На данный момент туризм набирает огромные обороты в современном мире, вливаясь во все сферы жизни человека. То, что не было доступно даже сто лет назад, сей час доступно почти каждому человеку. Туризм приобретает уже не образ перемещения и передвижения для поиска пригодных условий для жизни, а образ, удовлетворяющий моральные потребности человека. В общей сложности туризм является многоцелевым феноменом, который сочетает в себе элементы приключений, посещение экзотических мест, романтику дальних странствий, определенную тайну, одновременно, вопросы здоровья и безопасности.
Множество стран заинтересованы в развитии въездного и выездного туризма, а именно в привлечении туристов в свою страну, в удобстве и безопасности пребывания в других странах. Большое развитие получает международный туризм. Международный туризм является мощным действующим источником поступлений в государственную казну иностранной валюты, также он оказывает влияние на платежный баланс страны. Но также, мы должны не забыть, что международный туризм предлагает нам возможность познакомиться и получить хоть какое-то представление о жителях другой страны, об иностранной культуре, ее истории.
К сожаление, образ, который мы создаем во время своего путешествия, не всегда является полностью оправданным. Образ россиянина заграницей давно получил совсем не позитивную оценку, а также нередко остается предметом споров в Интернете. Негативная оценка россиянина влияет на мнение обо всех жителях России, а также о самой стране. Но почему же русский турист получил такую оценку?
Совсем еще недавно существовавший социалистический режим оставил после себя множество следов. После развала Советского Союза, а также открытия территорий для других стран, огромный поток русских туристов ринулся заграницу. В то время еще неразвитая и только зарождающаяся сфера туризма не могла предоставить свои услуги для всех туристов, именно поэтому посетить другую страну могли позволить себе только люди, который имели определенный капитал.
В 90e годы 20 в. огромным капиталом обладали люди, которые не обладали определенным уровнем знаний об особенностях культуры другой страны. В основном русский турист не понимает полностью значения туризма. Отправившись в другую страну, нужно быть готовым увидеть совершенно другой мир, совершенно других людей, отличающихся своими традициями и обычаями. Туристы 90х годов не были к этому готовы. Увидев иностранцев, увидев их традиции, их образ жизни, а также услышал их язык и, поняв, что этот язык русскому туристу совершенно не знаком, россияне в то время решили вести себя заграницей также как и в России, но было одно отличие. На отдыхе русский турист старался ни в чем себе не отказывать и отдохнуть «по полной», не обращая, внимая на последствия совершенных им действий. Позже, о российских туристах стали появляться различные истории, описывающие россиян, как совершенно невоспитанных, грубых, сильно выпивающих и к тому же жадных людей. В то время в некоторых ресторанах Европы появилась знаменитая табличка «Русским входить воспрещено», что, конечно же, удивляет не только иностранцев, но и многих других жителей России.
Сегодня многие слухи о россиянах во многом стали рассеиваться. Нашу нацию уже не считают такой жадной, хотя и, как всегда, шумной. Россиянин по-прежнему представляется для иностранца, как грубый, не воспитанный и бескультурный человек, который не уважает традиций и обычаев местного населения.
В чем же кроется проблема? Почему россияне на протяжение долго времени все также поддерживают образ шумных, грубых и сильно выпивающих людей? К тому же, нельзя не отметить, что многие европейцы считают, что русский турист совершенно безвкусно одевается.
Как оказалось, хуже всех выглядят туристы из России. Чем же ещё мы так бросаемся в глаза? Русские любят красиво одеться, но многие не имеют понятия о настоящей красоте, поэтому дорогие и вычурные наряды одевают не к месту. Показные каблуки, макияжи и причёски на курортах их сильно выделяют из общей массы. Многие даже не купаются, боясь испортить свои причёски. Шопинг для нас, русских – милое дело, оттуда мы выходим с полными сумками. Конечно, за это, наверняка, нам говорят спасибо фирмы, товар которых местные уже не ценят. К тому же одежда многих известных фирм Европы, которую так ценит россиянин, многие европейцы считают слишком вульгарной или же могут позволить себе одеть некоторые платья и костюмы на какие-то мероприятия.
