БАНКОВСКИЙ НАДЗОР КАК ФУНКЦИЯ БАНКА РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР КАК ФУНКЦИЯ БАНКА РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание того и другого методов (рисунок 1).

Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

  • лицензирование;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • инспектирование (ревизия) на местах;
  • контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Всего в 2011 году уполномоченными представителями Банка России было проведено 1742 проверки кредитных организаций (их филиалов).

Из общего числа проверок, проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 393 (22,6%) были комплексными, 1349 (77,4%) - тематическими. При этом в филиалах было проведено 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87 - в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки).

Проведены проверки 866 кредитных организаций (72,8% от количества действующих на 1.01.2011 кредитных организаций) и 609 филиалов кредитных организаций (18,6% от количества филиалов действующих на 1.01.2011 кредитных организаций), включая 84 филиала Сбербанка России ОАО (9,8% от количества действующих на 1.01.2011 филиалов Сбербанка России ОАО.

В целях повышения эффективности мер надзорного реагирования Банк России ориентировал свои территориальные учреждения на оперативное информирование о существенных с точки зрения территориальных учреждений негативных событиях в деятельности кредитных организаций, которые могут иметь серьезные последствия для их клиентов и вкладчиков.

Рассматривая статистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1, можно сделать вывод о деятельности Центрального банка в области выдачи лицензий.

Таблица 1 - Информация о регистрации кредитных организаций

 

На 1.01.10

на 1.01.11

на 1.01.12

1. Зарегистрировано Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом- всего

в том числе:

-банков

-небанковских

 

 

1345

 

1293

52

 

 

1296

 

1243

53

 

 

1228

 

1172

56

2. KО, имеющие право на осуществление банковских операций-всего

в том числе:

-банки

-небанковские KО

 

1189

 

1143

46

 

1136

 

1092

44

 

1108

 

1058

 50

3. KО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) в том числе:

-банки

-небанковские KО

 

 

 

 

1

0

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

3

0

4. KО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на:

-привлечение вкладов населения

-осуществление операций в иностранной валюте

-генеральные лицензии

-на проведение операций с драгметаллами

-разрешения

-лицензии

 

 

921

803

287

 

4

188

 

 

906

754

300

 

4

195

 

 

886

736

298

 

3

200

В 2011 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За 2011 год общее количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2010 год (с 1345 до 1296).

Количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, в 2011 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось- c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских кредитных организаций).

В отчетном году было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных организаций за 2010 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации). Из общего числа банков, вновь зарегистрированных в 2011 году, 5 контролируются иностранным капиталом. За 2011 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем получения дополнительных лицензий (при этом 10 банкам были выданы несколько видов лицензий.

В ходе проведенных в 2011 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов.

Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма- 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций- 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета- 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности- 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства- в 862случаях (5,1%).

Если сравнивать показатели 2011 и 2010 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).

По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2011 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные- доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (в 339 случаях); принудительные- предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций.

Если рассматривать динамику за три года, то количество предупредительных и принудительных мер в целом снизилось. Резко уменьшилось количество требований об устранении, уменьшилось количество штрафов, с 2009 года по 2010 год количество ограничений и запретов уменьшилось, а в 2011 году увеличилось.  Количество кредитных организаций у которых была отозвана лицензия уменьшилось.

В 2011 году было отозвано ЦБ РФ лицензий у 117, что ниже по сравнению с 2010 годом на 25,5%, это тогда, когда в 2010 году, наоборот темп роста показателя составил 101,3% по сравнению с 2009 годом.

Большинство ликвидируемых кредитных организаций (60 кредитных организаций) признаны несостоятельными и в них открыто конкурсное производство (в том числе в 2010 году банкротами признаны 18 кредитных организаций, из них в отношении 5 кредитных организаций арбитражными судами ранее были приняты решения о принудительной ликвидации). В отношении 34 кредитных организаций арбитражными судами приняты решения о принудительной ликвидации (в том числе в 2010 году-по 12 кредитным организациям, из которых 2 кредитные организации впоследствии признаны банкротами). Кроме того, 8 кредитных организаций ликвидируются в добровольном порядке на основании решений их учредителей.

Однако банковский надзор сталкивается с определенными проблемами и можно отметить важнейшие направления в сфере банковского регулирования и надзора:

  • определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;
  • обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;
  • повышение оперативности и эффективности принимаемых решений.

У Банка России есть уникальные (в отличие от других государственных органов) возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

Просмотров работы: 7