Какао-дерево было впервые обнаружено примерно за 1000 лет до нашей эры. Значительно позже, уже в 1200 году нашей эры, ацтекская легенда гласила, что семена какао попали к нам из Рая и что из плода какао-дерева исходят мудрость и сила [3].
В настоящее время во всем мире шоколад относится к товарам повседневного потребления. Около 40% населения употребляют шоколад 2-3 раза в месяц.
Актуальность работы состоит в том, что от ассортимента и качества шоколада зависит конкурентоспособность отечественных производителей. Качество и все вопросы с ним связанные очень актуальны в настоящее время.
Целью данной научно-исследовательской работы является оценка качества шоколада.
Задачасостоит в определении органолептических показателей шоколада, в оценке комплексного показателя качества шоколада и в проведении маркетингового исследования.
В торговой сети города Нальчика имеется широкий ассортимент шоколада. Наиболее пользующийся потребительским спросом ассортимент представлен в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика объектов шоколада
№ |
Наименование продукта |
Производитель |
Стоимость, руб. |
Масса, г |
Торговые точки |
1 |
Nestle |
ООО "Нестле Кубань" |
85 |
100 |
ТЦ "Караван" |
2 |
Аленка |
ОАО "Красный октябрь" |
50 |
65 |
"Магнит" |
3 |
Alpen Gold |
ООО "Крафт Фудс Рус" |
70 |
100 |
ТЦ "Дея" |
В данных объектах определили органолептические показатели в баллах с учетом коэффициента весомости, т. е. с учетом значимости каждого показателя, результаты которых представлены в таблицах 2 и 3 [2].
Таблица 2
Результаты органолептических показателей объектов
№ п/п |
Торговая марка |
Вкус и запах |
Внешний вид |
Форма |
Консистенция |
Структура |
1 |
Шоколад плитка «Аlpen Gold» молочный |
Свойственный, приятный |
Поверхность блестящая |
Правильная |
Твердая |
Однородная |
2 |
Шоколад плитка «Nestle» молочный |
Ярко выраженный |
Поверхность блестящая |
Правильная |
Твердая |
Однородная |
3 |
Шоколад плитка «Аленка» молочный |
Ярко выраженный |
Поверхность блестящая |
Правильная |
Твердая |
Однородная |
Таблица 3
Оценка комплексного показателя качества шоколада исследуемых образцов
Объекты исследований |
Вкус и запах |
Внешний вид |
Форма |
Консистенция |
Структура |
Оценка с учетом коэффициента весомости |
Коэффициент весомости |
5 |
4 |
1 |
3 |
2 |
Средние оценки в балах по единичным показателям качества
1.Nestle |
4,9 |
4 |
1 |
2,7 |
1,7 |
53 |
2.Аленка |
4,8 |
4 |
1 |
2,9 |
2 |
53,7 |
3.Alpen Gold |
5 |
4 |
1 |
3 |
1,8 |
54,6 |
Как видно из таблицы 3, самый высокий балл с учетом коэффициента весомости имел объект Alpen Gold.
На полках магазинов можно найти широкий ассортимент шоколада различных видов, вкусов, начинок и марок. Но даже в этом хаосе ассортимента есть свои лидеры потребительских предпочтений. Для получения информации о потребителях провели маркетинговые исследования, путем опроса респондентов.
1. Какой вид шоколада Вы предпочитаете?
№ |
Какой вид шоколада Вы предпочитаете? |
Доля |
1 |
Молочный |
60,7% |
2 |
Горький |
42,3% |
3 |
Белый |
12,4% |
Наибольшим спросом (рис.1), пользуется молочный шоколад (60.7%). Хотя многие могут назвать молочный шоколад «не настоящим». Но при этом приверженцы классического горького шоколада составляют лишь 42,3%. Это почти на треть меньше любителей молочного шоколада, но всё же это очень большой сегмент рынка. Особенное если его сравнивать с белым шоколадом, который нравится лишь 12,4% потребителей.
Рейтинг популярности марок плиточного шоколада с начинкой, во многом зависит от торговой марки шоколада, способов его изготовления, продвижения и позиционирования, зависит, какое место он сможет занять в сердцах потребителей рис.2.
2. Какие начинки Вы предпочитаете?
№ |
Какие начинки Вы предпочитаете? |
Доля |
1 |
Фундук |
61,8% |
2 |
Без начинки |
38,8% |
3 |
Миндаль |
34,6% |
4 |
Изюм |
22,8% |
5 |
Арахис |
16,3% |
6 |
Прочее |
12,4% |
Как и ожидалось, наибольшую долю занимает шоколад с фундуком (61,8%). Из года в год его позиция остаётся практически неизменной в потребительских предпочтениях. Далее следует шоколад без начинок (38,8%). Позиция данного шоколада также не сильно изменилась за последнее время. Замыкает тройку потребительских предпочтений миндаль с 34,6%.
3. Ваши любимые марки плиточного шоколада?
Наиболее популярным оказался плиточный шоколад Ritter Sport (43.8%), на втором месте шоколад Nestle с 37,9% и на третьем месте плиточный шоколад Alpen Gold, приверженцами которого являются 32% опрошенных.
Выводы.
В торговых сетях города Нальчик имеется широкий ассортимент шоколада.
Наиболее качественным по органолептическим показателям является плиточный шоколад Alpen Gold.
По маркетинговому исследованию наиболее предпочитаемый вид шоколада - молочный, из начинок выбирают фундук и любимой маркой является Ritter Sport.
Список использованной литературы:
1. Галун Л.А., «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Кондитерские товары»/ М: Просвещение, 2009.
2. Герасимова В.А., А Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. – СПб: Питер Принт, 2006.
3. Костюченко Г. Шоколад- полезные свойства. //Продовольственный торгово- промышленный журнал. 2010.
4. Электронный ресурс www.vseoshokolade.ru