В основном причиной создания образа русского туриста, на наш взглял, является, конечно же не информированность. Россияне, не обладая знаниями о другой стране, не зная местных обычаев и культуры, будут вести себя так, как посчитают нужным. Именно поэтому многие турагентства пытаются решить проблему незнания наших туристов, предлагая им перед поездкой информационный лист, где кратко изложена информация о другой стране. Но опять же россиянин либо не слишком хорошо вчитывается в данный текст, либо совершенно не считает, что его нужно читать. И здесь становится понятно, что проблема русского туриста кроется даже не в отсутствие знаний, а в отсутствие определенного воспитания. Нельзя говорить в целом о русских туристах, обобщая их, так как люди индивидуальны в любой стране, не смотря на традиции. Есть люди, которые более культурны и ведут себя более порядочно, есть те, кто ведет себя менее порядочно. Индивидуальность каждого человека не должна создавать образ, в общем, о гражданах данной страны, но в информационном веке, к сожалению, часто из-за одного поступка невоспитанного человека, появляется образ в целом обо всех.
Воспитание российского туриста зависит не только от уровня его знаний, но и оттого что в него было заложено с детства. Многие россияне не берут с собой на отдых своих детей, считая, что ребенок не запомнит или будут вредничать в другой стране. Но, увидев ошибки других людей или даже своих родителей, ребенок не допустит, чтобы такое случилось именно с ним, он постарается вести себя более культурно, даже не обладая знаниями о традициях и культуре других стран.
Существует три понятия - «терпение», «терпимость», «толерантность». Они по идее должны быть актуальны и для современного российского туриста. Человек всегда должен быть толерантен к другим, не только чтобы не попасть в дурную ситуацию, но также и чтобы с ним другие люди себя вели также толерантно. Но, возможно из-за определенного стресса, который каждый день испытывает за границей россиянин, чувство толерантности у него не преобладает, а часто заменено грубостью и злостью.
Образ российского туриста, описанный в статье, не полностью отражает всех граждан России, но, к сожалению, все-таки к некоторым людям он подходит совершенно.
В качестве решения проблемы мы предлагаем – начать воспитывать российского туриста на этапе отправки в тур.
Для этого, по нашему мнению, следует актуализировать педагогическую функцию турагентов, а именно:
ввести в обязательный элемент формирования турпакета ряд профилактических с отъезжающим туристом (воспитательных) бесед;
ознакомить туриста с возможными реакциями на его поведение встречающей стороны;
обсудить и внести в договор ответственность туриста за его поведение во время тура;
с помощью обращения к многочисленным примерам, создать атмосферу роста национальной гордости российского туриста за свой имидж за границей.
Мы вполне убеждены, что целенаправленная воспитательная работа с российским туристом на этапе отправки в тур может способствовать существенному снижению описанной нами проблемы и положительному изменению впечатлений о нем со стороны встречающей стороны. Во-всяком случае, это подтверждено проведенными нами исследованиями, в процессе которых был:
- экспериментально проверен и получен положительный эффект воспитательных бесед с отъезжающими за границу российскими туристами (их готовность показать себя с лучшей стороны хотя бы была высказана устно);
- получен ожидаемый результат (на основании опроса партнеров по туристскому бизнесу – встречающей стороны – можно сказать, что изменения в поведении специально подготавливаемых к путешествию российских туристов получены, они позволяют оценить поведение как достойное, не вызывающее больших претензий).
Разумеется, решение описанной в статье проблемы – не может быть скоротечным. Это конечно займет время. Однако, проблема установлена. И решать ее необходимо как можно быстрее, в широких масштабах, с разнообразием подходов и методов (с помощью соответствующей активности турагентов и глубокого понимания ими связанной с проблемой профессиональной задачи, в скорректированной рекламной деятельности, на базе специально организованных для отъезжающих туристов психологических и воспитательных тренингов, др.).
Считаем важным отметить, что выявленная проблема и концентрация на ней внимания уже является шагом в ее решении. Остается повысить уровень квалификации специалистов и конкретизировать действия.