РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ МОЛОКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ МОЛОКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Грудкина Т.И. 1, Печникова Л.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема менеджмента качества за последние 15 лет стала весьма актуальной, что обосновывается тем, что ключевым фактором повышения конкурентоспособности организаций, в т.ч. производителей молока, является качество продукции, соответствующая градация которого обеспечивается в результате организации эффективного менеджмента качества.

Согласно ГОСТ Р ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [1], менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В свое время менеджеры, в т.ч. специалисты по качеству, осознали необходимость сформулировать принципы менеджмента качества, а затем уже строить в соответствии с ними практическую деятельность, требования к системе качества. Проанализируем принципы менеджмента качества, на которых он базируется, и которые были сформулированы в том виде, в котором они представлены в вышеуказанном стандарте, еще версией 2001 года ГОСТ Р ИСО 9000, и возможности их реализации на примере организаций-производителей молока.

1) Ориентация на потребителя.Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Успех деятельности фирм, в том числе организаций-производителей молока, зависит от потребителей, в связи с чем выполнений их требований, удовлетворение положений договоров на поставку продукции является одним из условий эффективного бизнеса, согласно которому ни один клиент не должен быть неудовлетворенным, при необходимости всегда должен быть найден разумный компромисс.

При производстве и сбыте молока организациями-производителями в первую очередь должны быть реализованы права потребителя на качественную продукцию. Все молоко-сырье сельхозтоваропроизводителями должно поставляться на молочные комбинаты в соответствии с требованиями, установленными Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию [6], национальными стандартами либо стандартами организаций – молокоперерабатывающих комбинатов, что предусматривается условиями договоров на поставку (закупку) молока. Отклонения от норм обусловливают установление соответствующей градации качества, что непосредственно сказывается на закупочной цене и в конечном итоге рентабельности производителей молока. Кроме того, переработчикам молоко-сырья следует ориентироваться на вкусы и предпочтения конечных потребителей при изготовлении продукции из цельного молока.

2) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.

Прежде всего, необходимо, чтобы руководители высшего звена взяли на себя роль лидеров и своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. На практике данный принцип реализуется, например, в том числе и при утверждении производственной программы отрасли животноводства и непосредственно производства молока. Руководители организаций-производителей молока объективно оценивают возможности продуктивного стада, вырабатывают и согласовывают с руководителями структурных подразделений цели, которые молочный комплекс, ферма или конкретный коровник должны достичь. Начальники молочных комплексов или заведующие молочно-товарными фермами должны направить усилия на решение задач по организации эффективной работы на качественном уровне, компетентному анализу и действенному контролю ход реализации целей, более совершенной организации процесса производства и др.

3) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Каждый сотрудник должен понимать взаимосвязь между своей индивидуальной деятельностью и общей работой, выполняемой организацией [5]. Немаловажной часто возникающей проблемой при вовлечении персонала в менеджмент качества и непосредственно в деятельность в области качества является недостаточность или отсутствие необходимых компетенций, знаний, умений, навыков или опыта для того, чтобы принимать на себя ответственность, участвовать в процессе постоянного улучшения. Подготовка персонала к новой роли, его обучение и повышение квалификации, соответствующая мотивация и вознаграждение целесообразны для решения данной проблемы.

Вовлечение персонала в систематическую деятельность в области качества, процесс постоянного его улучшения, может происходить в индивидуальной и групповой формах. Наиболее действенным считается, конечно же, групповой подход, который заключается в объединении усилий двух и более лиц для участия в процессе постоянного улучшения. В мировой практике к настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт использования групп (команд) в деятельности в области качества и в процессе его постоянного улучшения, широко освещенный в соответствующей научной литературе. Чаще всего используются следующие типы групп при вовлечении работников в эти процессы:

  • кружки качества;

  • группы совершенствования деятельности подразделений;

  • группы совершенствования процессов;

  • целевые группы [4].

