В настоящее время штриховой код наносится на 99% выпускаемой продукции. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрих-кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.
Штриховой код – это знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Автоматическая идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей частью с помощью нанесения и считывания информации, закодированной в штрих-коде. Штрих-коды позволяют быстро, просто, и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле
Этикетки со штрих-кодами очень легко приклеиваются практически к любой поверхности, а также могут быть нанесены уже непосредственно на тюбики, конверты, коробки, бутыли, упаковки, книги, мебель, карточки и еще на многие предметы, которые нуждаются в идентификации.
Помимо информационной и идентифицирующей, штрих-код выполняетряд дополнительных функций: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Изначально в 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации. Реальное применение штриховой код впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании с введением системы линейных кодов «Point of sale». Нововведение получило распространение в розничной и оптовой торговле, книгоиздательстве, упаковочном деле. В 1960-е гг. штриховой код был внедрен на железнодорожном транспорте США при проведении идентификации железнодорожных вагонов. В начале 70-х гг. в США был принят универсальный код UPC (Universal Product Code), который мог применяться как в промышленности, так и в торговле. В настоящее время код UPC является стандартным кодом, принятым в США. В 1977 г. в Европе была установлена система EAN (European Article Numbering), ставшая европейским стандартом кодирования. Несмотря на большое разнообразие штриховых кодов применяемых в США, Японии и других странах на практике при идентификации товаров коду EAN отдается большее предпочтение.
В настоящее время штриховые коды EAN/UPC лежат в основе всемирной многоотраслевой коммуникационной системы, создание которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями - EAN International и AIMGlobal.
Сходство кодов EAN и UPC заключается в том, что в них для кодирования используется один и тот же набор знаков - определенная совокупность штрихов и пробелов. Хотя система ЕАN была разработана на основе системы UРС и при ее создании предусматривалось выполнение требования совместимости с системой UРС, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.
После вступления в ЕАN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация ЕАN. Система ЕАN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара. В рамках системы ЕАN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (ЕАNCOM).
В России представителем организации EAN International является «Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN Россия», зарегистрировавшись в которой, производитель получает штрих-коды на все выпускаемые им товары (в России коды EAN-13 имеют префиксы 460-469).
Среди нескольких десятков различных систем, схем и стандартов кодирования, принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, а также используемых для различных целей наиболее распространенными являются коды ЕАN и UРС.
Технология на месте не стоит, и если раньше информацию о товаре можно было получить только в магазине, то теперь любой потребитель может с помощью своего мобильного телефона узнать, как о составе, так и о свойствах купленного им товара.
Ниже приведен список наиболее популярных стандартов штриховых кодов.
Линейный штриховой код |
|
Наиболее узнаваемый среди потребителей и самый распространенный в мире линейный код (EAN-13 и EAN-8). Считывается в одном направлении (по горизонтали). |
|
Двумерный штриховой код |
|
Разработан для кодирования большого объёма информации. Считывается в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). |
|
RFID(RadioFrequencyIDentification) |
|
Радиочастотная идентификация - автоматическая идентификация объектов, посредством считывания радиосигналов или записи данных на RFID-метках. |
|
QR-код(Quick Response) |
|
Матричный код. Легко распознается сканирующим оборудованием, в т. ч. и фотокамерой мобильного телефона. |
|
Microsoft TagHCCB (High Capacity Color Barcode) |
|
Двумерный цветной штрих-код, разработанный Microsoft специально для распознавания при помощи фотокамер, встроенных в мобильные телефоны. |
|
Aztec Code |
|
Двумерный матричный штрих-код. Красным и чёрным цветом обозначены калибровочные элементы. Зелёным цветом обозначены области для хранения служебной информации |
|
Code 128 |
|
Кодирует не только цифры, но и буквы латинского алфавита, а также специальные символы. Компактен, за счёт «двойной упаковки» данных: два числа записываются в один модуль штрих-кода. Буквы кодируются обычным - «одиночным» способом, что делает буквенный код вдвое длиннее цифрового. |
|
UCC/EAN-128 |
|
Международный стандарт для обмена данными между предприятиями во всем мире. Кодирует не только данные, но и определяет их значение, используя список прикладных идентификаторов сокращенно AI (Application Identificator). |
|
UPC(Universal Product Code) |
|
Универсальный код товара. Американский стандарт штрих-кода. Предназначен для отслеживания товаров в магазинах. |
|
PDF (PortableDataFile) 417 |
|
Двумерныйштрих-код, поддерживающий кодирование до 2 710 знаков. Portable Data File - Переносимый Файл Данных. Широко применяется при учете товаров. |
|
DataMatrix |
|
Двумерный матричный штрих-код. Предназначен для кодирования текста или данных других типов.С помощью DataMatrix можно закодировать как текст, так и другие типы данных (веб-ссылки, адреса электронной почты, телефонные номера и SMS). |
|
Interleaved2of5 |
|
Линейный код. Информация, кодируется расположением двух широких полосок среди пяти. Таким блоком можно закодировать 10 различных значений, т.е. все цифры от 0 до 9. Interleaved (с англ. перемежающийся) т.к. рассматриваются отдельно черные и отдельно белые полоски. |
|
EZcode |
|
Двухмерный штрих-код. Имеет более простую конструкцию по сравнению аналогичными кодами. Создан специально для камерофонов(сотовых телефонов, имеющих встроенную цифровую фотовидеокамеру.) |
|
ShotCode |
|
Используется для чтения информации о товаре с помощью камеры мобильного телефона. |
|
MaxiCode |
|
Высоковместимый двуразмерный машиносчитываемый код. Создан для грузоотправительных и грузоприемных систем. В него может быть включена любая информация, касающаяся рассматриваемой продукции (вес, порядковый номер, тип материала, классификация, степень опасности.) |
Современные достижения электроники позволили миниатюризировать штрих-коды, что дало возможность сократить их площадь, и повысить тем самым объем вносимой в них информации.
Штрих-коды имеют большие преимущества перед другими средствами автоматизированной идентификации, за счет оперативной передачи информации о товаре по системе электронной связи; однозначности информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок (при считывании ШК); сравнительно невысокой стоимости благодаря использованию дешевого носителя информации - бумаги.
Широкое распространение штриховых кодов привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей.
Список использованной литературы:
Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник – 5-е изд. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
Николаева, М.А. Средства информации о товарах / М.А. Николаева, Л.В. Карташова, М.А. Положишникова; ред. колл. И.И. Горбачев, Н.А. Пулей, Г.И. Мазин [и др.]. – М.: ОАО изд-во «Экономика», 1997.
Николаева М.А. Ценники как средство информации. Учебное пособие – М.: ОЦПКР, 2002.
Сафаров Т.А. Технология штрихового кодирования. Уфа: Башкортостан, 2000.
Степанов Е.А., Корнеев И.Н. Информационная безопасность и защита информации: Уч. пособие. М., Инфра-М, 2001.