НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная отечественная на­логовая система сложилась во время глобальных преобразований в экономике и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правого регулирования реальных налоговых отноше­ний, короткий период времени на разработку налогового законодательства, кризис в экономике, социальный кризис - все это непосредственно оказало воздействие на ее становление.

Вопрос взаимоотношения предприятия с бюджетом в современных условиях является одним из важнейших. Немаловажную роль в финансовых потоках предприятия играют налоговые платежи в бюджет. Нарушения, ошибки и неточности в налоговом учете приводят к не­полному начислению налогов к уплате в бюджет, а нередко и к излишнему начислению. Уплата налогов в неполном объеме приводит к взысканию с предприятий значительных сумм штрафных санкций. Результатом, как недо­платы налогов, так и переплаты является отвлечение из оборота предприятия денежных средств, которые могли бы быть с большим экономическим эф­фектом использованы на иные цели, кроме того, снижается уровень финан­совой устойчивости предприятия. Проверкой правильности исчисления налогов занимаются государст­венные органы - налоговые инспекции, а также негосударственные - службы внутреннего аудита и независимые аудиторы. Сотрудники налоговых органов в ходе проверок занимаются выявлением лишь сумм налогов, которые необходимо доплатить в бюджет. Налого­вые инспектора не уделяют внимания выявлению излишне уплаченных сумм налогов. Такая тенденция негативно влияет на предприятия.

Налоговый контроль является неотъемлемой частью механизма налогообложения предприятия. В системе налогового контроля выделяют два ос­новных вида налогового контроля: первичный (или внутренний) и последующий (или внешний) (рисунок 1).

Первичный контроль осуществляется специальными службами пред­приятия - бухгалтерией и службой внутреннего аудита - в течение налогово­го периода непосредственно в процессе расчета налогов или сразу по его окончании, но до перечисления налогов в бюджет. Последующий контроль можно подразделить на государственный, осуществляемый налоговыми ор­ганами, и негосударственный, проводимый аудиторскими компаниями и ча­стными аудиторами.

Государственный контроль проводится по окончании определенных отчетных периодов, когда уже известны суммы налогов, начисленные пред­приятиями к уплате в бюджет. Аудиторский контроль осуществляется как в течение налогового периода в процессе расчета налогов предприятиями, так и по окончании налоговых периодов.

Формы налогового контроля представлены на рисунке 2. Налоговая проверка предприятий является основной и наиболее эффективной формой нало­гового контроля, проводимого налоговыми органами и аудиторами.

Налоговые проверки классифицируются по следующим признакам (рисунок 3):

  1. По форме - документальные и камеральные проверки.
  2. По объему - комплексные и тематические, сплошные и выбороч­ные.

Комплексная проверка включает в себя проверку правильности ис­числения и своевременности уплаты целого ряда налогов, тематическая - од­ного налога.

Сплошная проверка представляет собой исследование практически всех документов, связанных с уплатой налогов, за весь отчетный период, вы­борочная - часть документов за некоторые периоды, входящие в отчетный период.

3. по срочности - плановые и внеплановые;

4. по способу установления достоверности - формальные, арифмети­ческие, встречные.

Аудиторы могут проводить все виды налоговых проверок, рассмотренных выше. Следует заметить, что для проведения встречной проверки аудиторам требуется согласия на это заказчика - экономическим субъектом, который является владельцем (участником) проверяемых пред­приятий.

Каких-либо законодательных или иных актов, регулирующих порядок и условия проведения аудиторскими компаниями и частными аудиторами налоговых проверок не существует.

Объектами документальных проверок, проводимых налоговыми орга­нами, являются отдельные налоги или группы налогов: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; местные налоги и т.д.

Налоговые органы периодически выпускают методические рекомен­дации по проверке тех или иных налогов. Общими недостатками всех методических рекомендаций являются следующие: методические рекомендации своевременно не изменяются и не до­полняются в связи с изменениями в налоговом законодательстве и арбитраж­ной практикой; не выпускаются на регулярной основе; не содержат описания типичных ошибок налогоплательщиков; противоречат действующим законам и инструкциям.

