Финансовое состояние предприятий является одним из основных факторов, определяющих стабильность экономического роста в стране. На устойчивость предприятий оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
Тяжесть налогового бремени побуждает налогоплательщиков искать пути его снижения. Все это требует формирования новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организации, а также существенностью величины налоговых платежей в общей сумме ее расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки.
Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности организации. Это процесс, охватывающий бухгалтерскую, налоговую, финансовую и другие виды обработки данных для определения того, следует ли, а если следует, то где, как и с кем осуществлять операции для достижения целей бизнеса при минимальном общем налоговом бремени.
Налоговое планирование в силу указанных причин активно влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) включает в себя финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Налоговое планирование способствует достижению общих целей управления организацией, а именно: в критической ситуации - выжить, в нормальной обстановке - повысить свою эффективность, увеличить объем собственных финансовых ресурсов, снизить неопределенность рыночной среды и получить преимущество перед конкурентами.
Целью разработки налоговой политики предприятия является построение эффективной системы управления налоговыми платежами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности. Эти цели могут существенно отличаться, однако все аспекты деятельности поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой и отечественной практикой, совокупность которых и составляет систему управления.
Первым этапом налогового планирования является составление прогноза налоговых платежей. Основой его построения является планируемый объём реализации.
Факторы, влияющие на прогноз объёма продаж: объём продаж предшествующих периодов; зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.; относительная прибыльность; изучение рынка, рекламная кампания; ценовая политика, качество продукции; конкуренция; сезонные колебания; долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Наибольший удельный вес 16,7 % в налоговом портфеле имеет налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций.
Направления оптимизации налогового портфеля были рассмотрены на примере налога на имущество. Для уменьшения остаточной стоимости амортизируемого имущества предприятие может использовать следующие основные способы.
Во-первых, увеличить норму амортизации основных средств и нематериальных активов. Увеличение нормы амортизации приведёт к росту амортизационных отчислений и уменьшению остаточной стоимости амортизируемого имущества. Пусть к части основных средств будет применяться специальный коэффициент 2. Во-вторых, реализовывать, сдавать в аренду (с правом выкупа), ликвидировать основные средства, которые больше не нужны предприятию. Иными словами делать так, чтобы они не числились на балансе. В рассматриваемой модели вышеназванные операции приведут к изменениям следующих исходных данных: уменьшится первоначальная стоимость, размер амортизационных отчислений и остаточная стоимость основных средств, а так же величина внереализационных доходов или расходов, увеличится НДС. В этом случае предприятие получит снижение налога на имущество организации снизиться с 2,32 % до 2,31%.
Другая часть базы обложения налогом на имущество состоит из запасов товаров. Однако путём оптимизации договорных отношений с поставщиками и покупателями имеется возможность снизить уровень запасов до 3 дней. В этом случае предприятие получит значительное снижение налога на имущество организации с 2,31% до 2,17%. Оптимизация договорных отношений с контрагентами позволит снизить налоговое бремя и достичь критерия эффективности 26,95 %.
Вся система налогового планирования направлена на одну конечную цель - увеличение прибыли хозяйствующего субъекта. В связи с этим, оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов на финансовые результаты деятельности организации.
Налоговое поле является полной информационной налоговой базой, включающей все параметры начисления и уплаты налогов, в соответствии с выбранными условиями функционирования хозяйствующего субъекта, его стратегической политикой.
Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к образованию различных видов налогообложения предприятий в зависимости от осуществляемых видов деятельности и организационно-правовых форм. Использование различных схем налогообложения позволяет оптимизировать налоговые платежи, снизить налоговую нагрузку и повысить эффективность финансовой деятельности. Один из методов увеличения чистой прибыли на современном этапе развития является снижение налогового бремени в рамках действующего законодательства путем перехода на специальные режимы налогообложения. Следовательно, налоговое планирование должно становиться обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента предприятий.
Проведенный финансовый анализ деятельности предприятий Саратовской области показал, что наиболее привлекательной на сегодняшний день с точки зрения получения прибыли является схема использования режима налогообложения при уплате единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли и схема упрощенной системы налогообложения при осуществлении производственной деятельности.
Таким образом, налоговое поле организации определяет налоговые рамки, в которых организация может осуществлять свою деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения.