ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ ГРАЖДАН - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ ГРАЖДАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На российском финансовом рынке появилась новая форма микрофинансовых институтов - кредитные потребительские кооперативы граждан, представляющие собой важ­ную альтернативу банкам и финансовым компаниям. Значимость кредитной кооперации как микрофинансового института по сбережению средств населе­ния и кредитованию реального сектора экономики постоянно растет

В условиях ограниченных финансовых возможностей государства по поддержке малого и среднего бизнеса, неразвитости российского финансового рынка кредитная кооперация в России способна стать своеобразным «локомотивом», выводящим экономику страны из затяжного кризиса.

Однако в развитии кредитного движения существует целая масса проблем, в частности:

  • создание устойчивой методологической и правовой базы функциониро­вания данных институтов;
  • повышение надежности деятельности кооперативов путем обязательно­го создания резервных и страховых фондов для защиты экономических интере­сов пайщиков;
  • отсутствие концептуальных положений по нормативному регулирова­нию бухгалтерского и налогового учета, налогообложению и налоговому пла­нированию.

Открытым остается вопрос применения кредитными кооперативами налоговых режимов - общего режима налогообложения и упрощенной системы налогообложения, поскольку большинство видов целевого финансирования и целевых поступлений этих организаций налогами не облагаются.

Эффективная система налогового планирования для всех экономических субъектов, способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъек­та, как тактического, так и стратегического. При этом налоговое планирование должно иметь комплексный характер. Иными словами, можно утверждать, что налоговое планирование взаимодействует с такими управленческими функция­ми, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика. Кроме того, для кредитных потребительских кооперативов граждан налоговая политика может стать одним из основных инструментов генерирования показателей эффективности их деятельности. Следовательно, налоговое планирование должно становиться обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента дан­ных экономических субъектов.

Отсутствие налогового планирования ставит экономические субъекты в такое положение, когда они:

  • недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;
  • оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участни­ками рыночной деятельности;
  • не обеспечивают должной системности в своем развитии;
  • могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Экономические субъекты, осуществляя налоговое планирование своей деятельности и деловых отношений, создают следующие преимущества для бизнеса:

  • прояснение возникающих проблем;
  • возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
  • подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
  • стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • обеспечение более рационального распределения и использования раз­личных видов ресурсов экономического субъекта;
  • повышение финансовой устойчивости и значимости бизнеса.

По нашему мнению, основной задачей налогового планирования можно считать предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам об­щей деятельности налогоплательщика и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от правовых форм ее реализации.

Формами налогового планирования следует считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирова­ние элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйст­вующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно предста­вить в виде следующих этапов:

  • анализ текущего финансового состояния предприятия и возможных перспектив его развития;
  • составление планов, т.е. принятие решений о будущих финансово-хозяйственных целях организации и способах их достижения, в том числе нало­говыми методами;
  • осуществление плановых решений, т.е. реальные показатели деятельно­сти организации и полученная налоговая экономия;
  • сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном на­правлении;
  • контроль является последним блоком налогового планирования, и именно он позволяет оценивать эффективность планового процесса в организа­ции, в том числе налогового планирования.

Основной целью деятельности кредитного потребительского кооперати­ва граждан является оказание услуг его членам по кредитованию и сбережению денежных средств. Эти операции являются доминирующими в его деятельности. Другим важным аспектом функционирования кредитного потребительско­го кооператива является совершение им посреднических банковских операций по поручению и в интересах своих пайщиков.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль кредитных потребительских кооперативов граждан признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Кредитные потребительские кооперативы граждан, прошедшие регистрацию в налоговых органах являются налогоплательщиками и могут применять в своей практической деятельности общий режим налогообложения и специ­альный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения.

Кредитные потребительские кооперативы граждан имеют право применять упрощенную систему налогообложения, если сочтут налогообложение при ее использовании менее обременительным. Причем, даже тем некоммерческим организациям, которые не ведут деятельность, приносящую доход, переход на упрощенную систему налогообложения выгоден.

Таким образом, кредитные потребительские кооперативы граждан в своей практической деятельности могут применять общий режим налогообложе­ния и упрощенную систему налогообложения. При этом упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога - это специальный на­логовый режим, признающий особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе предусматривающий и замену совокупности налогов и сбо­ров одним налогом, и позволяющий снизить налоговую нагрузку на налогопла­тельщика, по сравнению с общеустановленной системой налогообложения.

При этом оптимизация совокупности налогооблагаемых баз кредитного потребительского кооператива должна базироваться на законодательно установленных видах налоговых режимов и не возможности заранее точно просчи­тать все налоговые последствия, а значит, всегда будут существовать действия, которые наиболее выгодны налогоплательщику.

Кроме того, вариантность выбора объекта налогообложения, при применении упрощенной системы налогообложения позволяет кредитным потреби­тельским кооперативам граждан значительно экономить на налогах и сборах.

Введение специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения создало для кредитных потребительских кооперативов граждан ряд преимуществ:

  • уплата единого налога при применении упрощенной системы налогообложения предоставляет им право не платить налог на добавленную стои­мость;
  • применение упрощенной системы налогообложения значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов кредитного кооператива;
  • небольшая ставка налога (15% - объект налогообложения доходы,уменьшенные на величину расходов) по сравнению со ставкой на прибыль ор­ганизаций 20%.
Просмотров работы: 172