития в контрольной и экспериментальной группах (приложение В, В1).

Для определения уровня физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп юных легкоатлетов использовались тесты, которые были предложены авторами В.А. Креер [9], Ю.В. Верхошанский [3] (таблица 2).

Определение уровня физической подготовленности юных легкоатлетов

Таблица 2 - Тесты для определения уровня физической подготовленности юных легкоатлетов

Название теста

Оцениваемые физические качества

Прыжок в длину с места (см)

Скоростно-силовые способности

Пресс за 30 сек. (количество раз)

Силовая выносливость брюшного пресса

Бег 30м

Скоростные способности

Бег 150м

Скоростная выносливость

Тройной прыжок (см)

Скоростно-силовые способности

Педагогический эксперимент проводился с целью выявления наиболее эффективной методики тренировки для легкоатлетов группы начальной подготовки.

Эксперимент проводился с детьми 2001 - 2002 г.р., занимающимися в СДЮСШОР №1 по легкой атлетике г. Томска. Перед провидением исследования было выяснено, что большинство педагогов - тренеров детско-юношеской спортивной школы по легкой атлетике г. Томска работают по методике Н.Г. Озолина. Поэтому в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по данной методике, преимущество в которой отдается беговой работе.

Экспериментальная группа занималась по методике Ю.В. Верхошанского, преимущество в этой методике отдается прыжковым упражнениям.

Статистические методы исследования.

Все результаты исследования были обработаны с помощью метода математической статистики Колмогорова - Смирнова.

2.2 Организация исследования

Эксперимент проводился на базе СДЮСШОР №1 по легкой атлетике г. Томска, в легкоатлетическом манеже «Гармония» с сентября 2011 г. по май 2012 г. В исследовании приняло участие 30 спортсменов, 15 человек в экспериментальной и 15 человек в контрольной группах по 8 девочек и по 7 мальчиков в каждой группе. Возраст детей 9 - 10 лет. Так как в группах начальной подготовки результаты мальчиков и девочек почти одинаковы, то разделения по полу не проводилось.

Исследование проходило в 3 этапа.

На первом этапе было проведено тестирование уровня физической подготовки двух групп и выбрано две методики тренировки для ребят группы начальной подготовки.

На втором этапе учебно-тренировочного процесса в контрольную и экспериментальную группу были внедрены разработанные планы тренировок соответственно с преимущественной направленностью беговой и прыжковой работой. В экспериментальной группе тренировочные нагрузки выполнялись за счет прыжковой работы (20%) от общего объема нагрузки в каждом занятии, но с малой интенсивностью по методике Ю.В. Верхошанского.

Автор считает, что полтора - два года тренировок по такой или подобной схеме позволят тренеру реально оценить свои способности и потенциальные способности своих учеников [3].

В контрольной группе предполагается выполнение тренировочной нагрузки с большей интенсивностью за счет беговой работы (20%) от общего объема нагрузки в каждом занятии по методике Н.Г.Озолина.

На данном этапе было проведено тестирование уровня физической подготовленности спортсменов, и сравнение результатов двух групп: контрольной и экспериментальной.

На третьем этапе было проведено контрольное тестирование уровня физической подготовленности двух групп и сравнение их результатов.

ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ Ю.В. ВЕРХОШАНСКОГО В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9 - 10 ЛЕТ

В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ применения методики Н.Г. Озолина и Ю.В. Верхошанского. В эксперименте приняли участие 30 легкоатлетов 9-10 лет, в числе которых: 15 человек экспериментальной группы и 15 человек контрольной.

3.1. Предварительные результаты исследования уровня физической подготовки юных легкоатлетов

Для управления тренировочным процессом проводился контроль на протяжении годичного цикла для оценки уровня развития физических качеств юных спортсменов по легкой атлетике.

На 1-м этапе проводилось предварительное тестирование для выявления физической подготовленности юных легкоатлетов.