Эти недостатки приводят к возникновению следующих ситуаций: в одном районе (городе, области) налоговые инспекции налагают штрафные санкции на предприятие за какое-либо нарушение, а в другом рай­оне нет, поскольку они о таком нарушении не знают; в одном городе налоговые органы перестали налагать штрафные санкции на предприятия за какое-либо деяние, поскольку арбитражный суд признал действия налогоплательщика правомерными, а в другом городе на­логовые органы продолжают выносить штрафные санкции за данные дейст­вия, так как они о решении суда не слышали, либо не приняли к вниманию.

Все это оказывает негативное влияние на функционирование предприятий и на пополнение бюджетов всех уровней.

Как показывает практика, налоговые инспекции в ходе проверок занимаются выявлением лишь сумм не полностью уплаченных налогов или уплаченных позднее, чем установлено законодательством. Сотрудники налоговых инспекций не уделяют внимания выявлению излишне уплаченных сумм налогов. Такая тенденция негативно влияет на предприятие: не позволяет ему эффективно использовать денежные ресурсы. Отвлекаемые из оборота сред­ства для уплаты излишне начисленных сумм налогов предприятие могло бы использовать на расширение своей деятельности, увеличение объемов про­даж. В конечном итоге возможно повышение доходов бюджетов всех уров­ней.

Налоговым органам необходимо проделать еще значительный объем работы для устранения указанных выше недостатков.

Внимание в научной работе уделим проблемам негосударственного налогового контроля - аудиторской деятельности в области налоговых проверок.

В отечественной практике получил широкое распространение ауди­орский контроль - в современных условиях отечественные предприятия для проверки правильности исчисления налогов, составления бухгалтерских от­четов и налоговых деклараций привлекают аудиторов.

Возраст современного российского аудита исчисляется уже двузнач­ной цифрой. Оглядываясь на прошедшее десятилетие, можно сказать, что ау­дит в нашей стране практически встал на ноги. Появились солидные ауди­торские фирмы, некоторым из которых вполне по силам конкурировать с из­вестными западными аудиторскими компаниями.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномо­ченными на то государственными органами. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе ино­странные и созданные совместно с иностранными юридическими и физиче­скими лицами.

Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного за­конодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и ока­зывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания
поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документа­цию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возник­шим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу необходимую для осуществле­ния аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при со­действии государственных органов, поручивших проверку;

г) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документа­ции и т.д.

Руководители и иные должностные лица проверяемого экономическо­го субъекта обязаны:

а) создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевремен­ного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю доку­ментацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу ауди­тора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой наруше­ния порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской про­верки.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управле­ния, органов местного самоуправления и судебных органов.

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:

а)   в вводной части указываются сведения об аудиторской фирме и специалистах, проводивших проверку;

б)  в аналитической части указываются:

  • результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
  • факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных на­рушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составле­ния финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нару­шений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйст­венно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб ин­тересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;

в) в итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности эко­номического субъекта.

В случае если экономическим субъектом - заказчиком в ходе прове­дения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бух­галтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Организация государственного регулирования аудиторской деятель­ности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Итак, к настоящему моменту аудит стал неотъемлемой частью отечественной экономики. Теперь необходимо, чтобы аудит развивался. Это озна­чает, что центр тяжести должен быть перенесен с вопросов становления аудита на типичные задачи сформировавшейся отрасли экономики, главной из которых является повышение качества продукции.

Задача повышения качества аудиторских услуг многогранна. С одной стороны это резкое ограничение «черного аудита», когда аудитор дает поло­жительное заключение без проведения сколько-нибудь детальной проверки или на заведомо недобросовестную бухгалтерскую отчетность. Как показы­вает зарубежный опыт, полное искоренение этого явления невозможно. С другой стороны это тщательная проверка соблюдения клиентом правил веде­ния бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности с рекомендациями по устранению выявленных нарушений, и разнообразные сопут­ствующие аудиту услуги, в первую очередь проверка правильности расчета налогов, соответствия хозяйственных операций экономического субъекта нормам различных областей законодательства.