Руководители структурных подразделений, в т.ч. начальники молочных комплексов или заведующие молочно-товарными фермами, обязаны проводить вводный инструктаж с каждым новым сотрудником относительно целей организаций-производителей молока и его конкретных задач. Весь вовлеченный в процесс производства молока персонал должен ознакомиться с кодексом устоявшейся практики с целью осуществления на качественном уровне всех технологических операций и получения на выходе высококачественного молока.

4) Процессный подход. При управлении соответствующими ресурсами и видами деятельности как процессами желаемый результат достигается более эффективно. ГОСТ Р ISO 9000-2011 определяет процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы [1].

Для достижения выработанных целей особое внимание при реализации процессного подхода топ-менеджменту организаций-производителей молока необходимо сконцентрировать на обеспечении ресурсами каждого конкретного процесса. При соответствующей реализации данного принципа менеджмента качества потенциален более тщательный контроль над использованием каждого конкретного вида ресурсов, анализ и поиск перспектив снижения затрат в процессе производства молока и оказания каких-либо услуг.

При реализации процессного подхода в практике организаций-производителей молока такие виды деятельности, как оценка рисков, последствий и влияния соответствующих подпроцессов на потребителей и других заинтересованных сторон, становятся более конкретны, значимы. И в конечном итоге вкладываемые ресурсы и полученные результаты приобретают тесную взаимосвязь. Управление результатами процесса при таком подходе переходит в управление самими процессами.

В общем виде процесс производства молока в организациях, его производящих, состоит из множества подпроцессов или видов деятельности, эффективность каждого их которых влияет на конечный результат. Например, важнейшим видом деятельности в рамках процесса производства в молочном скотоводстве является селекционно-племенная работа, которая требует серьезного подхода не только со стороны функциональных специалистов отрасли животноводства, но и руководителей структурных подразделений и хозяйства в целом. При качественной селекционной работе появляется возможность значительного повышения генетического потенциала продуктивности молочного стада посредством широкого использования высококачественного генофонда импортных пород. Также к заметному повышению эффективности производства молока приводит и межпородное скрещивание. В процессе племенной работы в молочном животноводстве обязательна оценка животных, при которой учитываются молочность коров, их пригодность к машинному доению, содержание в молоке массовой доли жира и белка и т.д., а также на этой базе их отбор и использование.

Генетический потенциал продуктивности молочного стада во многом реализуется посредством полноценности кормления. Качество объемистых кормов в настоящее время считается ключевым фактором эффективной экономики молочного скотоводства, в связи с тем что коровы - жвачные животные, в рационе которых незаменимы именно объемистые корма, а дополнительным фактором, способствующим пополнению до нужного уровня обменной энергии, белка, макро- и микроэлементов, витаминов являются концентраты.

Каждая организация-производитель молока должна разработать научно-обоснованную систему кормления коров на основе эффективной организации собственной кормовой базы, включающей в себя:

  • разработку требований к качеству кормов, носящих для организации обязательный характер;

  • применение норм кормления, уточненных и детализированных, учитывающих 24-27 и более факторов питания;

  • разработанную и совершенствуемую в зависимости от состояния и по мере роста продуктивности коров структуру рационов их кормления;

  • более совершенные рецепты комбинированных кормов, премиксов и белково-минерально-витаминных добавок;

  • режим и технику кормления животных с учетом привязной или беспривязной системы содержания;

  • технологию кормления коров с учетом фаз лактации, сухостойного периода;

  • применение зоотехнического, клинического, биохимического методов контроля полноценности кормления;

  • оценку экономической эффективности системы кормления.

Более совершенная организация таких видов деятельности в рамках процесса производства молока, как обеспечение санитарного состояния коровников и других помещений, освещения, особенно в зимний период, микроклимата, нормальные зоогигиенические условия также влияют на рост продуктивности молочного стада и качество продукции.