Полученные результаты педагогического тестирования свидетельствовали, что исходные величины показателей в контрольной и экспериментальной группах не имели статистически значимого различия. Данные результатов представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Показатели тестов до эксперимента двух групп

Тест

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Прыжок в длину с места

Ср. знач.

162,1±9,5

162,9±12,2

 

 

Пресс из положения лежа, согнув ноги.

Ср. знач

 

23,6±1,6

23,4±1,2

 

 

Бег 30м.

 

Ср. знач

 

6,0±0,2

6,0±0,2

 

 

Окончание таблицы 6

тест

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Тройной прыжок

Ср. знач

482±11,4

482,5±12,3

 

 

Бег 150 м

 

Ср. знач

29,5±1,2

29,9±1,2

 

 

3.2 Особенности методики Ю.В. Верхошанского и Н.Г.Озолина

На втором этапе в контрольной и экспериментальной группах тренировки проводились три раза в неделю по 90 мин.

В экспериментальной группе во время исследования на каждом тренировочном занятии уделялось:

  • ОРУ - 25%;
  • прыжковая подготовка - 20%;
  • подвижные игры и легкоатлетические эстафеты - 50%;
  • силовая подготовка - 5%.

В контрольной группе во время исследования на каждом тренировочном занятии уделялось:

  • ОРУ - 25%;
  • беговая подготовка - 20%;
  • подвижные игры и легкоатлетические эстафеты - 50%;
  • силовая подготовка - 5%.

Таким образом, в экспериментальной группе от общего времени учебно-тренировочного занятия отводилось:

  • прыжковой подготовке - 18 - 20 мин,
  • играм - 40 - 45 мин,
  • ОРУ - 23 - 25 мин,
  • силовой подготовке - 5 мин.

В контрольной группе уделялось от общего времени учебно-тренировочного занятия:

  • беговой подготовке - 20 - 25 мин,
  • играм - 40 - 45 мин,
  • ОРУ - 15 - 20 мин,
  • силовой подготовке - 5 мин.

По мнению многих авторов, в том числе Ю.В Верхошанского [3] и Н.Г. Озолина [9], в подготовке юного спортсмена необходимо использовать методы с применением различных игр, эстафет, включать элементы соревнований. Так как это внесет эмоциональность в тренировочный процесс и поможет лучше воспринимать тренировочные нагрузки.

При составлении годичного плана тренировок мы учли данный метод. Поэтому в контрольной и экспериментальной группах практически половина от общего времени тренировочного занятия уделялось играм, эстафетам, веселым стартам.

Так же были учтены периоды годичного цикла подготовки юных легкоатлетов (таблица 3) и в соответствии с этим определялась дозировка нагрузки в каждом периоде учебно-тренировочного занятия.

Таблица 3 - Планирование подготовки юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки

 

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Подготовительный период

Соревновательный период

Восстановительный период

Подготовительный период

Соревновательный период

Восстановительный период

Для экспериментальной группы были составлены планы тренировок с преимущественной направленностью прыжковой подготовки - по методике В.Ю. Верхошанского (таблица 4).

Таблица 4 - Структура недельного тренировочного микроцикла для экспериментальной группы по методике В.Ю. Верхошанского.

Дни недели

Части учебно-тренировочного занятия

Подготовительная часть

Основная часть

Заключительная часть

понедельник

1.Медленный бег (1км).

2.ОРУ на месте.

3.Многоскоки

(3 - 5прыжков) с места 10раз.

4.Специально-беговые упражнения 6 раз по 30-40м.

 

 

1.Прыжки вверх

(«достаем баскетбольное кольцо») с 3-4 б.ш.

поочередно с толчковой и маховой ноги 15-20раз.

2.Эстафета с элементами легкой атлетики.

3.Напрыгивание и

спрыгивание с опоры 40см. на двух ногах 15 -20 раз.

1.Игра

15-20мин

вторник

утренняя зарядка, урок физической культуры

среда

1.Медленный бег (500м).

2.ОРУ в движении.

3.Специально-беговые упражнения 6 раз по 40-50м

 

 

1.Темповые силовые упражнения 6 раз по 25м.

