ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Каблов А.В. 1, Седашкина Т.И. 2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что-либо.

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» – в переводе с французского «посредник»).

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Успешное функционирование малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из решающих условий инновационного обновления - обновления на принципах реализации экономики знаний, человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Субъекты малого и среднего предпринимательства являются наиболее приспособленными и мобильными при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, появление новых ниш и потребностей рынка. При этом они:

  • обеспечивают высокую эффективность капиталовложений;

  • формируют конкурентную среду;

  • насыщают рынок товарами и услугами;

  • увеличивают налоговые поступления в бюджеты всех уровней;

  • обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест.

С первых дней существования института государства оно занимается экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов хозяйственной деятельности, что обеспечивает устойчивость политической власти. Однако степень вмешательства государства в разные периоды времени сильно различалась. В настоящее время государственное регулирование предпринимательства и содействие его развитию усиливается, происходит смена форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного предпринимательства, порой существенно меняются цели, механизм, аппарат управления, сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» устанавливает основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства и их взаимодействия. Закон определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, требования к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства включают в частности:

  • участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

  • разработку и реализацию региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

  • финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации;

  • формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности.

Региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяются Законом как «нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий».

В основе государственного регулирования малого предпринимательства в Республике Мордовия лежит программно-целевой метод, который, как показывает мировой и отечественный опыт, является одним из наиболее эффективных. В республике в период с 1994 по 2010 годы были приняты и реализованы семь программ поддержки малого предпринимательства. Их основное направление – совершенствование нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства, стимулирование его производственной ориентации и развитие в приоритетных направлениях экономики и социальной сферы, формирование условий для развития малого предпринимательства в инновационной и научной сферах, преодоление административных барьеров. При рассмотрении целей и задач, можно заметить, что многие из них переходят из одной программы в другую. Например, стимулирование производственной ориентации малого предпринимательства и его развитие в приоритетных направлениях экономики и социальной сферы; развитие перспективных финансовых технологий; устранение административных барьеров; развитие системы поддержки малого предпринимательства на местном уровне и др. Это свидетельствует об их недостаточной эффективности.

Для многих из этих программ была присуща проблема недостаточного финансирования и нерационального расходования финансовых ресурсов.

В настоящее время реализуется Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 гг. Она является продолжением Комплексной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 гг., так как для нее характерны те же цели и задачи. На ее реализацию выделено 1 млрд. 444 млн. рублей, что почти на 1 млрд. больше, чем на реализацию предыдущей программы. Причем финансирование из республиканского бюджета Республики Мордовия составит 300 млн. рублей, а 1 млрд. 144 млн. рублей – прогнозируемые средства, поступающие из федерального бюджета. Результаты очередной Комплексной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия покажет время.

Очень важный фактор эффективного осуществления предпринимательской деятельности – наличие определенной предпринимательской среды и, разумеется, развитой инфраструктуры.

Элементы инфраструктуры малого бизнеса Республики Мордовия представлены на рисунке 1 [3]. Рисунок показывает, что в Республике Мордовия достаточно развитая инфраструктура поддержки предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

Министерство торговли и предпринимательства РМ – орган исполнительной власти РМ, осуществляющий в пределах своей компетенции государственную координацию и поддержку малого предпринимательства в различных сферах его деятельности, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, оптовой и розничной торговли, рынка алкогольной продукции.

Рисунок 1 – Элементы инфраструктуры малого бизнеса Республики Мордовия

Государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» было зарегистрировано и начало свою деятельность 9 февраля 2006 г. Учреждение создано в целях реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на обеспечение экономического роста республики, содействие формированию эффективной рыночной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечение условий для эффективного развития и повышения конкурентоспособности инкубируемых субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что за непродолжительное время работы учреждению удалось сделать многое. Консультативную помощь по ведению бизнеса получили сотни предпринимателей, а желающие повысить квалификацию прошли подготовку и переподготовку. Регулярно проводится обучение специалистов районных администраций, занимающихся поддержкой малого бизнеса на местном уровне. Бизнес-инкубатор целенаправленно расширяет сферу сотрудничества малого бизнеса с банковскими структурами, решает вопросы по оказанию предпринимателям государственной финансовой поддержки.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется по двум направлениям:

– получение из республиканского бюджета РМ субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, выделенными на реализацию проектов в приоритетных направлениях экономики и социальной сферы республики;

– получение из республиканского бюджета РМ субсидий на оплату части лизинговых платежей российским лизинговым компаниям по договорам лизинга машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов.

