ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Данильчева А.С. 1, Моисеева И.В. 2
1ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева», экономический факультет, 5 курс
2ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева», экономический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы миграции сегодня занимают одно из важнейших мест не только в России, во всем мире, но, и в частности – Республика Мордовия, находится в затруднительном положении. В настоящее время ситуация в Республике Мордовия характеризуется наличием отрицательного естественного прироста населения и сокращением трудовых ресурсов, следовательно, возрастает роль миграции как фактора поддержания и роста численности населения. Процессы миграции в Республике Мордовия происходят достаточно интенсивно. Общая совокупность входящих и выходящих потоков миграции складывается в отрицательный результат для республики. Помимо влияния на численность постоянного населения, сложившаяся ситуация, связанная с миграцией имеет и другие проблемные моменты. Среди них: влияние на возрастную структуру населения, его профессиональный и образовательный состав. Происходящие изменения естественного движения и численности населения позволяют сделать вывод, что Республика Мордовия не может обеспечить стабильность численности населения и удовлетворить потребность в трудовых ресурсах, опираясь лишь на внутренние демографические ресурсы. Одним из способов восполнения убыли населения, в том числе и дефицита трудовых ресурсов, является привлечение населения трудоспособных возрастов извне.

Все это говорит о том, что республике необходим орган, который занимался бы непосредственно регулированием миграционной сферы. В связи с этим республика сталкивается с рядом проблем, требующих незамедлительного решения.

Несмотря на существующие проблемы в республике, всё же ведомственные работы в этой области ведутся. Основным органом, реализующим миграционную политику в Республике Мордовия является Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия. Данный территориальный орган создан для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных задач и функций Федеральной миграционной службы. Он является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС России [4].

Основными задачами УФМС России по Республике Мордовия являются:

– производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

– осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

– оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

– осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

– реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

– исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

– осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

В своей деятельности территориальный орган руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России.

УФМС России по Республике Мордовия наделен определенными полномочиями.

В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль и надзор:

– за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

– за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;

– за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:

– оформление и выдачу работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;

– выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства виз на въезд в Российскую Федерацию, их продление, аннулирование и восстановление;

– выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

– выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;

– определение и оформление наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

– принятие от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

– составление заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации в общем порядке и направление их в ФМС России;

– исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации;

– ведение учета лиц, в отношении которых территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

– отмену принятых территориальным органом решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

– выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;

– регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации;

– оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

– учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации;

– оформление и выдачу приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

– реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

– проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

– проведение государственной дактилоскопической регистрации;

– учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве на территории осуществления полномочий;

– учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства на территории осуществления полномочий;

– проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся на территории осуществления полномочий;

– производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции;

– представление в установленном порядке в судах интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России и ФМС России по вопросам своей компетенции, а также 'защиту в судах интересов территориального органа;

– подготовку и предоставление в установленном порядке и в установленные сроки ведомственной и государственной статистической отчетности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решения:

– по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации;

– о продлении либо, сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;

– о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство;

– о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

К деятельности УФМС России по Республике Мордовия относится:

– подготовка и исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства;

– осуществление в установленном порядке мероприятия по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

– оформление и направление в ФМС России в установленном порядке материалы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;

– осуществление в пределах своей компетенции мер по недопущению въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

– участие в установленном порядке в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

– участие в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на территории осуществления полномочий;

– проведение адресно-справочной работы на территории осуществления полномочий;

– проведение приема граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующих решений и направляет ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

– принимает в установленном порядке участие в подготовке предложений по установлению субъекту Российской Федерации квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

– принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы территориального органа;

– принимает участие в создании единой информационной системы и в формировании федеральных баз данных в установленной сфере деятельности;

– взаимодействует и проводит в установленном порядке консультации с российскими и зарубежными общественными организациями, правоохранительными органами иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа;

– обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности на территории осуществления полномочий и вносит руководству ФМС России предложения по его совершенствованию;

– проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских работ для нужд территориального органа;

– осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций;

– осуществляет защиту сведений, составляющих государственную иную охраняемую законом тайну, и меры, связанные с допуском сотрудников, гражданских служащих и работников территориального органа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

– осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;

– осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, приказами и распоряжениями ФМС России.

Территориальный орган для осуществления своих полномочий имеет право:

– участвовать в установленном порядке в информационном обмене с ФМС России, МВД России и их территориальными органами;

– запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций документы, справочные материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам сферы деятельности территориального органа;

– подготавливать и направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, а также в иные организации информацию о недостатках, выявленных при проведении мероприятий по контролю за соблюдением миграционного законодательства;

– заключать гражданско-правовые договоры;

– выступать в качестве заказчика по капитальному строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов территориального органа;

– взаимодействовать в установленном порядке со средствами массовой информации по направлениям деятельности территориального органа.

