ЭВОЛЮЦИЯ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭВОЛЮЦИЯ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость внедрения штрихового кода возникла в связи с развитием информационных технологий, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли.

В настоящее время штриховой код наносится на 99% выпускаемой продукции. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрих-кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

Штриховой код – это знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Автоматическая идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей частью с помощью нанесения и считывания информации, закодированной в штрих-коде. Штрих-коды позволяют быстро, просто, и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле

Этикетки со штрих-кодами очень легко приклеиваются практически к любой поверхности, а также могут быть нанесены уже непосредственно на тюбики, конверты, коробки, бутыли, упаковки, книги, мебель, карточки и еще на многие предметы, которые нуждаются в идентификации.

Помимо информационной и идентифицирующей, штрих-код выполняетряд дополнительных функций: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Изначально в 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации. Реальное применение штриховой код впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании с введением системы линейных кодов «Point of sale». Нововведение получило распространение в розничной и оптовой торговле, книгоиздательстве, упаковочном деле. В 1960-е гг. штриховой код был внедрен на железнодорожном транспорте США при проведении идентификации железнодорожных вагонов. В начале 70-х гг. в США был принят универсальный код UPC (Universal Product Code), который мог применяться как в промышленности, так и в торговле. В настоящее время код UPC является стандартным кодом, принятым в США. В 1977 г. в Европе была установлена система EAN (European Article Numbering), ставшая европейским стандартом кодирования. Несмотря на большое разнообразие штриховых кодов применяемых в США, Японии и других странах на практике при идентификации товаров коду EAN отдается большее предпочтение.

В настоящее время штриховые коды EAN/UPC лежат в основе всемирной многоотраслевой коммуникационной системы, создание которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями - EAN International и AIMGlobal.

Сходство кодов EAN и UPC заключается в том, что в них для кодирования используется один и тот же набор знаков - определенная совокупность штрихов и пробелов. Хотя система ЕАN была разработана на основе системы UРС и при ее создании предусматривалось выполнение требования совместимости с системой UРС, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.

После вступления в ЕАN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация ЕАN. Система ЕАN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара. В рамках системы ЕАN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (ЕАNCOM).

В России представителем организации EAN International является «Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN Россия», зарегистрировавшись в которой, производитель получает штрих-коды на все выпускаемые им товары (в России коды EAN-13 имеют префиксы 460-469).

Среди нескольких десятков различных систем, схем и стандартов кодирования, принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, а также используемых для различных целей наиболее распространенными являются коды ЕАN и UРС.

Технология на месте не стоит, и если раньше информацию о товаре можно было получить только в магазине, то теперь любой потребитель может с помощью своего мобильного телефона узнать, как о составе, так и о свойствах купленного им товара.

Ниже приведен список наиболее популярных стандартов штриховых кодов.

Линейный штриховой код

 

Наиболее узнаваемый среди потребителей и самый распространенный в мире линейный код (EAN-13 и EAN-8). Считывается в одном направлении (по горизонтали).

Двумерный штриховой код

 

Разработан для кодирования большого объёма информации. Считывается в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

RFID(Ra­dioFrequencyIDentification)

 

Радиочастотная идентификация - автоматическая идентификация объектов, посредством считывания радиосигналов или записи данных на RFID-метках.

QR-код(Quick Response)

 

Матричный код. Легко распознается сканирующим оборудованием, в т. ч. и фотокамерой мобильного телефона.

Microsoft TagHCCB (High Capacity Color Barcode)

 

Двумерный цветной штрих-код, разработанный Microsoft специально для распознавания при помощи фотокамер, встроенных в мобильные телефоны.

Aztec Code

 

Двумерный матричный штрих-код. Красным и чёрным цветом обозначены калибровочные элементы. Зелёным цветом обозначены области для хранения служебной информации

Code 128

 

Кодирует не только цифры, но и буквы латинского алфавита, а также специальные символы. Компактен, за счёт «двойной упаковки» данных: два числа записываются в один модуль штрих-кода. Буквы кодируются обычным - «одиночным» способом, что делает буквенный код вдвое длиннее цифрового.

UCC/EAN-128

 

Международный стандарт для обмена данными между предприятиями во всем мире. Кодирует не только данные, но и определяет их значение, используя список прикладных идентификаторов сокращенно AI (Application Identificator).

UPC(Universal Product Code)

 

Универсальный код товара. Американский стандарт штрих-кода. Предназначен для отслеживания товаров в магазинах.

PDF (PortableDataFile) 417

 

Двумерныйштрих-код, поддерживающий кодирование до 2 710 знаков. Portable Data File - Переносимый Файл Данных. Широко применяется при учете товаров.

DataMatrix

 

Двумерный матричный штрих-код. Предназначен для кодирования текста или данных других типов.С помощью DataMatrix можно закодировать как текст, так и другие типы данных (веб-ссылки, адреса электронной почты, телефонные номера и SMS).

Interleaved2of5

 

Линейный код. Информация, кодируется расположением двух широких полосок среди пяти. Таким блоком можно закодировать 10 различных значений, т.е. все цифры от 0 до 9. Interleaved (с англ. перемежающийся) т.к. рассматриваются отдельно черные и отдельно белые полоски.

EZcode

 

Двухмерный штрих-код. Имеет более простую конструкцию по сравнению аналогичными кодами. Создан специально для камерофонов(сотовых телефонов, имеющих встроенную цифровую фотовидеокамеру.)

ShotCode

 

Используется для чтения информации о товаре с помощью камеры мобильного телефона.

MaxiCode

 

Высоковместимый двуразмерный машиносчитываемый код. Создан для грузоотправительных и грузоприемных систем. В него может быть включена любая информация, касающаяся рассматриваемой продукции (вес, порядковый номер, тип материала, классификация, степень опасности.)

Современные достижения электроники позволили миниатюризировать штрих-коды, что дало возможность сократить их площадь, и повысить тем самым объем вносимой в них информации.

Штрих-коды имеют большие преимущества перед другими средствами автоматизированной идентификации, за счет оперативной передачи информации о товаре по системе электронной связи; однозначности информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок (при считывании ШК); сравнительно невысокой стоимости благодаря использованию дешевого носителя информации - бумаги.

Широкое распространение штриховых кодов привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей.

Список использованной литературы:

  1. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник – 5-е изд. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

  2. Николаева, М.А. Средства информации о товарах / М.А. Николаева, Л.В. Карташова, М.А. Положишникова; ред. колл. И.И. Горбачев, Н.А. Пулей, Г.И. Мазин [и др.]. – М.: ОАО изд-во «Экономика», 1997.

  3. Николаева М.А. Ценники как средство информации. Учебное пособие – М.: ОЦПКР, 2002.

  4. Сафаров Т.А. Технология штрихового кодирования. Уфа: Башкортостан, 2000.

  5. Степанов Е.А., Корнеев И.Н. Информационная безопасность и защита информации: Уч. пособие. М., Инфра-М, 2001.

Просмотров работы: 3581