Необходимо отметить, что правила (стандарты) аудиторской деятель­ности обязательны и для клиентов аудитора, хотя соответствующих положе­ний в них, конечно, меньше, чем пунктов, регламентирующих деятельность аудитора; они касаются вопросов предоставления клиентом необходимой информации, содействия в его работе и т.п. Многие клиенты считают иначе. Это связано с новизной аудита, а частично с термином «правила (стандарты) аудиторской деятельности». Но главная причина - отсутствие четких указа­ний на этот счет в нормативных актах. Такое положение нужно как можно скорее исправить: в первую очередь внести соответствующие пункты в зако­нодательные акты, регулирующие аудит в нашей стране.

Сколько-нибудь полного набора конкретных инструкций и рекомен­даций по проведению аудиторских проверок правила (стандарты) не содер­жат, но это, безусловно, должно стать предметом самостоятельных разрабо­ток аудиторских компаний. К сожалению, в настоящее время лишь несколько из ведущих московских аудиторских фирм разработали внутрифирменные правила (стандарты) своей деятельности.

Рыночная экономика, подверженная воздействию стихийных сил рынка, - абстракция. Экономика во все времена являлась слишком важной областью жизни любого общества, чтобы государство полностью устрани­лось от ее регулирования. Однако в XX веке степень этого регулирования зна­чительно возросла.

Особенно сильно подвергается регулированию в экономически разви­тых странах финансовая сфера. Это в полной мере относится и к аудиту как к одному из секторов финансовой сферы.

Одной из основных черт современного аудита в странах с развитой рыночной экономикой является наличие системы регулирования аудита.

Аудит - это независимая экспертиза соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка исчисления и упла­ты налогов, соответствия хозяйственных и финансовых операций законода­тельству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех аспектов деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения, аналитического отчета.

Главная цель аудита - определение достоверности финансовой от­четности компании, контроль за соблюдением компанией определенных за­конов и норм хозяйственного права и налогового законодательства, оказание помощи в исправление выявленных нарушений и разработка рекомендаций для предотвращения возникновения нарушений в будущем. Следует отме­тить, что в настоящее время значительное влияние на достоверность отра­жения в отчетности обязательств предприятия влияет правильное исчисле­ние налогов: неверный расчет или несвоевременная уплата налогов изменя­ют величину задолженности предприятия перед бюджетом, а в некоторых случаях - величину задолженности бюджета перед предприятием.

Внутренний аудит - неотъемлемый и важный элемент контроля в про­цессе непосредственного менеджмента. Потребность в нем возникает в круп­ных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур. Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов, локали­зации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудно­стей. Иными словами - это текущий контроль за осуществлением экономиче­ской политики и качеством управления предприятия.

Внешний аудит проводится с целью объективной оценки достоверно­сти проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разра­ботку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, по­вышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособ­ности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

В настоящее время одной из главных задач внешнего аудита является анализ правильности исчисления и уплаты налогов, оптимизации затрат и ре­зультатов деятельности, доходов и расходов. Это обусловлено в первую оче­редь сложностью и несовершенством налогового законодательства. Принятие налогового кодекса на первых порах еще более усугубит эту проблему.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными догово­ром с клиентом следующими задачами: оптимизация налогообложения и на­логовое планирование, помощь в организации налогового и бухгалтерского учета; восстановление и ведение учета, составление налоговой и бухгалтер­ской отчетности; консультирование по отдельным вопросам налогообложе­ния и ведения бухгалтерского учета.

Результатом аудиторской проверки является получение различными органами контроля и управления информации о фактическом состоянии финансов организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, учредителей и акционеров различны.

Для получения необходимых доказательств в процессе аудита исполь­зуется процедура документального контроля.

Как показывает практика, предприятия, на которые не распространя­ется необходимость проведения обязательного аудита, постоянно привлека­ют для контроля правильности исчисления налогов аудиторские компании. Главным фактором, обуславливающим привлечение аудиторских компаний к решению налоговых проблем, в настоящее время является не необходимость проведения обязательного аудита, а масса налоговых нарушений, допускае­мых бухгалтериями предприятий.

Отечественные предприятия рассматривают аудиторские услуги глав­ным образом как услуги по выявлению налоговых нарушений и разработке рекомендаций по их устранению.

Просмотров работы: 1