2.Бег с низкого старта 6 по 25м.

3.Метание набивного мяча 4 серии по12 - 15раз.

4.Эстафета 4 по 25м с набивным мячом.

5.Прыжки «Быстрой силы» 4-5 серий по 10-15 повторений

1.Игра

15-20мин

четверг

утренняя зарядка, урок физической культуры

пятница

1.Медленный бег 5 мин.

2.ОРУ в парах.

3.Специально-беговые упражнения 5 раз по50-60м.

 

1.«Круговая тренировка» Повторяется 2-3раза.

2.Прыжки из серии «Взрывная сила» 5-6 серий по 7-10раз.

 

1.Игра

15-20мин

суббота

Активный отдых

воскресенье

Отдых.

 

Для контрольной группы были составлены планы тренировок с преимущественной направленностью беговой подготовки по методике Н.Г. Озолина (таблица 5).

Таблица 5 - Структура недельного тренировочного микроцикла для экспериментальной группы по методике Н.Г. Озолина.

Дни недели

части учебно-тренировочного занятия

Подготовительная часть

Основная часть

Заключительная часть

понедельник

1.Медленный бег (1км),

2.ОРУ на месте

3.специально-беговые упражнения 10 раз по 30-40м.

1.Беговые отрезки 8Х40м.в среднем темпе

2.Эстафета с элементами легкой атлетики.

1.Игра

15-20мин

вторник

утренняя зарядка, урок физической культуры

среда

1.Медленный бег 1500м.,

2.ОРУ в движении

3.Специально-беговые упражнения 10 по 40-50м.

 

1.Бег с максимальной скоростью 3Х40м. через медленный бег (5 серий)

2.Метание набивного мяча 4 серии по12 - 15раз.

3.Эстафета с набивным мячом 4 серии по 25м.

 

1.Игра

15-20мин

четверг

утренняя зарядка, урок физической культуры

 

пятница

1.Медленный бег 7 мин.

2.ОРУ в парах.

3.специально-беговые упражнения 8Х50-60м.

 

1.Бег с максимальной скоростью 5Х200

2.«Круговая тренировка» Повторяется 2-3раза.

 

 

1.

Игра 15-20мин

суббота

Активный отдых

воскресенье

Отдых.

 

3.3.Оценка эффективности использования прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9 - 10 лет

На третьем этапе проводилось контрольное тестирование физической подготовленности легкоатлетов 9-10 лет СДЮСШОР №1 по легкой атлетике г. Томска.

Результаты прыжка в длину с места

При исследовании показателей прыжка в длину с места после проведенного первого эксперимента было выяснено, что показатели оказались достоверно выше в экспериментальной группе на 6,4 см по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

После проведения второго эксперимента в экспериментальной группе показатели данного теста оказались выше на 4,8 см. по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

При исследовании результатов прыжка в длину с места после заключительного эксперимента оказалось, что прирост показателя в экспериментальной группе составил 10,8 см, в контрольной 6,8 см (рисунок 1).

Рисунок 1 - Результаты прыжка в дину с места после эксперимента

Примечание:

- контрольная группа;

  - экспериментальная группа;

1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап;

* - статистически значимая разница (р<0,05).

Результаты тройного прыжка

После проведенного первого эксперимента, при исследовании результатов тройного прыжка оказалось, что в экспериментальной группе результаты данного теста достоверно выше на 5,8 см по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

При исследовании результатов тройного прыжка после проведенного второго эксперимента в экспериментальной группе показатели данного теста оказались выше на 11,8 см по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

При исследовании результатов данного теста после заключительного тестирования оказалось, что прирост показателя в экспериментальной группе составил 18,2 см, в контрольной 6,9 см (рисунок 2).

Рисунок 2 - Результаты тройного прыжка после эксперимента

Примечание:

- контрольная группа;

  - экспериментальная группа;

1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап;

* - статистически значимая разница (р<0,05).