Помимо УФМС России по Республике Мордовия, не малозначимым органом, регулирующим миграционную сферу является Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения. Данный оран проводит работу по содействию в трудоустройстве и обустройстве в сельской местности граждан и членов их семей, обратившихся в центры занятости. Совместно со службой занятости республики, оказывается помощь обратившимся гражданам из числа вынужденных переселенцев и безработных, утвержденным на переселение, им выплачивается единовременное денежное пособие. Также оказывает информационное содействие гражданам, желающим переселиться в Мордовию из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения участвует в реализации программ, направленных на стабилизацию миграционной ситуации в Республике Мордовия. Данный орган занимается рассмотрением проблем и перспектив развития миграционных процессов. В настоящее время прослеживается тенденция оттока высококвалифицированных специалистов из районов Мордовии, прилегающих к Рязанской, Нижегородской и Пензенской областям. Государственный комитет службы занятости населения по Республике Мордовия ведет работу по регулированию территориальной мобильности рабочей силы. Госкомзанятости Республики Мордовия определен как уполномоченный орган по организации и координации работ по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Республике Мордовия. Одновременно Госкомзанятости Республики Мордовия является Уполномоченным органом исполнительной власти по оказанию содействия расселению соотечественников, добровольно переселяющихся в республику из-за рубежа. С июня 2008 г. Госкомзанятости Республики Мордовия переданы функции регулирования трудовой сферы. Таким образом, с точки зрения структур управления на данный момент созданы более менее устойчивые условия для нормального регулирования миграционных процессов.

Следующим органом, который также играет важную роль в регулировании миграционной сферы, является – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Мордовия (Мордовиястат) ежегодно выпускает статистический сборник «Миграция населения в Республике Мордовия» и аналитические записки «О миграционных процессах в Республике Мордовия» [3].

Мордовиястат ведет мониторинг миграции населения. Со временем деятельность органа в данной сфере становится более обширна. К примеру, если раньше сборники по итогам переписи населения не имели практически никакой расширенной информации, то сейчас в них появилась отчетность по гражданству и образовательному уровню всех мигрантов.

Для анализа миграционной ситуации в республике, выработки рекомендаций по осуществлению единой государственной миграционной политики, улучшению взаимодействия органов исполнительной власти республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями при решении экономических, социальных, этнокультурных вопросов, связанных с миграционными процессами, Указом Главы РМ от 6 декабря 2006 г. № 222-УГ был образован Координационный совет Республики Мордовия по миграционной политике (с марта 2008 г. – Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике).

Миграционные потоки имеют значительно большой объем, а регулирование этих потоков возможно лишь с помощью создания достойных условий для жизни. Для эффективного регулирования миграционных потоков, необходимо прибегать к разработке и реализации программ, способствующих сокращению миграционных оборотов . В связи с этим, рассмотрим программы, которые действуют сейчас в республике.

В Республике Мордовия разработан проект Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом на 2008–2012 гг. Работа над проектом программы, которая велась и ведется НИИ Регионологии, Государственным комитетом по труду и занятости населения, Министерством социальной защиты населения и Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия, до сих пор не закончена. Уполномоченным межведомственным органом по осуществлению общей координации действий и контролю за реализацией данной Программы в Республике Мордовия является – Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия, ответственным за реализацию Программы является – Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения.Организацию текущего оперативного управления Программой осуществляют Координационный совет и Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия (УФМС России по Республике Мордовия) [1].

Правительство Российской Федерации несколько раз возвращало проект из-за недостаточной проработки отдельных параметров программы. На сегодняшний день, доработанный с учетом замечаний, проект направлен в Министерство регионального развития России для дальнейшего согласования. Главной целью программы является – оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития республики.

Основными задачами реализации программы являются обеспечение социально-экономического развития Республики Мордовия, сокращение дефицита трудовых ресурсов, улучшение демографической ситуации, увеличение миграционного притока населения в республику, закрепление переселенцев в Мордовии, обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

Поэтому программа Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Республики Мордовия.

В программе предусматривается присвоение статуса соотечественника только лицам, отождествляющим себя с культурными традициями России, для которых русский (либо мордовский) язык является родным языком, языком общения.

Для поддержания демографической ситуации в республике действует Республиканская программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008–2012 годы, принятая в 2008 году. Ее основная цель – создание благоприятных условий для естественного расширенного воспроизводства населения республики. В данной программе одной из подпрограмм является «Миграция». Подпрограмма «Миграция» включает в себя важные мероприятия, такие как: содействие переселению семей из других регионов России в переезде и обустройстве в сельской местности республики; информационное сопровождение добровольного переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, в СМИ [2].

Несмотря на все мероприятия, которые действуют в республике на данный момент, включая программы, в полном объеме они не осуществляются, что и приводит к низкому положительному результату. Следовательно, нужно продолжать принимать более эффективные меры в данной сфере, которые могли бы привести к желаемым итогам.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на регулирование миграционной сферы указанными органами, все-таки необходим единый орган, который бы отвечал за происходящие миграционные процессы, т.к. их масштабы становятся всё более глобальными и требуют постоянного мониторинга, контроля, координации и составления прогнозов миграции.

Список литературы

  1. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом – Режим доступа : http://www.fmsrm.ru

  2. Подпрограмма «Миграция» на 2008 – 2012 г.г. – Режим доступа : regionz.ru

  3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия – Режим доступа : http://mrd.gks.ru

  4. Территориальный орган УФМС России по Республике Мордовия – Режим доступа : http://www.fmsrm.ru

10

Просмотров работы: 1935