5) Системный подход к менеджменту.Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Основные преимущества реализации данного принципа: интеграция и увязка процессов, которые в наибольшей степени способствуют достижению желаемых результатов; способность акцентировать усилия на ключевых процессах; обеспечение уверенности заинтересованных сторон в согласованности, результативности и эффективности деятельности организации. Применение принципа системного подхода к менеджменту ведет, как правило, к:

- структурированию системы для достижения целей организации наиболее результативным и эффективным образом;

- пониманию взаимозависимости процессов в системе взаимозависимостей между процессами системы;

- структурированным подходам, ведущим к гармонизации и интеграции процессов;

- обеспечению лучшего понимания роли и ответственности функций и обязанностей, необходимых для достижения общих целей и, следовательно, для снижения межфункциональных барьеров;

- пониманию возможностей организации и определению необходимых ресурсов до начала осуществления действий;

- установлению целей и определению порядка выполнения конкретных действий в рамках системы;

- постоянному улучшению системы путем измерения и оценивания [3].

Системный подход к скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией взаимосвязан с процессным подходом, представляющим систему качества как совокупность взаимодействующих процессов. Определение системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, обеспечение и управление ими могут способствовать росту результативности и эффективности деятельности организации, а также реализации гарантий выполнения требований потребителей.

Реализация системного подхода к менеджменту в отрасли молочного скотоводства заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности всех видов деятельности и процессов. Так, самый оптимально разработанный рацион кормления не принесет должной отдачи, если составлен без учета особенностей конкретного животного, не учитывает его продуктивность и т.д. Кроме того, данный подход реализуется в регулярности осуществления всех процессов и их совершенствовании. Системный подход к менеджменту позволяет организациям-производителям молока полнее использовать обратную связь с потребителями, на этой основе разрабатывать стратегии повышения качества продукции (в т.ч. планов по качеству) и своей конкурентоспособности (в т.ч. стратегические планы организации) с учетом планирования качества каждого элемента системы, а затем реализовывать их.

6) Постоянное улучшение. Неизменной целью организаций, в том числе производителей молока, должно стать постоянное улучшение.

Постоянное улучшение должно происходить непрерывно, иначе организация-производитель молока может проигрывать в конкурентной борьбе. Топ-менеджмент должен в первую очередь непосредственно участвовать в деятельности по постоянному улучшению, чтобы ее стимулировать, предпринимать корректирующие и предупреждающие действия, принимать и реализовывать необходимые в этом направлении конкретные решения, выделять требуемые ресурсы, признавать публично достигнутые результаты. В свою очередь каждый работник, как требует реализация этого принципа, должен формировать в себе потребность в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.

Организации-производители молока производят продукцию, пользующуюся большим и достаточно стабильным спросом среди потребителей, но и предлагается широким кругом продуцентов, в связи с чем весьма актуален вопрос повышения качественных характеристик молока. Специалисты признают, что в настоящее время качество молока определяется четкой системой действий, предпринятых с целью устранения причин потенциальных или обнаруженных несоответствий. Так, постоянное повышение качества молока основывается на регулярном контроле физиологического состояния коров и организации полноценного кормления. Несоответствие характеристик молока требованиям, установленным для высоких градаций качества, являются следствием в том числе и скармливания недоброкачественных, зараженных патогенными бактериями и грибами кормов, заболевания коров маститом, ухудшающим продуктивность коров, состав молока в сторону снижения содержания массовой доли жира, лактозы, казеина, а также увеличения бактериальной обсеменённости количества соматических клеток, сывороточных белков, хлорида. Принцип постоянного улучшения применим ко всем видам деятельности процесса производства молока, поэтому на практике его должны реализовывать на высоком уровне все управленческие службы, а не только ветеринарная и зоотехническая.

7) Принятие решений, основанных на фактах.Результативные решения основываются на анализе данных и информации.

Данный принцип может представлять определенную сложность при реализации на практике. Однако с целью принятия рациональных решений информацию и данные требуется собирать, регистрировать, накапливать, обрабатывать и использовать. От того, какой порядок сбора, обработки и хранения данных и информации установлен, может зависеть эффективность управления, а также от их состава и содержания. Основанное на фактах принятие решений является альтернативным подходом в ситуациях, когда решения принимаются на основе опыта или интуиции. Следует особо акцентировать внимание на том что сбор данных и последующий их анализ требует специальных знаний и применения соответствующих методов, в том числе и статистических.