Результаты тестов прыжка в длину с места и тройного прыжка показывают, что уровень развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе достоверно выше по сравнению с контрольной.

 

Результаты в беге 30 м

При исследовании результатов теста в беге 30 м после проведенного первого эксперимента, оказалось, что в экспериментальной группе результаты данного теста достоверно выше на 0,1 сек. по сравнению с контрольной группой (р<0,01).

После проведенного второго эксперимента при исследовании результатов в беге 30 м оказалось, что результаты данного теста в экспериментальной группе достоверно выше на 0,2 сек. по сравнению с контрольной группой (р<0,01).

После проведенного заключительного тестирования данного теста прирост показателя в экспериментальной группе составил 0,5 сек., а в контрольной 0,3 сек. (рисунок 3).

Рисунок 3 - Результаты в беге 30 м. после эксперимента

Примечание:

- контрольная группа;

  - экспериментальная группа;

1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап;

* - статистически значимая разница (р<0,01).

Показатели данного теста свидетельствуют о том, что скоростные качества в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Результаты в беге 150 м

При исследовании показателей в беге на 150 м после проведенного первого эксперимента результаты теста в экспериментальной группе оказались достоверно выше на 1,3 сек. по сравнению с контрольной группой (р<0,01).

После проведенного второго эксперимента в беге на 150 м при исследовании показателей данного теста, оказалось, что в экспериментальной группе результаты достоверно выше на 2,4 сек. по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

После проведенного заключительного эксперимента при исследовании результатов данного теста оказалось, что прирост показателя в экспериментальной группе составил 3,4 сек., а в контрольной 1,1 сек. (рисунок 4).

Рисунок 4 - Результаты в беге 150 м после эксперимента

Примечание:

- контрольная группа;

  - экспериментальная группа;

1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап;

* - статистически значимая разница (р<0,05).

Таким образом, после проведенного теста в беге на 150 м, выяснилось, что скоростная выносливость в экспериментальной группе лучше по сравнению с контрольной группой.

Результаты в упражнении на пресс за 30 сек.

При исследовании показателей поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями за 30 сек. после проведенного первого эксперимента было выяснено, что показатели оказались достоверно выше в экспериментальной группе на 1,4 раз по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

При исследовании показателей данного теста после проведенного второго эксперимента оказалось, что результаты в экспериментальной группе достоверно выше по сравнению с контрольной группой на 1,4 раза (р<0,05).

После проведенного заключительного эксперимента при исследовании показателей данного теста прирост в экспериментальной группе составил 3,8 раз, в контрольной 2,2 раз (рисунок 5).

Рисунок 5 - Результаты в упражнении на пресс

Примечание:

- контрольная группа;

  - экспериментальная группа;

1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап;

* - статистически значимая разница (р<0,05).

Результаты данного теста показывают, что силовая выносливость брюшного пресса в экспериментальной группе выше, по сравнению с контрольной.

Следует отметить значимое различие показателей между экспериментальной и контрольной группами во всех контрольных тестах. Это дает основание предположить, что на разницу между результатами исследуемых оказало влияние выполнения большего объема прыжковых упражнений в экспериментальной группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав все выше изложенное, можно отметить, что за период проведения исследования, как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошел прирост показателей физической подготовленности. Но в экспериментальной группе результаты увеличились значительней.

На основе этого можно изложить, что вариант спортивной тренировки в экспериментальной группе с прыжковой подготовкой выгоднее для совершенствования всех физических качеств юных легкоатлетов.

Авторы методики прыжковой подготовки Ю.В. Верхошанский и В.А. Креер отмечают некоторые особенности.

Во-первых, при использовании прыжковых упражнений, скоростно-силовые возможности детей растут постепенно, длительное время, в относительном соответствии с развитием опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, большое число упражнений малой и средней интенсивности наиболее успешно способствует росту спортивного результата в легкой атлетике.

В-третьих, можно предположить, что заметное увеличение роста спортивных результатов и увеличение интенсивности тренировок произойдет через 4 - 5 лет, когда опорно-связочный аппарат детей сформируется и будет готов к большим нагрузкам [3,7].

