Вопрос взаимоотношения предприятия с бюджетом в современных условиях является одним из важнейших. Немаловажную роль в финансовых потоках предприятия играют налоговые платежи в бюджет. Нарушения, ошибки и неточности в налоговом учете приводят к неполному начислению налогов к уплате в бюджет, а нередко и к излишнему начислению. Уплата налогов в неполном объеме приводит к взысканию с предприятий значительных сумм штрафных санкций. Результатом, как недоплаты налогов, так и переплаты является отвлечение из оборота предприятия денежных средств, которые могли бы быть с большим экономическим эффектом использованы на иные цели, кроме того, снижается уровень финансовой устойчивости предприятия. Проверкой правильности исчисления налогов занимаются государственные органы - налоговые инспекции, а также негосударственные - службы внутреннего аудита и независимые аудиторы. Сотрудники налоговых органов в ходе проверок занимаются выявлением лишь сумм налогов, которые необходимо доплатить в бюджет. Налоговые инспектора не уделяют внимания выявлению излишне уплаченных сумм налогов. Такая тенденция негативно влияет на предприятия.
Налоговый контроль является неотъемлемой частью механизма налогообложения предприятия. В системе налогового контроля выделяют два основных вида налогового контроля: первичный (или внутренний) и последующий (или внешний) (рисунок 1).
Первичный контроль осуществляется специальными службами предприятия - бухгалтерией и службой внутреннего аудита - в течение налогового периода непосредственно в процессе расчета налогов или сразу по его окончании, но до перечисления налогов в бюджет. Последующий контроль можно подразделить на государственный, осуществляемый налоговыми органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими компаниями и частными аудиторами.
Государственный контроль проводится по окончании определенных отчетных периодов, когда уже известны суммы налогов, начисленные предприятиями к уплате в бюджет. Аудиторский контроль осуществляется как в течение налогового периода в процессе расчета налогов предприятиями, так и по окончании налоговых периодов.
Формы налогового контроля представлены на рисунке 2. Налоговая проверка предприятий является основной и наиболее эффективной формой налогового контроля, проводимого налоговыми органами и аудиторами.
Налоговые проверки классифицируются по следующим признакам (рисунок 3):
Комплексная проверка включает в себя проверку правильности исчисления и своевременности уплаты целого ряда налогов, тематическая - одного налога.
Сплошная проверка представляет собой исследование практически всех документов, связанных с уплатой налогов, за весь отчетный период, выборочная - часть документов за некоторые периоды, входящие в отчетный период.
3. по срочности - плановые и внеплановые;
4. по способу установления достоверности - формальные, арифметические, встречные.
Аудиторы могут проводить все виды налоговых проверок, рассмотренных выше. Следует заметить, что для проведения встречной проверки аудиторам требуется согласия на это заказчика - экономическим субъектом, который является владельцем (участником) проверяемых предприятий.
Каких-либо законодательных или иных актов, регулирующих порядок и условия проведения аудиторскими компаниями и частными аудиторами налоговых проверок не существует.
Объектами документальных проверок, проводимых налоговыми органами, являются отдельные налоги или группы налогов: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; местные налоги и т.д.
Налоговые органы периодически выпускают методические рекомендации по проверке тех или иных налогов. Общими недостатками всех методических рекомендаций являются следующие: методические рекомендации своевременно не изменяются и не дополняются в связи с изменениями в налоговом законодательстве и арбитражной практикой; не выпускаются на регулярной основе; не содержат описания типичных ошибок налогоплательщиков; противоречат действующим законам и инструкциям.
Эти недостатки приводят к возникновению следующих ситуаций: в одном районе (городе, области) налоговые инспекции налагают штрафные санкции на предприятие за какое-либо нарушение, а в другом районе нет, поскольку они о таком нарушении не знают; в одном городе налоговые органы перестали налагать штрафные санкции на предприятия за какое-либо деяние, поскольку арбитражный суд признал действия налогоплательщика правомерными, а в другом городе налоговые органы продолжают выносить штрафные санкции за данные действия, так как они о решении суда не слышали, либо не приняли к вниманию.
Все это оказывает негативное влияние на функционирование предприятий и на пополнение бюджетов всех уровней.
Как показывает практика, налоговые инспекции в ходе проверок занимаются выявлением лишь сумм не полностью уплаченных налогов или уплаченных позднее, чем установлено законодательством. Сотрудники налоговых инспекций не уделяют внимания выявлению излишне уплаченных сумм налогов. Такая тенденция негативно влияет на предприятие: не позволяет ему эффективно использовать денежные ресурсы. Отвлекаемые из оборота средства для уплаты излишне начисленных сумм налогов предприятие могло бы использовать на расширение своей деятельности, увеличение объемов продаж. В конечном итоге возможно повышение доходов бюджетов всех уровней.
Налоговым органам необходимо проделать еще значительный объем работы для устранения указанных выше недостатков.
Внимание в научной работе уделим проблемам негосударственного налогового контроля - аудиторской деятельности в области налоговых проверок.
В отечественной практике получил широкое распространение аудиорский контроль - в современных условиях отечественные предприятия для проверки правильности исчисления налогов, составления бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций привлекают аудиторов.