Реализация организациями-производителями молока данного принципа особенно актуальна и действенна при информатизации молочного стада на основе его компьютеризации при помощи различных адаптированных программ, в которых четко определен состав регистрируемых данных, установлены места их регистрации, идентификации, хранения, использования, маршруты передачи соответствующей информации, установлены сроки хранения.

Если решается, например, вопрос о расширении производственных мощностей в молочном скотоводстве или же наоборот их сокращении, руководитель сельскохозяйственной организации совместно со специалистами и руководителями структурных подразделений анализируют сложившуюся ситуацию, рассматривают всевозможные альтернативы и уже после принимают взвешенное решение.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.

Основными преимуществами реализации данного принципа являются повышение способности создавать ценность для обеих сторон; гибкость и быстрота совместного реагирования на изменения рынка или потребности и ожидания потребителей; оптимизация затрат расходов и ресурсов. Применение принципа взаимовыгодных отношений с поставщиками ведет, как правило, к установлению отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных достижений и долгосрочных планов; объединению знаний, опыта и ресурсов с партнерами; определению и выбору основных поставщиков; четкому и открытому обмену информацией; обмену информацией и планами на будущее; ведению совместно разработанной и улучшенной деятельности; воодушевлению, поощрению и признанию поставщиков за улучшения и достижения [3].

Реализация данного принципа нацелена на изменение стратегии взаимодействия организаций-производителей молока со своими поставщиками, причем более эффективные возможности и максимальная выгода обеспечиваются исключительно взаимовыгодными отношениями между ними. На рынке функционирует множество поставщиков современного доильного и холодильного молочного оборудования, позволяющего качественно осуществлять процессы производства, хранения и даже переработки молока. Организации-производители молока имеют даже возможность заказывать и за границей необходимое оборудование. Каждая из них самостоятельно принимает решение, с кем непосредственно сотрудничать, если это не противоречит интересам заинтересованных сторон, например, инвесторов.

В настоящее время практически все сельскохозяйственные организации, имеющие молочное стадо, самостоятельно в большей или меньшей степени производят корма. Если же подобная работа не налажена или осуществляется частично, то производители молока должны позаботиться о своевременной поставке всех необходимых либо недостающих кормов, в том числе концентрированных. Кроме того, в молочном скотоводстве, чтобы сбалансировать по питательным элементам корма, используются различные пищевые и витаминные добавки для скота, в т.ч. белково-витаминно-минеральные. Организациям-производителям молока остается только подобрать для себя наиболее подходящих предлагающих данные товары поставщиков, которых также на рынке большое количество, и организовать с ними своевременные поставки качественного товара и т.д.

В заключение следует отметить, что от того, насколько правильно руководители и сотрудники организации в целом, его структурных подразделений понимают принципы менеджмента качества, будет зависеть результативность их реализации, работа всей системы качества. Организация эффективного менеджмента качества в молочном скотоводстве и построение системы качества, не противоречащей требованиям стандартов ИСО серии 9000 предыдущей и последней версии, основывается на внедрении производителями молока принципов менеджмента качества в практику своей работы. Реализация каждого из вышеуказанных принципов базируется в свою очередь на выполнении набора требований, отраженных в ГОСТ Р ISO 9001. Поэтому когда организация-производитель молока внедряет методы реализации принципов менеджмента качества, она тем самым выполняет полностью или частично и требования соответствующего стандарта.

Литература

  1. ГОСТ Р ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - М: ФГУП «Стандартинформ», 2011.

  2. ГОСТ Р ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». - М: ФГУП «Стандартинформ», 2011.

  3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». - М: ФГУП «Стандартинформ», 2010. – 47 с.

  4. Заречный, В.Г. Современные системы менеджмента качества / В.Г. Заречный // Руководитель строительной организации. - 2011. - № 8.

  5. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.К. Корешков, А.Г. Схиртладзе. – Издательство: Питер, 2009. – 560 с.

  6. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 163-ФЗ). - М.: 2008 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115031.

Просмотров работы: 4449