БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В настоящее время глобализация является одной из наиболее острых проблем для многих стран и одним из важнейших факторов развития. Однако, по мнению большинства современных ученых, ее воздействие на социально-экономические процессы и положение отдельных стран и регионов неоднозначно. К положительным сторонам глобализации следует отнести: свободную миграцию товаров, услуг, капитала, рабочей силы; увеличение темпов либерализации торговли и инвестиций; ускорение научно-технического прогресса; появление новых видов коммуникаций, транспорта, информационных технологий; увеличение хозяйственной взаимозависимости стран. С другой стороны глобализацию следует рассматривать как явление, при котором усиливается социальное и материальное неравенство в обществе, что несет серьезную угрозу политической стабильности в отдельно взятой стране и мире.

Перед лицом растущей глобализации Россия, по сравнению с экономически развитыми странами, оказывается наименее подготовленной и защищенной, и причиной тому являются: отсутствие в стране четкой экономической политики на макроуровне; отсутствие координации действий между различными экономическими и финансовыми институтами; отсутствие необходимых реформ в области социально-трудовых отношений, которые должны предшествовать как либерализации рынков, так и структурной перестройке экономики.

Влияние процессов глобализации - один из самых актуальных  вопросов системы потребительской кооперации России. В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияние центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, обострению социальных проблем, уничтожению неконкурентоспособных производств и, как следствие, к росту социально-экономического расслоения населения. Ускорение на рубеже XX-XXI веков социально-экономических процессов в мировом масштабе требует не только внедрения новых, но и совершенствования устоявшихся форм хозяйствования. Одной из таких форм, требующих совершенствования и приспособления к современным реалиям, является потребительская кооперация, которая имеет более чем ве­ковую историю развития. Кооперативные формы хозяйствования в мире выступают одним из факторов экономического роста государства, отличаются высоким уровнем демократичности, автономией на региональном и интеграцией на международных уровнях.

Адаптация системы потребительской кооперации к новым условиям хозяйствования и ее развитие, особое значение приобретают в связи с тем, что становление рыночной экономики в России не может осу­ществляться по классическому пути, а должно быть нацелено на формирование социально-ориентиро­ванной экономики, в которой хозяйствующие субъекты выполняют не толь­ко коммерческие, но и социальные функции.

Высококонкурентный характер рыночной среды, невозможность достижения конкурентного преимущества по многим товарам за счет оптимиза­ции издержек, повышения качества и привлекательности товара в развитых странах Запада привел к необходимости установления более тесных отноше­ний с потребителями на принципах прямой и обратной связи. Своеобразным аналогом такого взаимоотношения по­требителя и продавца является действующая система потребительской кооперации России, позволяющая за счет минимизации трансакционных издержек добиться определенного конкурентного преимущества.

В условиях рыночной экономики в России каждое предприятие должно быть экономически эффективным и финансово независимым. Для обеспечения современного уровня конкурентного производства необходима стабильная деятельность не только в настоящем, но и в будущем, то есть устойчивое развитие предприятия. Первостепенными в условиях глобализации становятся вопросы совершенствования финансовых инструментов устойчивого развития предприятия, в том числе инновационных методов. К числу таких методов необходимо отнести эффективное использование имеющихся текущих активов; использование собственных финансовых ресурсов через реализацию инвестиционных вложений и привлечения заемных средств; разработку и практическое внедрение технологии бюджетирования на предприятиях различных форм собственности и другие.

Практический опыт говорит о том, что проблема совершенствования финансовых инструментов устойчивого развития предприятия, в том числе и предприятий потребительской кооперации, продолжает оставаться актуальной. В связи с этим в условиях рыночных отношений существенно возросла роль внутрифирменного планирования, одним из методов которого является бюджетирование.

Для современного предприятия бюджетирование представляет собой процесс финансового управления, который основан на разработке, исполнение, контроле и анализе основных финансово-экономических показателей. Данный процесс охватывает все стороны деятельности предприятия, позволяющий сопоставить все полученные затраты от ведения хозяйственной деятельности и полученные результаты, выраженные в финансовых терминах на предстоящий период в целом или по отдельным периодам. При этом главной задачей бюджетирования является повышение эффективности работы предприятия за счет целевой ориентации и координации всех событий, происходящих на предприятии, а именно изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционирование экономического субъекта.

Наличие на предприятии управленческого учета и в частности бюджетирования оказывает неоценимую помощь руководству в планировании деятельности компании и помогает следить за выполнением поставленных задач.

Кроме того, актуальность бюджетирования проявляется в следующих преимуществах:

  • руководители структурных подразделений получают не только большую самостоятельность, участвуя в составлении сводного бюджета, но и большую ответственность за эффективное использование средств и достижение поставленных целей;
  • при помощи бюджетов легче координировать работу различных центров финансовой ответственности и предприятия в целом;
  • бюджетирование позволяет усовершенствовать процесс распределения финансовых ресурсов между структурными подразделениями;
  • процесс бюджетирования предполагает своевременное внесение корректирующих изменений в планы;
  • бюджетирование способствует реализации системного подхода к
    управлению предприятием в целом. В бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет предприятия;
  • бюджетирование способствует процессам коммуникации;
  • составление гибких (многовариантных) бюджетов, то есть рассчитанных для различных прогнозируемых ситуаций, способствует гибкому развитию предприятия.

Таким образом, в современных условиях бюджетирование рассматривается как финансовый инструмент, необходимый для координации финансовых действий на планируемый период. В бюджетах предприятия находят свое выражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонений фактических показателей от плановых. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

Бюджетирование как инструмент управления предприятием в условиях глобализации немыслим без внедрения системы контроллинга - современной концепция управления, сочетающей в себе процессы планирования и контроля. Контроллинг можно определить как новую управленческую концепцию, возникшую в результате эволюции функций менеджмента и подходов к управлению предприятием. Основу этой концепции представляет стремление обеспечить успешное функционирование и достижение целей деятельности предприятия.

Сущность контроллинга проявляется в таких направлениях деятельности, как: адаптация стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласование   оперативных   планов   со   стратегическим   планом развития организационной структуры; координация и интеграция оперативных планов по разным бизнес-процессам; создание   системы   обеспечения   менеджеров   информацией   для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; создание системы контроля над исполнением планов, корректировка их содержания и сроков реализации; адаптация организационной структуры управления предприятием с
целью   повышения   ее   гибкости   и   способности   быстро   реагировать   на меняющиеся требования внешней среды. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.

Таким образом, и бюджетирование, и контроллинг ориентированы в большей мере на обеспечение желаемого результата в плановом периоде. Бюджетирование должно непременно стать органичной частью контроллинга на каждом предприятии потребительской кооперации.

Просмотров работы: 35