Возраст современного российского аудита исчисляется уже двузначной цифрой. Оглядываясь на прошедшее десятилетие, можно сказать, что аудит в нашей стране практически встал на ноги. Появились солидные аудиторские фирмы, некоторым из которых вполне по силам конкурировать с известными западными аудиторскими компаниями.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания
поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
г) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации и т.д.
Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны:
а) создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:
а) в вводной части указываются сведения об аудиторской фирме и специалистах, проводивших проверку;
б) в аналитической части указываются:
в) в итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
В случае если экономическим субъектом - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Итак, к настоящему моменту аудит стал неотъемлемой частью отечественной экономики. Теперь необходимо, чтобы аудит развивался. Это означает, что центр тяжести должен быть перенесен с вопросов становления аудита на типичные задачи сформировавшейся отрасли экономики, главной из которых является повышение качества продукции.
Задача повышения качества аудиторских услуг многогранна. С одной стороны это резкое ограничение «черного аудита», когда аудитор дает положительное заключение без проведения сколько-нибудь детальной проверки или на заведомо недобросовестную бухгалтерскую отчетность. Как показывает зарубежный опыт, полное искоренение этого явления невозможно. С другой стороны это тщательная проверка соблюдения клиентом правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности с рекомендациями по устранению выявленных нарушений, и разнообразные сопутствующие аудиту услуги, в первую очередь проверка правильности расчета налогов, соответствия хозяйственных операций экономического субъекта нормам различных областей законодательства.
Необходимо отметить, что правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны и для клиентов аудитора, хотя соответствующих положений в них, конечно, меньше, чем пунктов, регламентирующих деятельность аудитора; они касаются вопросов предоставления клиентом необходимой информации, содействия в его работе и т.п. Многие клиенты считают иначе. Это связано с новизной аудита, а частично с термином «правила (стандарты) аудиторской деятельности». Но главная причина - отсутствие четких указаний на этот счет в нормативных актах. Такое положение нужно как можно скорее исправить: в первую очередь внести соответствующие пункты в законодательные акты, регулирующие аудит в нашей стране.
Сколько-нибудь полного набора конкретных инструкций и рекомендаций по проведению аудиторских проверок правила (стандарты) не содержат, но это, безусловно, должно стать предметом самостоятельных разработок аудиторских компаний. К сожалению, в настоящее время лишь несколько из ведущих московских аудиторских фирм разработали внутрифирменные правила (стандарты) своей деятельности.
Рыночная экономика, подверженная воздействию стихийных сил рынка, - абстракция. Экономика во все времена являлась слишком важной областью жизни любого общества, чтобы государство полностью устранилось от ее регулирования. Однако в XX веке степень этого регулирования значительно возросла.
Особенно сильно подвергается регулированию в экономически развитых странах финансовая сфера. Это в полной мере относится и к аудиту как к одному из секторов финансовой сферы.
Одной из основных черт современного аудита в странах с развитой рыночной экономикой является наличие системы регулирования аудита.
Аудит - это независимая экспертиза соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка исчисления и уплаты налогов, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех аспектов деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения, аналитического отчета.
Главная цель аудита - определение достоверности финансовой отчетности компании, контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства, оказание помощи в исправление выявленных нарушений и разработка рекомендаций для предотвращения возникновения нарушений в будущем. Следует отметить, что в настоящее время значительное влияние на достоверность отражения в отчетности обязательств предприятия влияет правильное исчисление налогов: неверный расчет или несвоевременная уплата налогов изменяют величину задолженности предприятия перед бюджетом, а в некоторых случаях - величину задолженности бюджета перед предприятием.
Внутренний аудит - неотъемлемый и важный элемент контроля в процессе непосредственного менеджмента. Потребность в нем возникает в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур. Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов, локализации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудностей. Иными словами - это текущий контроль за осуществлением экономической политики и качеством управления предприятия.
Внешний аудит проводится с целью объективной оценки достоверности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.
В настоящее время одной из главных задач внешнего аудита является анализ правильности исчисления и уплаты налогов, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Это обусловлено в первую очередь сложностью и несовершенством налогового законодательства. Принятие налогового кодекса на первых порах еще более усугубит эту проблему.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом следующими задачами: оптимизация налогообложения и налоговое планирование, помощь в организации налогового и бухгалтерского учета; восстановление и ведение учета, составление налоговой и бухгалтерской отчетности; консультирование по отдельным вопросам налогообложения и ведения бухгалтерского учета.
Результатом аудиторской проверки является получение различными органами контроля и управления информации о фактическом состоянии финансов организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, учредителей и акционеров различны.
Для получения необходимых доказательств в процессе аудита используется процедура документального контроля.
Как показывает практика, предприятия, на которые не распространяется необходимость проведения обязательного аудита, постоянно привлекают для контроля правильности исчисления налогов аудиторские компании. Главным фактором, обуславливающим привлечение аудиторских компаний к решению налоговых проблем, в настоящее время является не необходимость проведения обязательного аудита, а масса налоговых нарушений, допускаемых бухгалтериями предприятий.
Отечественные предприятия рассматривают аудиторские услуги главным образом как услуги по выявлению налоговых нарушений и разработке рекомендаций по их устранению.