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что на начальном этапе подготовки юных легкоатлетов эффективными являются методики с беговой и прыжковой направленностью.

2. Разработанная программа с использованием прыжковой подготовки по методике Ю.В. Верхошанского предусматривает последовательное выполнение специально подобранного комплекса прыжковых упражнений для развития основных физических качеств легкоатлетов 9 -10 лет.

3. Использование методики Ю.В. Верхошанского в экспериментальной группе позволило достичь более высоких результатов в таких контрольных упражнениях как прыжки в длину с места, тройной прыжок, бег 60 м, бег 150 м, по сравнению с контрольной группой, занимающейся по методике Н.Г. Озолина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайцула Й., Достал Э., Вомачка В. Азбука тренировки легкоатлета. Минск: «Полымя». 1986. 268 с.

2. Валик Б. Тренерам юных легкоатлетов. М.: «Физкультура и спорт» 1974. 361 с.

3. Верхошанский Ю.В. Тройной прыжок. М.: Физкультура и спорт. 1961. 214 с.

4. Годик М.А., Стрижак А.П., Антонов С.В. Модель ранжирования специальных тренировочных средств в прыжковых видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С. 28 - 30.

5. Зелинченко В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М.: Тера-спорт. 2000. 240 с.

6. Креер В.А. Женский тройной прыжок: методические аспекты // Легкая атлетика. 1998. № 7 - 8. С. 38 - 47.

7. Креер В.А. Секреты тренировки //Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 8 - 9.

8. Креер В.А. Секреты тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 8. С. 10 - 12 .

9. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорт. 1971. 96 с.

10. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М.: Физкультура и спорт. 1986. 175 с.

11. Креер В.А. Тройной прыжок. М.: Физкультура и спорт. 1980. 151 с.

12. Легкая атлетика для юношей. Под общей редакцией П.Л. Лимаря. М.: Физкультура и спорт. 1969. 223 с.

13. Легкая атлетика. Под общей редакцией Д.П. Макарова и Н.Г. Озолина. М.: Физкультура и спорт. 1965. 657 с.

14. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт. 1974. 151 с.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт. 1991. 543 с.

16. Начальная подготовка юного спортсмена. Под общей редакцией В.П. Филина и С.С. Грошенкова М.: Физкультура и спорт. 1966. 255 с.

17. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт. 1982. 280 с.

18. Попов В.Б. Советы молодому тренеру // Легкая атлетика. 2000. № 1. С. 24 - 25.

19. Попов В.Б. Советы молодому тренеру // Легкая атлетика. 2000. № 2. С.19.

20. Попов В.Б. Советы молодому тренеру // Легкая атлетика. 2000. № 7. С.28.

21. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Олимпия Пресс, Тера - Спорт. 2001. 160 с.

22. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. Москва - Воронеж. 1999. 219 с.

23. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет. М.: «Физкультура и спорт». 1981. 260 с.

24. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Под общей ред. Буйлина Ю.Ф., Курмашина Ю.Ф. М.: «Физкультура и спорт». 1981. 230 с.

25. Тер-Ованесян И.А. Педагогические основы физического воспитания. М.: «Физкультура и спорт». 1978. 180 с.

26. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Тера-Спорт. 2000. 128 с.

27. Учебник тренера по легкой атлетике. Под общей редакцией Л.С. Хоменкова М.: Физкультура и спорт. 1974. 535 с.

28. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Ф.и С. 1987. 287 с.

29. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000. 480 с.

30. Joch W. Thesen zur Talentförderung im Zehnkampf // Leichtathletik. 1976. № 24. S. 830.

31. Michalski Z. Uwagi o treningu mlodzierzy w wielobo - jach // Lekkoatletyka. 1975. № 7. S. 2 - 3.

32. Talentsichtung: Testübungen Zehnkampf // Leichtathletik. 1980. № 4. S. 111.

33. Weber N.J. Leichtathletik: Mehrkampfwertung einst und jetzt // Leibesübungen und k'orperliche Erziehung. 1934. № 21. S. 418 - 420.

