ВНЕДРЕНИЕ ЭТИКЕТА И ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВНЕДРЕНИЕ ЭТИКЕТА И ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Гужева Э.А. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, которые могут быть решены средствами универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Но прежде чем рассматривать понятие профессионального этикета, необходимо дать определение «этикета». По мнение Базарова Т.Ю., в широком понимании этикет представляет собой не только правила, но и стиль поведения, всей жизни, особое отношение к себе – в первую очередь (требовательность, выдержка, такт и т. д.) – и к другим [1]. Этикет является воплощением идеала поведения человека в обществе. Владение нормами этикета определяет степень социализации личности, ее способности к сосуществованию с другими людьми, к установлению нормальных взаимоотношений. Этикет является также социальной нормой регулирующей упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. За многие тысячелетия человечество выработало множество этикетных норм и правил. По мнению автора, это объяснимо: во первых, любая норма подвержена историческим изменениям, как следствие, меняется эпоха, в результате – меняется этикет, во вторых, этикет наряду со всеми социальными нормами . имеет этническую принадлежность; в третьих, современные общества с развитыми социальными системами порождают социально – дифференцированные этикеты.

О значении и содержании этикета написано много книг, его изучают в различных учебных заведениях, он стал предметом научных исследований.

Среди специалистов, исследующих этикет с различных сторон, – Абзалова О. А., Байбурин А. К., Балакай А. А., Волченко Л. Б., Воронецкая О. С., Гольдин В. Е., Мамина Р. И., Панкеев И. А., Топорков А. Л., Тупикова С. Е., Формановская Н. И. и др.

Они отмечают, что кроме правил этикета для всех, существует также профессиональный этикет. В практике деловых отношений, есть всегда какие – то стандартные ситуации, которых невозможно избежать.

Профессиональная мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии.

По словам Байбурина А. К., профессиональная этика и этикет вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности, а также – это кодекс поведения, предписывающий тип отношений, который представляется наилучшим с точки зрения выполнения людьми своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере. Поэтому наличие таких кодексов необходимо на любом предприятии [2].

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

По мнению Волченко Л. Б., первопричина этических проблем в бизнесе - противоречия между заинтересованными группами. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами – заинтересованными сторонами. В трудовых отношениях периодически возникают ситуации, когда сталкиваются представления людей о морали, т.е. каждый индивид имеет свое понимание плохого и хорошего, справедливости, долга и ответственности [3]. Поэтому, Кодекс корпоративной этики должен быть встроен в систему бизнеса и, выступать носителем этических ценностей компании и этических норм, определяющих действия сотрудника и пути выхода из сложных ситуаций. При этом большой объем, и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников – это является основным недостатком, так как, такое его выборочное действие, утрачивает его полное влияние на работу в коллективе.

Итак, при внедрении этикета и этических кодексов, каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Он служит для регулирования отношений с поставщиками, клиентами и конкурентами. Но создание кодекса, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.

Список используемой литературы

1. Базаров, Т. Ю. Основы управления персоналом [Текст]: учебное пособие/ Т. Ю. Базаров. – М.: Графа, 2006. – 136 с.

2. Байбурин, А.К. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие/ А.К. Байбурин. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 300 с.

3. Волченко, Л. Б. Формула успеха в бизнесе [Текст]: учебное пособие/ Л. Б. Волченко. – СПб.: Магистр, 2006. – 150 с.

Просмотров работы: 2106