Имущественная поддержка оказывается по результатам конкурсного отбора из начинающих предпринимателей. Победа в конкурсе позволяет получить имущество (оборудованное офисное помещение) в аренду на следующих льготных условиях:

в 1-й год аренды – не более 40 % от ставки арендной платы, установленной в республике для аренды нежилых помещений, которые находятся в государственной собственности РМ;

во 2-й год аренды – не более 60 % от ставки арендной платы, установленной в республике для аренды нежилых помещений, которые находятся в государственной собственности РМ;

в 3-й год аренды – не более 100 % от ставки арендной платы, установленной в республике для аренды нежилых помещений, которые находятся в государственной собственности РМ.

Кроме того, начинающие предприниматели получают помощь юристов, экономистов, маркетологов, содействие в поиске новых партнеров.

Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции РМ был создан постановлением Президиума Верховного Совета МССР от 3 августа 1993 года для финансирования мероприятий по развитию предпринимательства, здоровой конкуренции и ограничению монополизма на региональном рынке. Фонд является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение региональной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РМ.

Целью деятельности данного фонда выступает финансовое обеспечение региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участие в финансировании муниципальных программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в республике.

В настоящие время основные направления работы фонда следующие:

– содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства;

– участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

– осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур;

– содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;

– участие в формировании инфраструктуры рынка;

– оказание консультационных услуг;

– информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства.

Рассмотрим достигнутые показатели развития малого бизнеса в Республике Мордовия.

Данные Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия на октябрь 2012 г., свидетельствуют о том, что в республике действует 28 333 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 227 малых предприятий, 6 248 микропредприятий, 120 средних предприятий, 20 738 индивидуальных предпринимателей.

Рисунок 2 – Количество малых предприятий в Республике Мордовия

* – данные без учета микропредприятий

Как показывают данные диаграммы, количество малых предприятий за анализируемый период выросло почти в 2 раза. В период с 2005 по 2009 гг. количество малых предприятий непрерывно возрастало. В период кризиса, с 2008 по 2009 гг. количество малых предприятий увеличилось на 35%, что является достаточно хорошим результатом, который стал следствием оказывающейся в период кризиса поддержки субъектам малого предпринимательства.

Большая часть средних предприятий осуществляет деятельность в сфере сельского хозяйства – 39,2 %, обрабатывающих производств – 17,5 %, строительства – 15,8 % оптовой и розничной торговли – 11,7 %.

Распределение по видам деятельности среди малых предприятий выглядит следующим образом: оптовая и розничная торговля – 23,3 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 19,8 %, строительство – 16,4 %, обрабатывающие производства – 13,9 %, сельское хозяйство – 11,2 %.

Основная масса индивидуальных предпринимателей осуществляет свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли – 51,6 %, транспорта – 13,5 %, сельского хозяйства – 13, 2 % [2].

Малое и среднее предпринимательство охватывает практически все виды экономической деятельности, но наибольшее их количество работает в оптовой и розничной торговле – 38 процентов, строительстве – 15,4 процента, операциях с недвижимым имуществом – 15,4 процента, обрабатывающих производствах – 10,4 процента, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 7,4 процента (рисунок 3). В сегмент «прочая деятельность» вошли менее значительные отрасли – гостиницы и рестораны – 2 процента, транспорт и связь – около 4,8 процентов, финансовая деятельность – 1,1 процент, предоставление коммунальных услуг – 1,3 процента, другие отрасли еще менее интересны малому бизнесы, доля в них составила менее 1 процента (образование, здравоохранение и другие).

Рисунок 3 – Доли малых и средних предприятий по направлениям деятельности

Из года в год растет численность работников малых предприятий, динамика этого показателя отражена на рисунке 4. Рисунок показывает, что численность занятых росла пропорционально росту числа самих малых предприятий, и выросла в 2010 году по отношению к 2006 году на 24850 человек, т.е. почти в два раза. Средняя численность работников средних предприятий в январе-сентябре 2012 года составила 13 677 человека. Средняя численность работников малых предприятий составила 35 899 человек.

Рисунок 4 – Динамика численности занятых на малых предприятиях, человек

Оборот по малым и средним предприятиям (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) на 01.01.2010 год составил 70,056 млрд. рублей, динамика этого показателя отражена в таблице 2. Инвестиции в основной капитал по малым и средним предприятиям на 01.01.2010 год составили 3 099 млн. рублей.

Оборот малых и средних предприятий за январь-сентябрь текущего года составил 46 358 910 тыс. рублей.

