ЗАДАЧИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАДАЧИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ

Брыкалова Д.В. 1
1Cеверо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось осознание музея как социального института образования, что особенно заметно проявилось на рубеже XIX и XX веков. Родиной музейной педагогики считается Германия. Ее становление связывается с именами профессора Мюнхенского университета К. Фолля и директора Знаменитой Гамбургской Кунстхале А. Лихтварка [2]. В России необходимость разработки музейной педагогики возникла в 1970-х гг. Это было связано с обеспечением научного подхода к интерпретации музейных собраний на основе использования принципов педагогики и психологии. Спустя 10 лет один из ведущих музееведов России А.М. Разгон заметил, что «создание такой научной дисциплины, находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей» [3].

Молодая научная сфера «музейная педагогика» востребована в обществе. Музейная педагогика как научная дисциплина находится на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации; научно-практическая деятельность современного музея [4]. Музейная коммуникация определяется современными учеными как трансляция информации, взаимодействие субъектов через музейные предметы, которые являются источниками информации и посредниками межкультурного взаимодействия субъектов.

Современные музейно-педагогические исследования (А. Б. Баку-шинский, Н. И. Романов, Ф. И. Шмит, Е. Б. Медведева и др.) направлены на целостное осмысление взаимодействие музея с посетителем с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих, на разработку программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и разработку музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм, а их реализация позволяет посетителю выбирать маршруты движения, выстраивать собственные ассоциации.

Работа музейной педагогики со студентами должна отвечать специфике профессионального образования: для студентов гуманитарных специальностей тематика экскурсий желательно соотносить с учебными дисциплинами, а для негуманитарных – ориентировать на расширение эрудиции и развитие эстетического восприятия. При работе со студентами целесообразны музейно-экскурсионные циклы и связь с дисциплинами гуманитарного цикла.

В настоящее время культурно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы. Это требует составление определенных программ, в том числе для сферы профессионального образования.

Агишина Т. И. рассматривает основные задачи музейно-педагогической программы:

1. Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация.

2. Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и умений в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Обучение может осуществляться в форме экскурсии, музейных уроков для учащихся, занятий для студентов. Музейное занятие используется как форма работы музея.

3. Развитие творческих начал – высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.

4. Общение – установление взаимных деловых или дружественных контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием егоколлекции. Музеи предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и и для содержательного, интересного неформального межличностного общения.

5. Отдых – организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию, носуществуют и специально разработанныеформы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей [1].

Основными задачами музейной педагогики со студенческой аудиторией являются: - ориентация на специфику профессионального гуманитарного и негуманитарного образования; разработка специальных музейно-педагогических программ, нацеленных на информирование, обучение, развитие творческих способностей, общения и отдых.

Список использованной литературы

  1. Агишина, Т. И. Программа начального музейного образования «Мир музея» [Текст] / Т. И. Агишина. – Елабуга, 1999.

  2. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея [Текст] / Под ред. Л. Г. Оршанского. – СПб., 1914.

  3. Разгон А.М. Музейный предмет как исторический источник [Текст]/ А. М. Разгон // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М., 1984.

  4. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст] / Б. А. Столяров. – М., 2004.

  5. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей [Текст] : учеб.пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. – М., 2001.

Просмотров работы: 9115