В нашей стране в результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», объявленного президентом Российской Федерации В. В. Путиным 1 января 2006 года, в последние годы достигнуто улучшение вышеперечисленных показателей. Однако, по сравнению с большинством развитых стран Евросоюза, они по-прежнему хуже. Например, ожидаемая продолжительность жизни граждан РФ в 2011 году составила 70,3 года, что на 5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС, и на 10,7 года меньше, чем в «старых» странах ЕС. Общий коэффициент смертности равнялся 13,5, что в 1,2 раза выше, чем в «новых», и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. При этом основную долю в структуре смертности составляют причины смертей, предотвратимые методами профилактики и своевременного лечения.[5]
Наиболее неудовлетворительные показатели здоровья наблюдаются в группе населения трудоспособного возраста и младше этого возраста. В наше стране постоянно растет число больных людей (заболеваемость с 1990 по 2011 г. в расчете на 100 тыс.населения возросла в полтора раза), а доля инвалидов составляет 9% населения или 13 млн. чел. При этом население РФ ведет крайне нездоровый образ жизни. Так, распространенность курения табака среди взрослого населения РФ составляет 40%. Потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт в РФ в 1,7 раза выше, чем в странах Евросоюза. Число наркоманов по разным оценкам достигло около 1,5 млн. человек или 1% населения.[4]
Сравнительный анализ государственных расходов на здравоохранение в РФ и «новых» странах Евросоюза, показывает, что в этих странах они составляют в среднем 6% ВВП или в 1,6 раза больше, чем в РФ (3,7% ВВП в 2011 г.), несмотря на то, что у них годовой ВВП на душу населения такой же, как и в нашей стране - 21 тысяча долларов.[3] Это позволяет им уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни свыше 75 лет и ОКС, равный 11,0.
Указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и «О мерах по реализации демографической политики», поставлены следующие задачи: увеличить к 2020 году ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) населения с 70,3 до 74 лет и снизить ОКС до 11,0. Для этого необходимо интенсивное развитие системы здравоохранения и увеличение ее финансирования в 1,5 раза, что составляет около 1 трлн. руб. ежегодно в ценах 2011 г.[2] Без решения этих вопросов добиться увеличения доступности и качества медицинской помощи будет невозможно.
К числу главных проблем отечественной системы здравоохранения, снижающих доступность и качество медицинской помощи, относятся:
- дефицит медицинских кадров из-за низкой оплаты их труда. Если в нашей стране не будет достаточного числа медицинских работников, то, следовательно, не будет доступной медицинской помощи населению;
- неудовлетворительная квалификация и неоптимальная структура медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи;
- низкая доступность бесплатной медицинской помощи для населения. Так, лекарственными средствами в амбулаторных условиях население РФ обеспечено в 5,6 раза ниже чем в странах ЕС. Кроме того, у нас только отдельные категории населения, например инвалиды, имеют право на бесплатное получение лекарств, причем значительная часть из них предпочитает получать денежные пособия. В странах Евросоюза все нуждающиеся получают лекарства бесплатно или с частичной доплатой. Это позволяет избежать обострения заболеваний и расходования более дорогостоящих видов медицинской помощи. Высокотехнологичная медицинская помощь в РФ в 4-6 раз ниже, чем в «новых» странах ЕС. Практически недоступна для населения бесплатная реабилитационная и паллиативная (для неизлечимо больных пациентов) медицинская помощь. Ситуация с доступностью медицинской помощи значительно хуже для граждан, проживающих в сельской местности и в «бедных» субъектах РФ;
- неэффективное управление отраслью на всех уровнях, в том числе отсутствие долгосрочной стратегии развития здравоохранения. Имеющаяся нормативно-правовая база также требует существенной доработки. Так, анализ закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», принятого в 2011 г., показал, что он не будет способствовать улучшению ситуации в здравоохранении, поскольку не решает ключевых проблем отрасли. Более того, этот закон приведет к усилению недовольства населения (в связи с риском снижения гарантий бесплатной медицинской помощи) и медицинских работников, поскольку не улучшает их положения.
При формировании программы развития здравоохранения следует учесть также социально-экономическую обстановку и неблагоприятные демографические прогнозы до 2020 г.Важнейшим социально-экономическим вызовом сегодня является недовольство населения качеством и доступностью бесплатной медицинской помощи. Это связано как с недостаточным финансированием бесплатной медицинской помощи, так и с неспособностью большинства населения самостоятельно платить за эту помощь.[1]
Чтобы решить эти проблемы, Президентом и Правительством РФ предлагается ряд программных направлений. Во-первых, повышение заработной платы медицинских работников к 2018 г. – увеличение в 2 раза по сравнению со средней оплатой труда в регионе. Во-вторых, повышение квалификации медицинских работников путем развития системы непрерывного медицинского образования. На данный момент повышение квалификации происходит только 1 раз в 5 лет, согласно новой программе оно будет проходить ежегодно, причем с участием профессиональных медицинских сообществ. В-третьих, предлагается увеличение объема бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях. Четвертое направление – развитие амбулаторно-поликлинической помощи, что позволит сократить очереди в поликлиниках. Пятое – развитие профилактики и формирования здорового образа жизни. И это задача не только для Министерства здравоохранения, но и для других отраслей — образования, спорта, общественных объединений, а также для каждого гражданина. Шестое направление – повышение эффективности управления, усиление ответственности и отчетности руководителей всех уровней управления страной за результат. Это актуально для системы здравоохранения. Органы управления здравоохранением на всех уровнях (федеральном, региональном) должны отчитываться в результатах своей работы ежегодно перед населением, Правительством, Госдумой. Должны быть четкие показатели, по которым можно было бы оценить их работу, в том числе и показатели здоровья населения. Необходимо предоставлять гражданам правдивую информацию, увеличить информированность населения. Например, россияне должны четко знать, какие услуги являются платными, а что им полагается бесплатно.
Кроме того, необходим правильный баланс центральной и региональной властей. И в этом направлении уже приняты правильные решения. Так, в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», на наш взгляд, существует правильная норма – о централизации управления здравоохранением. Здравоохранение как отрасль должна управляться и финансироваться централизованно, так как в нашей стране в разных регионах разный уровень финансирования и оказания медпомощи.
Анализируя нормативно-правовую и экономическую литературу можно сформулировать ключевые задачи повышения эффективности системы здравоохранения России, на решение которых должны направляться дополнительные финансовые средства:
1) Увеличить тарифы на программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, соответственно, увеличится оплата труда медицинских работников и будет возможно исполнять современные стандарты медицинской помощи. Увеличение оплаты труда медицинских работников должно сопровождаться выравниванием ее по основным квалификационным категориям и привязкой к качеству и результатам труда.
2) Увеличить бесплатное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, в том числе путем развития обязательного лекарственного страхования населения.
3) Повышать квалификацию медицинских работников путем развития непрерывного медицинского образования.
4) Увеличить объем высокотехнологичной медицинской помощи в уже действующих лечебных учреждений.
5) Поддерживать материально-техническую базу здравоохранения и информатизацию.
6) Развивать медицинское обслуживание школьников.
7)Возродить медицинское обслуживание на производственных предприятиях.[1]
Для реализации вышеперечисленных мер по улучшению системы здравоохранения необходима комплексная программа развития здравоохранения с целями, задачами, мероприятиями, показателями для мониторинга, ответственными исполнителями и сроками реализации.
Литература:
Улумбекова Г. «Здравоохранение России. Что надо делать» М., ГЭОТАР-Медиа, 2010 год, 592 стр.
http://www.consultant.ru
http://www.government.ru
http://www.gks.ru
http://www.polit.ru