  ПРИЛОЖЕНИЕ А

Результаты контрольных тестов до эксперимента (сентябрь) в экспериментальной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см).

Пресс за 30 сек. (раз)

1

Легкоатлет 1

9

184

5,8

28,8

501

23

2

Легкоатлет 2

9

155

6,3

31,9

496

24

3

Легкоатлет 3

9

150

6,2

31,2

490

25

4

Легкоатлет 4

9

151

6,5

32,2

459

23

5

Легкоатлет 5

9

158

6,2

31,4

465

22

6

Легкоатлет 6

10

159

6,2

30,5

471

21

7

Легкоатлет 7

9

154

6,3

31,6

485

24

8

Легкоатлет 8

9

153

6,1

30,4

498

25

 

 

 

Продолжение приложения А.

Результаты контрольных тестов до эксперимента (сентябрь) в экспериментальной группе

9

Легкоатлет 9

9

160

5,9

31,5

453

22

10

Легкоатлет 10

10

184

5,8

28,8

501

23

11

Легкоатлет 11

10

155

6,3

31,9

496

24

12

Легкоатлет 12

9

150

6,2

31,2

490

25

13

Легкоатлет 13

9

151

6,5

32,2

459

23

14

Легкоатлет 14

9

158

6,2

31,4

465

22

15

Легкоатлет 15

9

159

6,2

30,5

471

21

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А 1

Результаты контрольных тестов до эксперимента (сентябрь) в контрольной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

1

Легкоатлет 1

9

162

5,9

29,2

487

26

2

Легкоатлет 2

9

152

6,4

31,2

477

25

3

Легкоатлет 3

9

162

5,8

31,5

483

23

4

Легкоатлет 4

9

149

6,1

30,3

475

22

5

Легкоатлет 5

10

150

6,3

31,6

477

23

6

Легкоатлет 6

9

165

5,8

31,6

483

21

7

Легкоатлет 7

10

159

6

31,4

478

23

8

Легкоатлет 8

10

162

6,1

30,3

479

22

Продолжение приложения А 1

Результаты контрольных тестов до эксперимента (сентябрь) в контрольной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

9

Легкоатлет 9

9

158

6,1

28,7

472

23

10

Легкоатлет 10

9

162

5,9

29,2

487

26

11

Легкоатлет 11

9

152

6,4

31,2

477

25

12

Легкоатлет 12

9

162

5,8

31,5

483

23

13

Легкоатлет 13

9

149

6,1

30,3

475

22

14

Легкоатлет 14

9

150

6,3

31,6

477

23

15

Легкоатлет 15

9

165

5,8

31,6

483

21

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Результаты контрольных тестов после второго эксперимента (декабрь) в экспериментальной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

1

Легкоатлет 1

9

190

5,6

27,5

510

25

2

Легкоатлет 2

9

165

6,1

29,5

497

26

3

Легкоатлет 3

9

160

6

29,2

500

27

4

Легкоатлет 4

9

160

6,2

31,6

475

26

5

Легкоатлет 5

9

165

6

30,1

480

25

6

Легкоатлет 6

10

175

6

27,2

482

24

7

Легкоатлет 7

9

162

6,2

29,2

490

26

8

Легкоатлет 8

9

165

5,9

29,5

501

28

Продолжение приложения Б

Результаты контрольных тестов после второго эксперимента (декабрь) в экспериментальной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

9

Легкоатлет 9

9

170

5,7

28,9

470

25

10

Легкоатлет 10

9

165

5,7

29,5

491

26

11

Легкоатлет 11

9

157

5,3

30,2

480

26

12

Легкоатлет 12

9

165

5,6

31

488

24

13

Легкоатлет 13

9

151

6

29,8

478

25

14

Легкоатлет 14

9

154

5,8

30,5

478

24

15

Легкоатлет 15

9

168

5,7

30,3

488

26


ПРИЛОЖЕНИЕ Б 1

Результаты контрольные тестов после второго эксперимента (декабрь) в контрольной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