Оборот средних предприятий составил 13 350 972 тыс. рублей. На средние предприятия оптовой и розничной торговли пришлось 34,7 % общего оборота средних предприятий, на средние предприятия сферы обрабатывающего производства - 29,9 %, на средние предприятия, работающие в сфере строительства – 16,5 % на сельскохозяйственные средние предприятия - 14,4 %.

Оборот малых предприятий составил 33 007 938 тыс. рублей. Большая часть оборота малых предприятий приходится на малые предприятия оптовой и розничной торговли – 45,5 %, обрабатывающих производств – 14,8 %, строительства – 13,4 %, сферы операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставлением услуг - 8,7 %.

Инвестиции в основной капитал средних предприятий составили 690 387 тыс. рублей, основная часть инвестиций приходится на сельскохозяйственные средние предприятия – 57,3 %, оптовую и розничную торговлю – 19,6 %, обрабатывающие производства – 14,5 %.

Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям составили 1 180 878 тыс. рублей, на обрабатывающие производства приходится – 76,9 %, строительство – 12,4 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 2,7 %, транспорт и связь – 1,8 %.

Таблица 1 – Оборот и инвестиции в основной капитал малых предприятий Республики Мордовия в динамике по годам

Год

2006

2007

2008

2009

2010

Оборот малых предприятий, млн.р.

15134,7

17645,6

46871,7

61528,1

39135,8*

Инвестиции в основной капитал, млн.р.

102,8

601,8

264,0**

1754,5

2176,0

* данные оперативной отчетности за 2010 год не включают оборот микропредприятий.

** данные по инвестициям за 2008 год без учета с/х микропредприятий.

Проанализировав данные таблицы, легко заметить, что оборот малых предприятий в 2010 году даже без учета микропредприятий вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2006 годом, а в 2009 году по сравнению с тем же 2006 годом рост данного показателя составил более чем в 4 раза! Притом данный рост произошел в довольно короткий промежуток времени – всего 3 года. Более 20% оборота средних предприятий и более 50% оборота малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, значительная доля оборота малых предприятий приходится на сельское хозяйство и строительство.

Несмотря на то, что Республика Мордовия имеет положительные тенденции развития малого предпринимательства, на фоне других регионов Приволжского федерального округа ее показатели не являются достаточно высокими. Можно с уверенностью сказать, что республика занимает твердое 13-е место из 14 по показателям достигнутых результатов развития малого бизнеса.

В рейтинге регионов России по уровню развития малого предпринимательства в 2009 году Республика Мордовия занимала 64 место (из 83 субъектов).

Результаты анализа работы малых предприятий в Республике Мордовия свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от показателей других регионов и по объему деятельности, и по уровню эффективности. Такое положение обусловлено рядом факторов, сдерживающих активность хозяйствующих субъектов и формирующих неблагоприятный предпринимательский климат в регионе.

Сами предприниматели республики отмечают в качестве препятствий для их всестороннего развития сложный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности, сопровождающийся оформлением множества документов в различных инстанциях, проблематичность решения имущественных вопросов, сильный налоговый пресс [1]. Однако самой главной и большой проблемой являются административные барьеры. Учитывая ежегодно увеличивающийся вклад малого предпринимательства в экономику Республики Мордовия, а также более низкие показатели развития малого бизнеса республики по сравнению с другими регионами Российской Федерации, необходима дальнейшая реализация целенаправленной и последовательной политики государственного протекционизма в отношении малого бизнеса, решения проблем его развития программным и, что особенно важно, законодательным и рыночным путем. Анализ развития малых предприятий в Республике Мордовия говорит о наличии потенциала его развития. Малые предприятия могут стать одним из факторов, обеспечивающим социальную и политическую стабильность при эффективном регулировании со стороны государства. Роль государства в этой ситуации заключается в том, чтобы поддержать развивающиеся малые предприятия. От выбора приоритетов развития экономики зависит эффективность социально – экономических реформ в регионе.

Список литературы

  1. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 454 с.

  2. Малое предпринимательство Республики Мордовия / Под ред. Н. П. Макаркина, А. Н. Салмова. – Саранск, изд-во – 2004.– 256 с.

  3. О состоянии и перспективах развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовии. – Режим доступа: http://www.mordovia-business.ru/otdel_predprenimatelstva.

  4. Поддержка бизнеса [Электронный ресурс]: Бизнес-инкубатор Республики Мордовия. – Режим доступа: http://www.binkrm.ru/podder. – Загл. с экрана

  5. Поддержка малого бизнеса – приоритет Мордовии [Электронный ресурс]: Новости Мордовии. – Режим доступа: http://113rus.ru/news/13419.

Просмотров работы: 3011