В концепции информатизации высшей школы РФ говорится о необходимости создания эффективных средств анализа деловой и статистической информации, связанной с деятельностью вузов, обеспечивающих автоматизацию функций управления учебным процессом по всей цепочке "преподаватель - кафедра - учебная часть", что позволит сократить расходы рабочего времени на организацию управления учебным процессом в образовательном учреждении.
В настоящее время всё больше организаций стремиться автоматизировать рабочий процесс и использовать электронную информацию. Сейчас хранение, поиск и доступ к информации стали важным явлением не только для людей тесно связанных с деятельностью в сфере компьютерных технологий, но и входит в работу обычных людей (служащих, учащихся, и т.д.) помогая им сократить временные, материальные и даже физические затраты на поиск, приобретение, хранение, обмен различными материальными и нематериальными ресурсами.
Современное управление отличается особенно высокой значимостью принятия хозяйственных решений, поскольку руководство предприятия самостоятельно выбирает направления развития и неверный выбор может привести к ухудшению экономического состояния или даже банкротству.
Высокий уровень принимаемых решений может быть обеспечен только на основе применения научного подхода к управлению, и замены интуитивных решений разработанными с использованием эвристических, экспертных, экономико-математических методов.
С другой стороны, даже при традиционном методе принятия решений необходима своевременная информация о состоянии хозяйственных операций, уровне эффективности деятельности не раз в месяц, как сейчас на большинстве предприятий, а ежедневно.
Применение современных информационных технологий поможет решить обе этих проблемы: за счет внедрения компьютерной техники и программного обеспечения на высшем уровне руководства будут поддерживаться сложные методы принятия решений, а на оперативном и среднем уровнях - собираться и обрабатываться необходимая информация.
Большой поток информации для принятия управленческих решений обуславливает необходимость ее автоматизированной обработки на основе применения современных информационных технологий.
Оценка персонала является важным элементом системы управления предприятием. Она осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется тремя способами.
Оценка потенциала работника. При замещении вакантного рабочего места важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психологию личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры.
Оценка индивидуального вклада. Позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик.
Аттестация кадров. Она является своеобразной комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат.
Задача комплексной оценки кадров управления имеет множество альтернативных вариантов, как с точки зрения применяемых методов исследования характеристик работников, так и с точки зрения формирования интегрального показателя. Нами разработан и экспериментально опробован метод комплексной оценки деятельности кафедр с помощью рейтинга.
Рейтинг представляет собой сумму баллов, измеряющую потенциал работников кафедры на определенный период времени, в зависимости от сочетания качественных и количественных характеристик и исходя из принятой модели рабочего места.
Оценка результативности труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена.
На показатели конечных результатов труда работников аппарата управления, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов. Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.
В рейтинге по учебно-методической работе деятельность кафедр оценивается по 24 показателям, которые отражают учебно-методический компонент профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. Эти показатели распределены по двум основным блокам: учебная работа и методическая работа. Показатели деятельности соотносятся с системой показателей аттестации и аккредитации высших учебных заведений, модулем сбора данных для вузов «Сведения об образовательном учреждении». Каждый показатель деятельности кафедры по учебно-методической работе имеет свой весовой коэффициент, который отражает значимость данного вида деятельности в структуре профессиональной деятельности преподавателя института.
На рисунке 1 представлена система подсчета показателей деятельности кафедры по учебной работе.
Значения вносятся в электронную таблицу вручную, дважды нажав по необходимой строке, и сохраняются по нажатию клавиши Enter. Колонка «Критерии (баллы)» считается автоматически системой, исходя из положения об учебно-методическом рейтинге кафедр ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри. На основе других десяти показателей рассчитывается рейтинг кафедр по методической работе. Таблица имеет схожий вид.
Рис. 1. Рейтинг кафедр (учебная работа)
Благодаря данному представлению системы учебно-методического рейтинга кафедр обеспечивается эффективное управление развитием и повышением качества учебно-методической работы института, отражается в динамике эффективность деятельности кафедр института по учебно-методическому направлению, что помогает в создании условий для профессионального роста работников ТИ (ф) СВФУ, формировании системы материальных и моральных стимулов для заведующих кафедрами и членов коллектива по результатам учебно-методической работы.