1

Легкоатлет 1

9

165

5,7

29,5

491

26

2

Легкоатлет 2

9

157

6,3

31,2

480

26

3

Легкоатлет 3

9

165

5,6

30

488

24

4

Легкоатлет 4

9

151

6

29,8

478

24

5

Легкоатлет 5

10

154

6,2

30,8

478

24

6

Легкоатлет 6

9

168

5,7

31,3

488

22

7

Легкоатлет 7

10

163

5,8

31

480

23

8

Легкоатлет 8

10

164

6

29,8

481

23

Продолжение приложения Б 1.

Результаты контрольные тестов после второго эксперимента (декабрь) в контрольной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

9

Легкоатлет 9

9

162

6

28,2

475

24

10

Легкоатлет 10

9

165

5,7

29,5

491

26

11

Легкоатлет 11

9

157

6,3

31,2

480

26

12

Легкоатлет 12

9

165

5,6

30

488

24

13

Легкоатлет 13

9

151

6

29,8

478

24

14

Легкоатлет 14

9

154

6,2

30,8

478

24

15

Легкоатлет 15

9

168

5,7

31,3

488

22


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Результаты контрольных тестов после третьего эксперимента (май) в экспериментальной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

1

Легкоатлет 1

9

182

5,3

27,5

507

27

2

Легкоатлет 2

9

183

5,4

23,9

502

28

3

Легкоатлет 3

9

195

5

21,8

515

26

4

Легкоатлет 4

9

164

5,4

26,8

498

28

5

Легкоатлет 5

9

168

5,4

25,8

503

28

6

Легкоатлет 6

10

182

5,1

24,2

510

26

7

Легкоатлет 7

9

190

5,2

25,1

515

27

8

Легкоатлет 8

9

168

5,9

28

504

28

9

Легкоатлет 9

9

162

5,9

28,5

502

28

Продолжение приложения В.

Результаты контрольных тестов после третьего эксперимента (май) в экспериментальной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

10

Легкоатлет 10

10

164

6

30

486

27

11

Легкоатлет 11

10

169

5,8

29,6

491

26

12

Легкоатлет 12

9

176

5,7

25,9

490

25

13

Легкоатлет 13

9

163

5,9

27,5

494

28

14

Легкоатлет 14

9

167

5,7

26,4

508

29

15

Легкоатлет 15

9

172

5,6

26,2

485

27

ПРИЛОЖЕНИЕ В 1

Результаты контрольных тестов после третьего эксперимента (май) в контрольной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

1

Легкоатлет 1

9

172

5,6

26,3

493

25

2

Легкоатлет 2

9

183

5,3

27,4

489

27

3

Легкоатлет 3

9

173

5,8

28,3

491

25

4

Легкоатлет 4

9

185

5,5

28,2

500

28

5

Легкоатлет 5

10

162

5,8

28,6

498

26

6

Легкоатлет 6

9

163

6

28,4

489

26

7

Легкоатлет 7

10

169

5,6

29,1

493

27

8

Легкоатлет 8

10

160

6,1

29,7

483

27

Продолжение приложения В 1

Результаты контрольных тестов после третьего эксперимента (май) в контрольной группе

№ п/п

Легкоатлеты

Возраст

(лет)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(сек)

Бег 150 м (сек)

Тройной

прыжок с места (см)

Пресс за 30 сек. (раз)

9

Легкоатлет 9

9

179

5,5

29

493

26

10

Легкоатлет 10

9

155

5,9

29,6

480

26

11

Легкоатлет 11

9

156

6

29,2

482

25

12

Легкоатлет 12

9

171

5,5

29,7

490

24

13

Легкоатлет 13

9

168

5,6

28,7

487

25

14

Легкоатлет 14

9

169

5,8

28,6

487

24

15

Легкоатлет 15

9

169

5,9

27,7

478

26

Просмотров работы: 17463